научная статья по теме К ИСТОРИИ ВЕЩЕСТВЕННЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ КУЛЬТУРЫ В ЛЕНИНГРАДЕ: ИХ ПОТЕРИ В 1928-НАЧАЛЕ 1930-Х ГОДОВ. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «К ИСТОРИИ ВЕЩЕСТВЕННЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ КУЛЬТУРЫ В ЛЕНИНГРАДЕ: ИХ ПОТЕРИ В 1928-НАЧАЛЕ 1930-Х ГОДОВ. ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ»

УДК 94(47).084.6

VALERY YULYEVICH GESSEN

Candidate of Economical Sciences Russian Federation, Saint Petersburg E-mail: gessen27@mail.ru

For the history of material evidence of culture in Leningrad: their losses in 1928-early 1930-ies. General comments

The article, based on previously unused archival material reviews issues related to the seizure of paintings, works of applied art, products made of gold and silver that were in the Russian Museum. Considerable attention is paid to the confiscation of church property, entered into the museum from the cathedrals, parish and house religious institutions of Petrograd. The principal value the authorities gave to the seizure of products from precious metals, which were mainly directed to the Leningrad office of the State Bank for remelting, part of them was sent to the State storage (Goshran) as the state repository of values. The rest of the museum property was reported to the V / O "Antiques" Commissariat for export sales of the currency. However, most part of museum staff resisted to the withdrawal of the most valuable items, hid them from viewing a specially sent commissions, delayed their surrender. And it caused a non-pleasure, the threat of sanctions by the People's Commissariat, because the Council of People's Commissars from it demanded the implementation of plans of currency at any price, not excluding the sale of unique museum exhibits.

Key words: Russian Museum, withdrawal, paintings, icons, artware, export, Gokhran, V/O "Antiques", the State Bank, Narkompros, Director.

ВАЛЕРИЙ ЮЛЬЕВИЧ ГЕССЕН

Кандидат экономических наук Санкт-Петербург, Россия Тел.: +7(812) 382-62-70; E-mail: gessen27@mail.ru

В статье на основе ранее не использованных архивных материалов рассматриваются вопросы, связанные с изъятием картин, предметов прикладного искусства, изделий из золота и серебра, находившихся в Русском музее. Существенное внимание уделено изъятию церковных ценностей, поступивших в музей из соборов, приходских и домовых религиозных учреждений Петрограда. Главное значение власти придавали изъятию изделий из драгоценных металлов, которые в основном направлялись в Ленинградскую контору Госбанка для сдачи на переплав, часть в Гохран, как государственное хранилище ценностей. Остальное изымаемое музейное имущество поступало в В/О «Антиквариат» Наркомвнешторга для продажи на экспорт за валюту. При этом многие сотрудники музея по мере возможности сопротивлялись изъятию наиболее ценных предметов, скрывали их от осмотра специально посылаемыми властями комиссиями, затягивали их сдачу. И это вызвало неудовольствие, угрозы применения санкций со стороны Наркомпроса, у которого Совет народных комиссаров требовал выполнения валютных планов любой ценой, не исключая продажи уникальных музейных экспонатов.

Ключевые слова: Русский музей, изъятие, картины, иконы, предметы прикладного искусства, экспорт, Гохран, В/О «Антиквариат», Госбанк, Наркомпрос, директор.

К истории вещественных свидетельств культуры в Ленинграде: их потери в 1928-начале 1930-х годов. Общие замечания

Настоящая публикация в определенной мере является продолжением разработки темы нашей статьи, напечатанной в свое время в журнале «Клио»: «Культурная революция по-большевистски в Петрограде-Ленинграде (октябрь 1917-1929)» [1]. Она была основана на недостаточно изученных архивных материалах, находящихся в Центральном государственном архиве литературы и искусства в Санкт-Петербурге (ЦГАЛИ). Ее целью было выявление основных направлений и методов изъятия ценностей, которые находились во дворцах, особняках и квартирах отдельных лиц, в государственных, общественных, частных, религиозных, военных организациях и учреждениях. И все это происходило на основе многочисленных декретов советской власти, упомянутых в той публикации, которые не только делал законными эти изъятия, но и требовали их проведения, причем немедленного. При этом ценности, а это - картины, скульптура, книги, мебель, посуда из фарфора и хрусталя, одежда, различные предметы прикладного искусства и, как писали тогда, «религиозного культа», - делились на имеющие музейное значение и на

не имеющие его. Первые поступали в музеи Петрограда, Москвы, многих провинциальных городов. Вторые направлялись главным образом в Гохран и в В/О «Антиквариат».

Гохран создан в 1920 г. декретом СНК РСФСР для «централизации, хранения и учета всех принадлежащих РСФСР ценностей» как Государственное хранилище Наркомфина. В октябре 1921 г. в него были сданы все драгоценности, находившиеся в распоряжении ВЧК, до этого имевшей свои склады. Всероссийское объединение по экспорту и импорту «Атиквариат» (отделение в Ленинграде, Дворцовая набережная, 18), образовано в 1920 г. при Наркомате внешней торговли для концентрации ценностей направляемых для продажи на валюту (внутри страны и за рубежом).

Но это, так сказать, в теории. Фактически часть реквизируемых ценностей просто, разворовывалась, часть уходила по разным другим легальным и полулегальным организациям, конкурировавшим в деле их захвата, часть пропадала в процессе транспортировки и хранения в несоответствующих условиях. Кроме того, торгующие органы для выполнения правительственных планов получения

валюты стремились выставлять на продажу первоклассные ценности, имеющие несомненное музейное значение. При этом включая и те, которые не являлись предметом изъятия у владельцев, а находились в музеях еще до октября 1917 г.

Предлагаемая статья, как и упомянутая выше, так же базируется на не использованных до сих пор исторических сведениях, которые имеются в указанном архиве. И посвящена она изъятию, если так можно сказать, вторичному, то есть изъятию из музеев ранее отобранных у владельцев предметов, хотя, конечно, под руку попадались и полученные ими ранее законным путем. При этом основное внимание уделено Русскому музею, изъятию ценностей из которого в печати до сих пор практически не уделялось внимания, в отличие от Эрмитажа, которому посвящено весьма интересное и всеобъемлющее издание, базирующееся на имеющихся там архивных материалах [2].

Следует иметь в виду, что рассматриваемый период характеризуется массовыми репрессиями в отношении всех тех, кого большевики относили к скрытым врагам советской власти: бывшие дворяне и офицеры царской армии, интеллигенты, окончившие в старое время престижные учебные заведения, лица, замеченные в оппозиции большевикам. Поэтому упоминаемые должностные лица, как правило, не задерживались на своих постах, как например, директора Русского музея, которых за 1928-1934 гг. было четверо: в 1926-1930 гг. П.И. Воробьёв (1892-1937), который, несомненно, был расстрелян, в 1930-1932 гг. И.А. Острецов (1890-1944), видимо умерший в Ленинграде, в 1932-1934 гг. И.Н. Гурвич (1895-1979), в 19341937 гг. А.Г. Софронов или Сафронов - так и так писали (1890-?), похоже закончивший свои дни не по своей воле. Отметим, что практически все относящиеся к данной теме документы были под грифом «Секретно».

Укажем также, что в этот период в Русском музее было три упоминавшихся в документах отделения: Художественное (ХО), Историко-бытовое (ИБО) и Этнографическое (ЭО), а так же склад в Фонтанном доме (бывший дворец-музей С.Д. Шереметева, наб. р. Фонтанки, 34). В тексте встретится понятие «ударные бригады». Движение за их создание развернулось с 1929 г., охватив в той или иной степени все сферы народного хозяйства, культуры и даже искусства. Бригады были созданы и в Народном комиссариате просвещения РСФСР (Наркомпросе) из наиболее закаленных в коммунистическом понимании лиц, с возложением на них обязанности в кратчайшие сроки выделить в музеях ценности, которые можно направить на экспорт. Причем сделать это, несмотря на возможное сопротивление старых специалистов, от которых большевики ожидали всяких подвохов, вроде утаивания отдельных ценностей, смены восторженных характеристик выставленных предметов на нейтральные, недопущения обследователей до хранилищ с наиболее ценными экспонатами и т. д.

В использованных архивных документах большая часть упоминаемых художников показана без их имени и отчества. Восстановление их потребовало кропотливой работы, которая не всегда приводила к успеху.

Потери Русского музея в 1928-1930 году

Изъятия ценностей из этого музея (тогда, конечно, не писали «изъятие», а употребляли более нейтральное - «выделение») начались в рассматриваемый период где-то с середины 1928 г. Это следует из того, что 11 декабря этого года из Русского музея сообщили в Наркомпрос о том, что в нем находится бронированная кладовая, в которую помещены предметы общим весом серебра 189,9 кг и золота 750 гр., имеющие музейное значение. «Кроме того, до настоящего времени в этой кладовой нахо-

дятся предметы, предназначенные к передаче в Госфонд, перевозки которых ожидаются в ближайшие дни. Серебро так же имеется в ИБО, каковое состоит из принадлежавших Шереметевым и Горчаковым ценностей, оставшихся после отбора, который был произведен Комиссией помощи голодающим Поволжья в 1922 г, общим весом 12 пудов. В Фонтанном доме в общей кладовой ИБО еще серебра 44 пуд» [3, л. 36].

В 1928 г. из ХО Русского музея было передано В/О "Антиквариат» 85 картин, 1 гравюра, 76 предметов из фарфора и хрусталя, одно изделие из бронзы, 6 ковров, 9 изделий из серебра, в том числе 8 сервизов, один предмет из золота, 4 предмета мебели [4, л. 44]. В 19291930 гг. из него передано в туда же фарфоровых и разных вещей - 1334, бронзовых изделий - 36, серебряных изделий - 4, золотых изделий - 3, мебель - 67 предметов, платиновых изделий - одна [4, л. 44]. В списке вещей, выделенных из ИБО Русского музея в 1928 г. и переданных в В/О "Антиквариат", значится: картин - 183, изделий фарфоровых и из стекла - 2517, бронзовых - 174, мебель - 240, камень - 12, иконы с металлическими окладами и купель - 17 [4, л. 47]. В списке вещей, выделенных из ЭО в Госфонд в 1928-1932 гг., указано: 1. Ковры из дворцов. 2. Всё серебро из кладовых отдела. 3. Один ящик с серебряным прибором чеканной работы. 4. Чаша глубокая перегородчатой эмали на трех бронзовых фигурах. Китай. Эпох

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком