научная статья по теме К ЛОКАЛИЗАЦИИ КАЛЫ МУКАННЫ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «К ЛОКАЛИЗАЦИИ КАЛЫ МУКАННЫ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ)»

CHURCH COUNCILS OF 381-382 AND THE POLARIZATION OF THE WESTERN AND EASTERN PARTS OF THE LATE ROMAN WORLD

Georgiy E. Zakharov

The subject of this paper is the role of the church councils of 381-382 (the councils of Constantinople and Aquileia of 381, those of Constantinople and Rome of 382) in the development of the "West-East" opposition in the early Christian tradition. Considering the background of the problem, the author comes to the conclusion that a certain part of the eastern episcopate (the so-called Eusebians) formulated at the councils of 341-343 the idea of autonomy of the Eastern churches. Development of this conception during the Arian crisis led to the situation in which this global ecclesiastical conflict was understood as a result of disagreement in faith between the East and the West. In 379-381 the doctrinal unity of the Christian world was restored, but the West-East opposition acquired a new, political and canonical meaning. Church councils of 381-382 demonstrated that a large part of the Eastern episcopate remained faithful to the idea of ecclesiastical autonomy of the East, while the Western bishops were inclined to regard the Roman chair - Saint Peter's See - as a single centre of church communion between the East and the West. The rise of Constantinople laid a basis for a synthesis of these two conceptions within the Byzantine tradition: the "West-East" opposition was supplemented by the idea of universal primacy of "two Romes", Old and New.

Keywords: Arian controversy, early Church, ecclesiastical councils, Roman primacy, Constantinople, imperial power, church organization, St. Ambrose of Milan, St. Gregory of Nazianzus, pope Damasus I.

St. Tikhon's Orthodox University Moscow, Russia g.e.zakharov@gmail.com

© 2015 г. Вестник древней истории

2015, № 2, с. 169-194

К. А. Абдуллаев, Н. О. Хушвактов

К ЛОКАЛИЗАЦИИ КАЛЫ МУКАННЫ

(Предварительное сообщение)

Статья касается вопроса локализации крепости лидера антиарабского движения VIII в. н.э. Муканны. Крепость, упоминаемая в различных арабо- и персоязыч-ных источниках, до настоящего времени не была обнаружена. Авторы на основе археологических наблюдений северных отрогов Гиссарского хребта обнаружили

Абдуллаев Казим - кандидат исторических наук, профессор Университета изящных искусств им. Мимара Синана (Стамбул, Турция).

Хушвактов Наби Олимович - кандидат исторических наук, директор Шахрисабзского музея-заповедника (Шархисабз, Узбекистан). Музей истории материальной культуры имени Амира Темура.

обнесенную каменной стеной территорию, расположенную на вершине холма, в виде хорошо укрепленной крепости. Предполагается, что здесь до самой гибели обитал вождь движения с приближенными и домочадцами. Локализуются также и другие историко-географические пункты, упоминаемые в письменных источниках.

Ключевые слова: Средняя Азия, Мавераннахр, Кашкадарья, Кеш, Кала Муканны, Наршахи, ал-Хараши.

Приход арабов в Среднюю Азию и внедрение новой религии - ислама -были восприняты местным населением далеко не однозначно, и весь VIII в. представлял собой череду антихалифатских движений, направленных против иноземного нашествия и на завоевание независимости1. Во многих случаях эта борьба облекалась в различные религиозные формы, в ней участвовали «пророки», «мессии» и даже «боги», что, впрочем, служило успешной консолидирующей силой различных слоев населения.

Восстание, во главе которого стоял Муканна, началось во второй половине VIII в. н.э. и вскоре охватило почти весь Мавераннахр. Каким образом лидеру движения удалось в столь короткий срок сплотить столько сторонников, привлечь тюрков на свою сторону - вопрос интригующий, но не входящий в задачу настоящего сообщения. Основная цель статьи - локализация крепости (калы) Муканны на местности путем сопоставления информации письменных источников с археологическими данными, полученными в результате маршрутных исследований.

Интерес к Кале Муканны2 у археологов присутствовал всегда. С одной стороны, он был вызван яркостью исторической личности Муканны, исполненной мистицизма и таинственности, неординарностью человека, чья деятельность подвигла население Мавераннахра на борьбу против халифата.

Вторая сторона вопроса связана с особенностями самой крепости - ее сложную планировку источники описывают в туманных выражениях. Почти во всех публикациях, касающихся археологии и истории Кеша, авторы непременно упоминали крепость Муканны, находящуюся в труднодоступной высокогорной местности, однако конкретное место ее расположения оставалось в области догадок и предположений.

В одном из ранних исследований по топографии Кеша В.В. Бартольд, анализируя топоним Кешк-руд, связывает его с названием реки и отмечает, что это же название носила (по Хаукалю) волость, где находились истоки реки. Ас-руд - другой рукав реки, вытекавший из гор Сиам или Синам; близ его русла находились Южные ворота Кеша; такое же название носили горы, из которых вытекает Ка-ратаг-Дарья. Название это распространялось на всю северную часть Гиссарского кряжа; в горах Сиям, по мнению Бартольда, находилась крепость, «где в 70-х годах VIII века заперся со своими приверженцами пророк Муканна, в течение нескольких лет успешно отражавший нападения арабов»3.

1 Истории Муканны в своих работах касались Якубовский 1948; Кадырова 1965; Большаков 1976; Kochnev 2001; Grenet 2013; Karev 2002; Crone, Jafari Jazi 2010; Crone 2012.

2 Слово «кала» означает «город», «крепость», «замок». Устойчивое словосочетание «Кала Муканны» часто употребляется как имя собственное для обозначения конкретной крепости, в которой скрывался Муканна в последние годы жизни.

3 Бартольд 1963, 188.

Регулярные археологические разведки и раскопки памятников древней культуры Средней Азии, и в частности, Кашкадарьи начались в первой половине ХХ века. В ходе археологических исследований Кашкадарьинской области были локализованы некоторые города и селения, которые упоминаются в связи с освещением событий движения Муканны.

Об одном из своих ранних маршрутов по исследованию верхнего течения Кашкадарьи, районов Яккабага и Ташкургана (горный район, окаймляющий оазис Шахрисабза с южной стороны), предпринятых в начале 50-х годов прошлого века, С.К. Кабанов пишет: «Гиссарский хребет известен в средневековых источниках как горы Сиям или Синам. Эти горы упоминаются в связи с крупным народным движением VIII в. н.э. - восстанием Муканны, направленным против арабских завоевателей. Одним из эпизодов этого восстания была многолетняя оборона Му-канны в горах Синам, причем источники указывают, что в этих горах существовали внутренняя и внешняя крепости Муканны. Что представляла собой внутренняя крепость и находилась ли она в горных долинах, осмотренных нами, или же в соседних - этого нельзя сказать до сплошного обследования всех долин горных рек, несущих свои воды с юга в Кашка-Дарью. Внешней же крепостью, как уже и теперь ясно, являлась одна из этих долин, так как каждая из них могла быть неприступной твердыней, с водой и с посевами, в которой можно было защищаться много лет; это была естественная крепость»4.

Дальнейшее археологическое изучение этого региона связано с разведочными и стационарными работами Кафедры археологии Ташкентского университета и Кашкадарьинской археолого-топографической экспедиции под руководством М.Е. Массона. Большой вклад в изучение древней культуры Каршинского оазиса (Нахшаб) был внесен группой исследователей Института археологии АН Республики Узбекистан5.

В результате разведочных работ по исторической географии древнего Кеша и Нахшаба были отмечены памятники, расположенные в высокогорной части (более 2000 м над уровнем моря), представлявшие собой руины различных крепостей, основной период обживания которых приходится на "УП-ГХ вв., т.е. эти памятники синхронны времени Муканны6.

Весной 1975 г. археологи Ташкентского госуниверситета обследовали более 60 разновременных памятников - крепости, замки, усадьбы - расположенные по течению Кызылдарьи, от Яккабага до селения Татар на протяжении 30 км7. Результаты разведочных работ свидетельствуют, насколько густонаселенным был Кешский оазис в эпоху раннего средневековья (У-УШ вв.). Так, например, в Чи-ракчинском районе было зафиксировано 38 памятников; в Камашинском районе -29 памятников, наконец, в Яккабагском районе - свыше 200 памятников; на 120 из них была собрана керамика раннесредневекового времени8. Эти цифры в определенной мере дают возможность представить общие масштабы антихалифатского движения.

Одним из немногих археологических памятников, связанных с событиями антихалифатского восстания из числа подвергшихся археологическим раскопкам, яв-

4 Кабанов 1955, 104.

5 Сулейманов 2000.

6 Ртвеладзе, Сагдуллаев 1986, 49.

7 Ртвеладзе, Сагдуллаев 1986, 40.

8 Лунина 1984, 18-19.

ляется городище Наршахтепа. Оно расположено в 2 км к юго-западу от райцентра Вабкента (Бухарская область), частично обследовалось еще в 1944 г. В.А. Шишкиным и В.А. Нильсеном9. В 1979 г. Бухарским археологическим отрядом Института археологии Академии УзССР во время проведения археологической разведки Вабкентского района (Бухарская область) был заложен шурф к югу от цитадели. Полученный в результате материал позволяет датировать ранние слои Наршахтепа (первый этап обживания) V-VШ веками нашей эры. Второй этап функционирования падает на ГХ-ХП вв.10 Обгоревшие слои темно-красного цвета, относимые к раннему этапу, по всей вероятности, отражают военные события VIII в., связанные с осадой войсками амира Бухары Хусейна б. Мааза (776 г.) города приверженцев Муканны и пожаром, охватившим Наршах.

Среди других городов, захваченных людьми Муканны, упоминается и Навакет. О.Г. Большаков связывает этот топоним с Навакет Курайшем, правда, под знаком вопроса. Локализация этого пункта, как и других городов и селений Кеша, покоренных Муканной, пока не может считаться окончательной. Уже в 1963-1967 гг. археологическая экспедиция, руководимая М.Е. Массоном, обследовала в восточной части долины Кашкадарьи крупные средневековые памятники. Так, городище Камайтепа площадью 24 га,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком