научная статья по теме К ПРОБЛЕМЕ ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ПРАВОВОЙ КОНЦЕПЦИИ Н.М. КОРКУНОВА: ПРИНЦИП «СУБЪЕКТИВНОГО РЕАЛИЗМА» И ОБЪЕКТИВНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «К ПРОБЛЕМЕ ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ПРАВОВОЙ КОНЦЕПЦИИ Н.М. КОРКУНОВА: ПРИНЦИП «СУБЪЕКТИВНОГО РЕАЛИЗМА» И ОБЪЕКТИВНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК»

Юридические науки

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Пегова Н.Э., аспирант Ростовского государственного университета путей сообщения

К ПРОБЛЕМЕ ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ ПРАВОВОЙ КОНЦЕПЦИИ Н.М. КОРКУНОВА: ПРИНЦИП «СУБЪЕКТИВНОГО РЕАЛИЗМА» И ОБЪЕКТИВНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК

Субъективный реализм как методологический принцип получил свое обоснование в философии и означает не что иное, как модель познавательной деятельности, согласно которой наши знания не могут быть признаны объективными в силу того, что их источником является субъект, характеризующийся неустойчивостью, относительностью, фрагментарностью и пр., а главное - субъективностью ощущений, являющихся единственным источником познания. Поэтому, согласно данной методологии, более целесообразно признавать лишь реальность наших ощущений, а такой субъективный подход к реальности должен выступить в качестве основного методологического принципа познания1.

Так, по мнению Д. Бекли (1685 - 1753), такой подход существенен для способа определения истинности знания, где достоверным может быть признано лишь ощущение. Данный ход мысли в методологическом плане имеет большие последствия. Например, тот же Д. Беркли на основе указанных посылок делает вывод о том, что общие идеи и понятия, которыми оперирует наука, на самом деле являются фикцией, поскольку не опираются на ощущения. К таким понятиям он, например, относил числа, которые нельзя признать эмпирически достоверными, поскольку число как таковое мы не можем ощущать. В целом мир, таким образом, согласно Д. Беркли, есть не что иное, как наше ощущение2.

Необходимо подчеркнуть, что данная берклианская идея в более поздние времена имеет смысл не в метафизических построениях действительности, а в поиске критерия истинности знания в контексте опровержения абстрактного догматического подхода, культивируемого рационализмом, в рамках которого все знания могут иметь достоверность лишь в контексте разума; лишь те знания, которые получены из разума могут быть признаны достоверными, поскольку он (разум) обладает свойствами всеобщности.

Такой дедуктивный догматический подход, означающий получение новых знаний на основе анализа общих понятий был весьма распространен еще при жизни Д. Беркли. Рационализм Р. Декарта был признан в качестве универсальной методологии науки, подтверждаясь ролью абстрактного математического знания. Но альтернативой ему была индуктивная логика Ф. Бэкона, ставшая основой современного экспериментального естествознания, которая в качестве методологического императива выдвигала тезис об ощущениях и экперименте в качестве основы познавательного процесса. При этом согласно методологии Ф. Бэкона , понятия науки возникают в результате обобщения наших ощущений. В данном контексте представляется, что принцип субъективного реализма, обосновываемый Д. Беркли может рассматриваться как вполне логичное продолжение и развитие линии эмпиризма Ф. Бэкона, с

1 См.: Блонский П.П. Проблема реальности у Беркли. М., 2009.

2 См.: Беркли Д. Трактат о принципах человеческого знания / Беркли Д. Сочинения. М., 2000.

3 См.: Бэкон Ф. Новый органон / Ф. Бэкон. Соч. в 2 тт. т. 2. М., 1972.

той лишь разницей, что первый вовсе устранил разум из структуры познания, очевидно, в силу его вторичной, а значит необязательной роли, которую он играл в процессе познания.

В более поздние времена берклианство нашло выражение в эмпириокр- итицизме или -махизме, который, как правило, принято относить ко второму этапу развития позитивизма. Основным принципом, которым руководствовались представители этого направления, был принцип чистого опыта, который, по своей сути означал сведение реальности к комплексам ощущений1, соединяющих душу и тело, и, соответственно, означавший некоторый новый монизм в научной методологии. Не случайно многими учеными такой подход был признан в качестве истинно научного2.

По нашему мнению, из сказанного очевиден позитивистский потенциал субъективного реализма Д. Беркли, что, в свою очередь, означает востребованность данного методологического принципа в рамках позитивистской интерпретации процесса познания. Так, если отбросить малосущественное в контексте исследуемой здесь проблемы философское облачение, то в рамках берклианской методологии можно выделить следующие существенные для процесса познания правила-императивы, дальнейшее обоснование которых, с некоторыми оговорками, мы находим в классическом позитивизме:

- не следует руководствоваться общими понятиями и идеями в процессе познания и определении истинности знания;

- необходимо признать в качестве единственно достоверной реальности лишь ощущения;

- проблема истинности знания не является проблемой разума, но проблемой чувственности, а значит, истина субъективна и по форме, и по содержанию.

В контексте данных требований можно узнать постулаты классического позитивизма Огюста Конта3, который рассматривал прогресс познания именно в контексте освобождения от метафизической абстрактности понятий и идей и перехода к позитивному знанию, основанному лишь на фиксации эмпирических регулярностей.

Такая методологическая установка на познание распространилась и на право. Но классическая школа позитивного права, интерпретировавшая право как неизменный объект, не учитывала социального характера правовой реальности, отождествляя право с законом, рассматривая его как замкнутую формальную систему, где лишь логические правила могут рассматриваться в качестве необходимых и достаточных принципов исследования. На этот недостаток классической школы юридического позитивизма обратил внимание Н.М. Корку-нов, рассматривавший право как явления общественности, основанием которых являются интересы, а само право - как разграничение интересов.

Между тем, необходимо признать, что пальма первенства такой постановки проблемы права, где оно рассматривается не как некий неизменный объект, независимый от воли и сознания людей, а в контексте отношения к социальным условим жизни, принадлежит не Н.М. Кокунову. Один из первых эту идею обосновал Р. Иеринг в своей концепции права как защищенного государством интереса. Однако у Н. М. Коркунова заявленный тезис имеет уже иной методологический контекст, существенно отличающийся от методологии Р. Иеринга. Этим контекстом и является субъективный реализм.

Для прояснения особенностей подхода к праву Н.М. Кокунова представляется необходимым вкратце остановиться на вопросе о соотношении субъективного реализма в праве с объективным реализмом в праве. Указанную позицию Р. Иеринга можно рассматривать как объективно-реалистическую, поскольку право у него рассматривается как объективирован-

1 См.: Авенариус Р. Философия, как мышление о мире, согласно принципу наименьшей меры сил. СПб, 1898; Лесевич В.В. Эмпириокритицизм (Рихард Авенариус, Эрнст Мах.Критика Вундта. Соч. Ж.Э, Кодис) // Русская мысль. 1901. Кн.: IX.

2 См.: Лесевич В.В. Эмпириокритицизм, как единственно научная точка зрения. СПб., 1909.

3 См.: Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении). Ростов-на-Дону, 2003.

ный интерес и является результатом столкновения интересов - борьбы за право. Объективно-реалистический подход к праву был присущ большинству правоведов позитивистской ориентации, в том числе и русскому юристу-теоретику С.А. Муромцеву. Суть его интерпретации права сводится к идее о том, что «общие социальные факторы», в число которых входят экономика, культура, мораль, религия, играют решающую роль в правовой жизни общества. При этом возникновение и эволюция права происходит в контексте столкновения общего и частного интересов - когда частный интерес приобретает значение всеобщего, он выражается в объективном праве, отождествляемом теоретиком с юридическими нормами, и реализуется в субъективном праве, отождествляемом им с правоотношениями1. По некоторым оценкам, объективный реализм С.А. Муромцева выражается в признании за правом сугубо объективного содержания в виде юридических норм и правоотношений2.

Именно за это Н.М. Коркунов критиковал концепцию С.А. Муромцева, упрекая его в том, что он не принимает во внимание «психическую сторону права», которая, по его мнению, является важнейшим фактором правовой жизни общества3.

Прежде всего, Н.М. Коркунов указывает на недостаточность формально-юридического определения права, подчеркивая, что оно не может рассматриваться лишь в качестве совокупности юридических норм, санкционируемых к исполнению государством. Дело в том, в рамках социологического правопонимания Н.М. Коркунова право должно рассматриваться как целостное социальное явление, включающее и правовое сознание, и деятельность государства в сфере права, и правовые чувства, и социальные факторы правового развития и пр. Так, право, по мнению теоретика, должно рассматриваться как социально-психологическое явление, что, с одной стороны, выражается в обусловленности правового порядка правосознанием, а с другой стороны, в обусловленности закона правовым чувством. В качестве «достоверного факта правовой жизни» правосознание выступает, включая мотив правовой деятельности личности. Так в социально-психологическом смысле право возникает в результате осознания человеком совокупности собственных прав и обязанностей, их сопоставления с самой идеей права, со своими собственными интересами и, наконец, в результате их распознавания в юридических нормах.

Так или иначе, но сознание в правовой концепции Н. М. Коркунова играет важнейшую роль, а психическое воздействие права рассматривается в качестве важнейшего механизма правомерного поведения человека. В качестве способов такого воздействия им рассматривается и человеческая речь, и мимические движения и многое другое. Но главное, что «Одна из частных форм психического воздействия есть требование от другого соблюдения известного поведения как необходимого следствия какой-либо общей идеи, служащей... необходимым мотивом поведения»4. На этой основе и возникает право. Оно возникает как чувство, основанное на осознании возможности что-то потребовать от другого лица (правопритязания). При этом само п

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком