научная статья по теме К истории создания афонских монастырей на Кавказе Биология

Текст научной статьи на тему «К истории создания афонских монастырей на Кавказе»

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны Осоавиахим Иркутской области был одной из крупных общественных массовых организаций, способной выполнить возложенные на него задачи по подготовке населения к защите социалистической Родины.

Список использованных источников и литературы

1. ГАНИИО, ф.123, оп.5, д. 36, л.137.

2. Панов, В. Н., Очерки по истории Иркутской области. / В. Н. Панов, В. Г. Тю-кавкин - Иркутск, 1970, - с. 144.

3. Там же, с. 156.

4. ГАНИИО, ф. 16, оп. 1, д. 322, л. 117 об.

5. ГАНИИО, ф. 123, оп. 5, д. 36, л. 137

6. ГАНИИО, ф. 16, оп. 1, д. 1341, л. 1, 5.

7. ГАНИИО, ф. 127, оп. 1, д. 13, л. 180, 383.

UDC 355.58 (571.53)(091)

Tepluhin Vyacheslav

Military Aviation Engineering University, Irkutsk, Russia prof-irk@mail. ru

In the article the stages of the formation and development of the Osoaviakhim organization in the Irkutsk region are studied. The directions of the society's activity on the militarization of the population and the public authorities' working on the reinforcement of the defensive organization are set.

Keywords: Irkutsk Region; formation of the defensive organizations; Osoaviakhim; military and patriotic education; skill formation.

УДК 271.22

Ченикалова Елена Владимировна

Институт дружбы народов Кавказа г. Ставрополь, Россия entomolsgau@mail. ru

К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ АФОНСКИХ МОНАСТЫРЕЙ НА КАВКАЗЕ

Aфонские монастыри на Кавказе - уникальное явление для истории и духовной жизни России. Четыре монастыря были основаны в горах Кавказа русскими монахами -выходцами из афонских монастырей в Греции, проживших определенное количество лет на горе Афон и впитавших традиции греко-византийской культуры и аскетики. Монастыри были созданы в конце XIX- начале XX вв. и внесли свой исторический вклад в просвещение Кавказского края, наложив отпечаток на развитие культуры и образования в этом регионе.

Ключевые слова: Aфон, монастыри, Кавказ, просвещение.

Исторически сложившиеся связи России и Греции, общность вероисповедания, глубокое религиозное почитание удела Богородицы - Святой горы Афон, как «монашеской республики», приводили на сюда из дореволюционной России тысячи наших соотечественников, желавших понести монашеские подвиги и посвятить свою жизнь Богу. Часть молодых мужчин смотрела на участие в строительстве русских и других монасты-- 420 -

рей на Афоне, как на временный заработок и избавление от нужды, возможность помочь своей семье. Однако большинство русских, вступавших на Святую гору, покидали Родину именно по духовным причинам, желая приблизиться к Отечеству Небесному и остаться на Афоне навсегда. Но исторические условия в России и Греции, в том числе и на Афоне, складывались не всегда благоприятно для русских монахов-афонитов.

Во второй половине XIX в. Русские иноки на Святой горе Афон терпели сильное экономическое и юридическое притеснение. Речь даже шла о возможном выселении их со Святой горы. Тогда в 1871 г. русское правительство вызвало представителей Панте-леимонова монастыря в Санкт-Петербург и предложило выбрать им место на Кавказе для возведения новой обители (Ионина, 2006).

Еще в 1858 году епископ Кавказский и Черноморский Игнатий (Брянчанинов), писал: «.. .Между тем счастливейшее событие на Кавказе - покорение всех горских народов Левого крыла, единодушно признавших себя подданными православного царя, равно как и незадолго до этого объявленная мне Святейшим Синодом благословенная воля царя о том, чтобы принимаемо было всевозможное старание о доставлении святого христианского верования иноплеменникам, .открывает обширное поприще для новых, весьма верных соображений. .14 сего декабря я лично услышал из уст князя Александра Ивановича Барятинского, что Его сиятельство принимает живейшее участие в распространении христианства между горцами» (Полное жизнеописание епископа Игнатия Кавказского, 2002). Вскоре, в 1861 г., на посту Наместника Кавказа князя А.И. Барятинского сменил Великий князь Михаил Николаевич Романов, брат царя Александра III. По его разрешению, а также по прошению епископа Ставропольского и Черноморского Германа Священным Синодом в 1873 г. первым из кавказских афонских монастырей был учрежден Ново-Афонский Симоно-Канонитский монастырь. 27 ноября 1875 г. последовало распоряжение императора Александра III об отведении 327 десятин земли, передаче вновь устраиваемому монастырю развалин храма во имя святого Симона Канонита и башни, оставшейся от генуэзцев, о предоставлении братии монастыря ловли рыбы по реке Псыртсхи и др. (Леонов, 2008). Сам император Александр III также неоднократно из собственных средств помогал строительству монастыря.

Роль Великого князя Михаила, как наместника Кавказа, в строительстве здесь православных храмов также была существенна. В конце Кавказской войны он стал создателем храма в только что взятой русскими войсками турецкой крепости Карс на месте разрушенной турками старой грузинской церкви. Михаил Николаевич делал обильные пожертвования, дарил иконы и священные сосуды для храмов и монастырей Кавказа, содействовал публикации священных текстов на местных языках, прежде всего, на грузинском, что позволило восстановить грузинское богослужение.

Вторым по времени учреждения, но первым по своему фактическому возникновению афонским монастырем на Кавказе стал Михайло-Афонский монастырь (основан в 1878 г.), в котором реализовалась идея создания памятника в честь замирения Кавказа. Строительство монастыря было начато по инициативе Великого князя Михаила Николаевича и закончено уже после его отъезда с Кавказа. В благодарность за разнообразную помощь в создании монастыря, монахи присвоили в 1885 г. Великому князю звание почетного ктитора монастыря (Леонов, 2008). Монастырь являлся одним их крупнейших мужских кавказских монастырей и назывался «Свято-Михайло-Афонской общежительной пустынью» на Кавказе, Майкопского отделения Кубанской области.

Чуть позже возник Александро-Афонский Зеленчукский монастырь в местечке Архыз (1889 г.), ктитором (главным жертвователем, создателем) которого стал Император Александр III, и где до сих пор сохранились самые древние православные храмы на территории России.

Уже в начале ХХ века на горе Бештау близ Пятигорска возникает в 1904 г - Вто-ро-Афонский Успенский монастырь, ктитором которого был также представитель династии Романовых, Великий князь Дмитрий Константинович.

Свято-Михайло-Афонская Закубанская общежительная пустынь - монастырь фактически уже издревле основанный византийскими монахами построившими на этом месте громадный разветвленный пещерный город, с ходами, тянувшимися под землей на многие километры к вершинам гор и к равнинным поселениям. Этот подземный пещерный византийский монастырь, согласно свидетельствам археологов и спелеологов, был создан в IX - X вв., имел 2 уровня пещер на глубине 5-6 м и 50 м. Они соединялись подземными ходами протяженностью только под плато 3 км, и имевших 12 галерей, шедших в разных направлениях на 5-10 км.

Созданию монастыря послужила встреча, приехавшего на Афон кавказского схимонаха Виталия, и иеромонаха Мартирия. Афонский иеромонах Мартирий Островый, уроженец г. Херсона, принявший постриг в Киево-Печерской лавре, затем проживший около 10 лет на Афоне, услышав рассказ схимонаха Виталия о древнем византийском пещерном монастыре и о стремлении населения к возрождению обители, был глубоко взволнован. Он пожелал все свои материальные средства (55 тыс. руб.), духовные и физические силы направить на основание обители. В 1877 г. о. Мартирий с товарищем приехал на место будущей обители. Вскоре по благословению афонских старцев, в монастырь прибыли и другие афонские монахи. С собой они привнесли и афонский богослужебный устав и частицы святых мощей. И по сей день, богослужения в монастыре идут по этому уставу, форма одежды монахов афонская. В короткие сроки в монастыре были сооружены храм, странноприимный дом, братский корпус, хозяйственные постройки. Начался приток богомольцев. Постепенно трудами братии монастыря было возведено 5 храмов: во имя Архистратига Божия Михаила, преподобного Александра - игумена обители Неусыпающих, Успенский, Преображенский и Троицкий.

На территории располагались также больница, аптека и богадельня для престарелых воинов, книжная лавка, дома для паломноков и мастерские: иконописная, столярная, иконостасной резьбы, свечной завод и др. Были и «черные» мастерские: кузнечная, слесарная, плотничная, маслобойня, мельница, известковый и кирпичный заводы. В народе монастырь называли «Казачьей Лаврой» за постоянную поддержку со стороны казачьего населения Закубанья. А в насельники его принимали преимущественно лиц казачьего происхождения (Леонов, 2008; Николаев, 2009).

В 2001 году Русской Православной Церкви по многочисленным просьбам верующих возвращено здание Успенского храма и начато возрождение монастыря. На территории монастыря находится святой источник, во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона, известный далеко за пределами Адыгеи...

Симоно-Кананитский монастырь (Новоафонский монастырь) — православный монастырь, расположенный у подножия Афонской горы в Абхазии, у древнего храма апостола Симона Кананита. Основан в 1875 году монахами со Старого Афона из обители св. Пантелеимона. Строительство монастырского комплекса было начато в 1884 и завершено в 1896 году. Сегодня Новый Афон - обитель Сухумо-Абхазской Епархии.

Закрыли обитель в 1924 году за «контрреволюционную агитацию». В дальнейшем монастырь использовался под склады, туристическую база, краеведческий музей, госпиталь. Вновь монастырь открыл свои ворота лишь в 1994 г.

В 1887 году Указом Святейшего Синода на базе древних христианских аланских храмов вдоль реки Зеленчук в Архызском ущелье был учрежден мужской монастырь - Свято-Александро-Афонская Зеленчукская пустынь (Гедеон, 1992). Монастырь быстро развивался. Первым игуменом Александро-Афонского Зеленчукского монастыря стал афонский иеромонах отец Серафим (Титов), который ради этого вместе со своим - 422 -

отцом покинул Афон и потратил на восстановление святыни 15 тысяч рублей золотом личных денег.

Второ-Афонский

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком