научная статья по теме К НАХОДКЕ ФАЛАРА ИЗ МЕДАЛЬОНА ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЧАШИ В КУРГАНЕ № 20 МОГИЛЬНИКА НОИН-УЛА (СЕВЕРНАЯ МОНГОЛИЯ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «К НАХОДКЕ ФАЛАРА ИЗ МЕДАЛЬОНА ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЧАШИ В КУРГАНЕ № 20 МОГИЛЬНИКА НОИН-УЛА (СЕВЕРНАЯ МОНГОЛИЯ)»

ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ: НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ

—ГТ1—П1—П1—ГТ1—П1—П1—П1—П1—п^^

© 2014 г.

М. Ю. Трейстер

К НАХОДКЕ ФАЛАРА ИЗ МЕДАЛЬОНА ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЧАШИ В КУРГАНЕ № 20 МОГИЛЬНИКА НОИН-УЛА (СЕВЕРНАЯ МОНГОЛИЯ)

Статья посвящена находке уникального фалара конской сбруи в кургане № 20 могильника Ноин-Ула в Северной Монголии. Анализ формы и декора медальона, композиции и стиля показывает, что фалар был изготовлен, с наибольшей вероятностью, в период с конца II по середину I в. до н.э., скорее всего, в одной из мастерских Причерноморского региона, из медальона серебряного блюда (фиалы или конической чаши), возможно, малоазийской работы второй половины II в. до н.э. Фалар попал в могилу хунну в Забайкалье, - судя по находке в ней китайской лаковой чаши, - не позднее первой половины I в. н.э. Публикуемый медальон является самой восточной на сегодняшний день находкой произведения эллинистической торевтики, обнаруженной за многие тысячи километров от предполагаемого района его изготовления.

Ключевые слова: могильник Ноин-Ула, фалары конской упряжи, эллинистическая торевтика, сатиры, менады, искусство эллинизма и Ранней империи, кочевники Евразии, хунну, импорты.

Контекст находки

В состав конской упряжи коней, захороненных в кургане № 20 хуннского могильника Ноин-Ула в Северной Монголии, вместе с китайскими серебряными бляхами с изображением единорогов и драконов1 входили два серебряных фалара, один из которых украшен чеканным сюжетным изображением с мифологическим сюжетом, несомненно, эллинистической работы (рис. 1). В монографической публикации кургана имеется специальный раздел, посвященный фаларам2. Учитывая уникальность находки, я считаю необходимым вернуться к ее анализу и предложить читателю собственный вариант ее атрибуции, при этом

Трейстер Михаил Юрьевич - доктор исторических наук, научный сотрудник Института переднеазиатской археологии Свободного университета Берлина.

1 Полосьмак и др. 2011, 92-109.

2 Полосьмак и др. 2011, 110-117. Рассматриваемый в данной статье фалар наряду с другими находками из кургана хранится в Улан-Баторе.

Рис. 1. Серебряный декоративный медальон Рис. 2. Серебряный декоративный

фалара из кургана № 20 могильника Ноин-Ула медальон фалара. Оборотная сторона

(Северная Монголия). Лицевая сторона (по: Полосьмак и др. 2011, 113.

(по: Полосьмак и др. 2011, 111. Рис. 4, 40б) Рис. 4, 41, вверху справа)

прекрасно отдавая себе отчет в том, что он является предварительным, поскольку основан лишь на иллюстрациях и описаниях первой публикации.

В публикации отмечается, что, «хотя никаких следов основы или крепления внутри этой бляхи обнаружено не было, судя по ее расположению, она входила в состав конской упряжи. Диаметр изделия 143,1 мм. Внутренний диск изготовлен практически из чистого серебра, тогда как окаймляющая его рамка шириной 6,4 мм - из сплава. Рамка прикреплена к пластине с помощью четырех серебряных гвоздиков. При последующем использовании изделия по внешнему краю рамки были пробиты десять неровных круглых сквозных отверстий. Изделие изготовлено чеканкой с оборота с последующей гравировкой отдельных деталей, золочением и амальгамированием» (рис. 1-2).

далее авторы публикации справедливо указывают на то, что предмет является вторично использованным медальоном серебряного сосуда, блюда или чаши, относя его, впрочем без всякого анализа, к произведениям пергамской школы второй половины II в. до н.э., сопоставляя лишь изображения на бляхе с рельефом Пергам-ского алтаря (потому что изображения и на бляхе, и на алтаре выполнены в высоком рельефе), а также определяя их «главное сходство - в мастерстве исполнения фигур в сложных ракурсах; в общем состоянии трагичности, которое присутствует в алтарных образах и в изображенных на серебряной бляхе персонажах: суровом выражении женского лица, мучительной гримасе страдания на мужском, что не соответствует игривому, на первый взгляд, содержанию сцены»3.

исследователи, указывая на уникальность находки, отмечают, что по манере крепления рамки и бляхи аналогиями являются две эмблемы Мзымтинского клада, обнаруженного в окрестностях Сочи. «Одна из них, с изображением Сциллы, выполненная в высоком рельефе, скорее всего относится к произведениям пергам-

3 Полосьмак и др. 2011, 112. 126

ской школы (интересно, что эти изделия тоже использовались их последними владельцами как фалары), так же как и служившие украшениями днищ серебряных сосудов рельефы из Мелитополя близ Пергама с изображениями головы Силена и Демосфена (середина II в. до н.э.)»4.

Лишь после того как авторы завершили атрибуцию публикуемого медальона, они перешли к его описанию, которое приводится ниже на основании опубликованных в книге фотографий и описаний.

Очевидно, что принципы атрибуции медальона из могильника Ноин-Ула не выдерживают никакой критики с позиций современной науки. Не выполнив ни анализа сюжета, ни отдельных элементов его композиции, ни стиля и техники изображения, авторы причисляют находку из Ноин-Улы к произведениям определенной художественной школы, довольно точно датируя ее. Упоминание блях из Мзым-тинского клада в качестве параллелей по технике крепления рамки справедливо, однако так же голословно, как и в случае с медальоном из Ноин-Улы, эмблема с изображением Сциллы причисляется к изделиям пергамской школы (без ссылки на предварительную публикацию медальона и наш короткий анализ его)5. Непонятно, в чем заключается связь между медальоном из Ноин-Улы и медальонами чаш из Мелитополя, известных авторам по публикации М.И. Максимовой 1948 г., в которой не приводится даже изображений последних. Справедливости ради укажем на то, что при описании фаларов в некоторых случаях авторы монографии приводят параллели. Например, они сопоставляют оформление верхнего края козьей шкуры на груди женского персонажа с оформлением шкуры на статуе Сатира с пантерой в Брюсселе6, указывая на то, что эта работа римского времени - реплика скульптурной группы второй половины II в. до н.э. При этом большинство подобных экскурсов (я не затрагиваю сейчас вопрос о значимости анализа этих элементов), за редчайшими исключениями (например, сопоставление выражения женского лица и медальона с бюстом Артемиды из бывшего собрания Э. Стата-тос7), не сопровождается ссылками на публикации памятников с обоснованием их атрибуций и датировок, что недопустимо в серьезных научных публикациях. Авторы приходят к выводу, что женский персонаж сцены - Артемида, изображенная как «обычная нимфа», а мужской персонаж - сатир, и отмечают дионисийский характер сцены8.

Описание

Медальон состоит из двух элементов - диска с чеканным изображением и узкой профилированной рамки, по самому внешнему краю которой на примерно равных интервалах расположено десять округлых отверстий, а по внутреннему краю рамка скреплена с диском при помощи четырех штифтов (рис. 1-2).

На круглом диске представлена сцена с изображением женского (слева) и мужского (справа) персонажей (рис. 3-5). Обнаженный безбородый молодой мужчина изображен сидящим на шкуре льва или пантеры, положенной на скале. На пе-

4 Максимова 1948, 213-214.

5 См. Журавлев и др. 2009, 453-455. Рис. 2, 1. Кстати, никаких доказательств того, что находки из Мзымтинского клада последними владельцами использовались в качестве фаларов, нет - см. Журавлев и др. 2009, 453. Прим. 95.

6 Полосьмак и др. 2011, 112.

7 Полосьмак и др. 2011, 114.

8 Полосьмак и др. 2011, 114.

Рис. 3. Серебряный декоративный медальон фалара. Лицевая сторона. Деталь. Сатир и менада (по: Полосьмак и др. 2011, 110. Рис. 4, 40а)

Рис. 4. Серебряный декоративный медальон фалара. Лицевая сторона. Деталь. Сатир и менада (по: Полосьмак и др. 2011, 115. Рис. 4, 42)

реднем плане представлена голова животного и вытянутые вперед передние лапы с когтями; за спиной мужчины обозначены задние лапы и изогнутый дугой хвост (насечками тонко проработана шерсть шкуры). Персонаж сидит, его правая нога вытянута вперед, а левая согнута в колене; отведенная назад левая рука опирается на горизонтальную поверхность. Правой рукой, вытянутой и слегка согнутой в локте, мужчина хватает за плечо женщину, которая, пытаясь освободится от захвата, левой рукой отталкивает нападающего, упираясь в его подбородок, вследствие чего голова мужчины запрокинута назад. На голове персонажа - позолоченный венок из листьев плюща.

Женщина изображена сидящей: она слегка отклонилась влево, голова представлена почти е^асе с небольшим разворотом вправо вверх, торс показан е^асе, а нижняя часть тулова и ноги - развернутыми в три четверти влево. Правая рука женщины опущена вниз на колено и сжимает край накидки. Запястья и правое предплечье украшены браслетами, края которых обозначены прочеканенными параллельными линиями (рис. 3-5). Грудь женщины частично закрывает накидка из козьей шкуры, завязанная узлом, а ее концы (один из которых с копытцем) покрывают верхнюю часть живота. Поверхность шкуры проработана тонкими параллельными насечками, обозначающими шерстяной покров. Верхний край шкуры проходит диагонально над грудью, оставляя открытым правое плечо, и оформлен зигзагообразными выступами. На левом плече накидка скреплена округлой выпуклой брошью (рис. 4).

Накидка, край которой сжат в правой руке, закрывает левую ногу фигуры (ее поверхность оформлена

зигзагообразными складками) и свисает вниз, образуя длинный конец с вертикальными, несимметрично расположенными складками. Другой конец накидки, переброшенный через левое плечо, развевается над ним почти вертикально вверх: поверхность этого сходящегося углом конца накидки моделирована продольными складками, с одной стороны боковой край завернут внутрь. По мнению авторов публикации, этот развевающийся край накидки на самом деле изображает выступающую над спиной верхнюю часть лука9, но согласиться с этой гипотезой очень трудно (рис. 3-5).

И мужская и женская фигуры прекрасно моделированы - обе выполнены в высоком рельефе, практически в технике круглой скульптуры (рис. 5): в первую очередь это касается женской головы (рис. 6). И мужская, и женская головы переданы в деталях с ярко выраженной экспрессией.

Н.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком