научная статья по теме К ИСТОРИИ ТИПОГРАФСКОГО ДЕЛА «РУКОВОДСТВО ДЛЯ НАБОРЩИКОВ» Н. ФЛИГЕ И Р. НИППЕРТА* Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «К ИСТОРИИ ТИПОГРАФСКОГО ДЕЛА «РУКОВОДСТВО ДЛЯ НАБОРЩИКОВ» Н. ФЛИГЕ И Р. НИППЕРТА*»

НИНА КУЗЬМИНА

К истории

1

типографского дела

«Руководство для наборщиков» Н. Флиге и

Труд наборщиков был одним из самых сложных, требовал немалого мастерства и знаний. В помощь им издавались специальные руководства.

Нина Георгиевна Кузьмина, сотрудник музея печати ГМИ, Санкт-Петербург

ТИПОГРАФСКОЕ ДЕЛО во

второй половине Х1Х-начале

ХХ в. в России характеризуется

интенсивным развитием. В состав так называемых «графических заведений» входили типографии, литографии, фотографии, металлографии, словолитни и другие заведения. Если в середине XIX в. в Санкт-Петербурге действовало около ста полиграфических предприятий, то к концу XIX в. их было уже свыше 400. В каждом графическом заведении большую часть рабочих составляли наборщики. Труд наборщика являлся одним из самых сложных, так как необходимо было не только знать грамоту, но и владеть несколькими иностранными языками, а также иметь представление о всех наборных операциях и сопутствующих им работах.

Большой историко-культурный интерес представляет выпущенный в издательстве «Общественная польза» двухтомник «Руководство для наборщиков». Первый том, вышедший в 1874 г., носил название «О производстве набора», Второй том — «О производстве печати, устройстве типографии и вспомогательных к типографскому делу производствах» — увидел свет 6 лет спустя. Авторы-составители скрывались под псевдонимами «Н. Ф.» и «Р. Н.». Ими оказались сотрудники крупнейшей типографии середины XIX в. Товарищества «Общественная польза», Н. К. Флиге и Р. Ф. Нипперт1, которые одновременно являлись преподавателями в школе наборщиков при типографии. Роббер Фа-бианович Нипперт (?—1883) был сотрудником, а впоследствии фактором Товарищества «Общественная польза». Николай Карлович Флиге имел уже нема-

лый опыт издательской деятельности. В 1866-1868 гг. он был редактором газеты «Ведомости Санкт-Петербургского Градоначальства и Столичной полиции», а в 1868 г. издавал и редактировал ежемесячный иллюстрированный журнал «Живописное обозрение». Став членом Товарищества «Общественная польза», Н. К. Флиге издал несколько книг на темы, не имеющие отношения к типографскому делу, однако в связи с открытием школы для наборщиков, стал одним из авторов руководства.

В предисловии к первой части «Руководству для наборщиков» авторы сообщают, что в настоящее время «трудно иметь знающих наборщиков... типография вынуждена была образовать у себя особую для наборщиков школу, в которую поместили при открытии ея до 30 мальчиков ...приставя к ним опытных наборщиков»2. Школа при типографии, работавшая только для своих учеников, существовала в 1870-х годах. Срок обучения в ней, как следует из небольшой заметки в журнале «Обзор графических искусств» за 1868 г., был четырёхлетним, учебный курс предполагал изучение исключительно наборных процессов. В 1874 г. в школе обучалось около 20 мальчиков в возрасте 12-13 лет. Для улучшения обучения наборщиков ремеслу и было составлено настоящее пособие.

«Не сомневаемся, — писали авторы, — что найдётся много недостатков в нашем руководстве, и весьма будем бла

* Руководство для наборщиков. В 2-х т. / Сост. Н. Ф. и Р. Н. — Т. 1. О производстве набора. — СПб.: Издание товарищества «Общественная польза», 1874. — 230 с.; Т. 2. О производстве печати, устройстве типографии и вспомогательных к типографскому делу производствах. — СПб.: Издание товарищества «Общественная польза», 1880. — 364 с.

-

^^З^ЪЙ Д ЛО #21 [207] *2013

годарны тем, кто нам их укажет с тем, чтобы воспользоваться указаниями при втором издании; но говорят, что первый шаг всегда труден, а это можно считать почти первым, потому что уже изданная по этому отделу книга А. Серкова — слишком коротка и неудовлетворительна»3.

Первый том «О производстве набора» содержит 230 страниц, то есть в три раза превосходит по объёму «Руководство» А. Серкова. Текст сопровождается 22 чёрно-белыми иллюстрациями и разбит на пять частей. В первой, названной «Основные правила набора», на 35 страницах излагаются сведения о шрифтах, наборных кассах, правилах набора, за-

V Уководство ТИПОГРАФЩМКОВЪ

СОСТАВ! Г ЛИ Н ф. И Р,

Дд Lv

■1.41-11, II

САЯЕТЛ ЕТЕРСУРГЬ.

■ ТС»1 Г < 11 ^ 1.И1Т1 II ■ АI ПО*"!*' г .

шо. ' ■

ключке строк, цифрах (приведена сравнительная таблица арабских, римских и славянских цифр). Вторая часть, занимающая 91 страницу, озаглавлена «Книжный набор»; в ней приводятся общие сведения о книжном наборе, системе и названиях шрифтов, книжных форматах, видах полос, спускании полос, даётся понятие о корректуре, наборе стихов, а также расчёте набора и рукописи. В третьей части, «Газетный набор», состоящей всего из 20 страниц, перечисляются требования к наборщику газет, обязанности верстальщика, соединении наборов, то есть вёрстке, особенностях набора объявлений. Четвёртая часть «Набор мелких дел» занимает 61 страницу и посвящена акцидентному — самому сложному — набору. Вначале описывается оборудование наборной — кассы и реалы. Даны примеры набора мелких (бланков, формуляров, адресных

и визитных карточек, циркуляров) и крупных (афиши и вывески, отчётные таблицы, географические карты) видов печатной продукции; перечисляются виды выделительных линеек, типографских орнаментов, виньеток; рассказывается о правилах применения стенографических литер. В последней, пятой, части — «Набор иностранных языков» — приводятся правила выполнения набора на немецком, английском, французском, греческом и латинском языках.

Таким образом, первым том «О производстве набора», является подробным руководством для наборщиков и учеников, охватывающим все виды наборных работ, применяемых в Товариществе «Общественная польза» во второй половине ХК века.

Второй том «О производстве печати, устройстве типографии и вспомогательных к типографскому делу производствах» содержит 362 страниц и 20 чёрно-белых иллюстраций. Издание можно условно разделить на две части. В первой описываются печатные процессы, во второй даётся справочная информация о печатном мире. Перечислим основные разделы первой части: печатание на ручном станке; масса для валиков; особенности печати разных видов продукции, в частности художественная печать иллюстраций; рецепты составления применяемых красок; обязанности машинного мастера; изготовление печатных досок, стереотипов и клише; различные виды печати: гелиография, альбертотипия (печать с фотографии), фотопипия (печать иллюстраций), пантотипия (цикно-рельефное вытравливание).

Во второй части описываются обязанности хозяина типографии и его помощника — фактора, приводятся правила работы в разных частях типографии (наборной, печатни, в кладовых для шрифта и бумаги) и Положение об учениках. Авторы также дают советы тем, кто желает устроить свою типографию; приводятся перечень необходимых типографских предметов и их цены, а также адреса предприятий, где можно всё это купить. Далее приведены сведения о вспомогательном оборудовании: машины для разрезки бумаги, нумеровальные, фальцевальные и других. В издании представлены «промыслы», относящиеся к типографскому искусству: словолитни, бумажное производство, литогра-

фия и гравирование на дереве и меди, причём с небольшими экскурсами в историю этих промыслов. Завершают второй том и соответственно весь этот объёмный труд Статьи Устава цензурного, о пошлинах, гербовом сборе и Уложения о наказаниях, разъяснения Циркуляра по делам печати и примечания к Своду Законов. Включение в пособие этих

шга

MCitmivb ii зшишпшм

л

нгиФ ttmtnnt > KipHimm ютцпнип нищ

Нрншгтк.

(ШВГГПЮТРБУГГЬ, 1«"

статей является одной из его особенностей: такие сведения не размещались более ни в одном издании ни до, ни после. В приложении приводятся образцы выполнения форм прошений, свидетельств и таблицы форматов полос печатного листа, утверждённые Главным управлением по Делам печати.

Ещё одной особенностью руководства является стиль изложения материала. Оно написано в почти сослагательном наклонении. Вот, например, как авторы описывают требования, предъявляемые к поступающему в ученики наборщика: «хозяева типографии должны вменить себе в обязанность принимать в учение только таких молодых людей, которые обладают... научными познаниями... умение читать и правильно писать на родном языке, считать и обладать по крайней мере элементарными сведениями из географии, истории, естестенноисториче-ских наук и проч.; желательно, чтобы при этом он имел хотя элементарное понятие и об иностранных языках»*. Можно сделать вывод, что требования к кандидатам в ученики были невысоки, а предъявление документа об образовав

А2Ш

#21 [207] *2013 Д ЛО

нии вообще не считалось обязательным. В тексте «Руководства» то и дело встречаются слова «желательно», «по крайней мере», «надо бы», «хорошо бы» и т. д., то есть чёткие закреплённых правила и требования к выполнению работ отсутствуют.

Достоинством издания, безусловно, являются его объёмность и подробность

в изложении последовательности выполнения операций, входящих в процесс изготовления печатной продукции. Пособие предназначалось как для учеников наборщиков, так и для всех сотрудников типографий и издательств, желающих повысить уровень типографских знаний.

За несколько лет до выхода этого фундаментального руководства, один из его авторов Р. Ф. Нипперт выпустил небольшую книжку «Азбуки восточных и западных языков». В «Азбуке», вышедшей в 1859 г., отражены алфавиты практически всех народов мира. В издании на 54 страницах представлено 57 азбук. Некоторые сходные по написанию и произношению азбуки, например, латинская, итальянская, французская, английская и испанская, сведены в одну таблицу. Немецкая азбука приведена в двух вариантах — рукописном и печатном; они соседствуют в таблице с датской, шведской, латышской, эстонской и финской. Помимо современных автору азбук, в пособии приведены и азбуки почти не употреблявшиеся, например, рунические, глаголица, коптская. Церковно-славянская азбука (кириллица) представлена в сравни-

^^З^ЪЙ Д ЛО #21 [207] *2013

тельной таблице: древнего времени, середины XIIX в., гражданская (введённая Петром I) и азбука, которой написано Остромирово евангелие.

Особенностью и

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «Культура. Культурология»