научная статья по теме К ПРОБЛЕМЕ "ВОССТАНИЯ МАСС” (СТЕПУН И ШПЕНГЛЕР) Философия

Текст научной статьи на тему «К ПРОБЛЕМЕ "ВОССТАНИЯ МАСС” (СТЕПУН И ШПЕНГЛЕР)»

Вопросы философии. 2015. № 10. С. 66-124

Федор Степун: русский немец и немецкий русский как хранитель высших смыслов европейской культуры

Материалы конференции

14-15 мая 2014 г. на факультете философии НИУ-ВШЭ состоялась международная конференция "Федор Степун: русский немец и немецкий русский как хранитель высших смыслов европейской культуры" (при участии журнала "Вопросы философии"). На конференции выступили видные ученые из Германии и России, в докладах которых актуализировались основные темы творчества Степуна в контексте современных проблем философии, культурологи и политологии.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: русская философия первой половины ХХ века, Федор Степун, Россия, Германия, Октябрьская революция, Первая мировая война, нацизм, философия культуры.

Участники:

КАНТОР Владимир Карлович - доктор философских наук, ординарный профессор Школы философии Факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", член редколлегии журнала "Вопросы философии", член Союза российских писателей;

КУССЕ Хольгер - доктор философских наук, профессор, член Академии наук и литературы г. Майнц, директор института славистики Технического Университета, Дрезден (Германия);

КАРА-МУРЗА Алексей Алексеевич - доктор философских наук, профессор, заведующий сектором философии российской истории Института философии Российской Академии наук;

ХУФЕН Христиан - доктор философии, историк и публицист;

БЕССЧЕТНОВА Елена Валерьевна - аспирант Школы философии Факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики";

УДОЛЬФ Людгер - профессор Института славистики Технического Университета, Дрезден;

МИХАЙЛОВСКИЙ Александр Владиславович - кандидат философских наук, доцент школы философии факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики";

ГОЛЬДТ Райнер - доктор филологических наук, профессор, сотрудник Института славистики гос. ун-та им. Иоганна Гутенберга, г. Майнц (Германия);

ЩЕДРИНА Татьяна Геннадьевна - доктор философских наук, профессор кафедры философии МПГУ, редактор журнала "Вопросы философии".

Цитирование: Федор Степун: русский немец и немецкий русский как хранитель высших смыслов европейской культуры. Материалы конференции // Вопросы философии. 2015. № 10. С. 66-124.

© Кантор В.К., 2015 г.

Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 10. P. 66-124

Fedor Stepun: Russian German and German Russian, as the Keeper of the higher meanings of European culture

Materials of Conference

In may 14-15, 2014 at the faculty of philosophy of the National Research University -Higher School of Economics hosted the international conference "Fedor Stepun: Russian German and German Russian, as the Keeper of the higher meanings of European culture". (with the participation of the journal "Voprosy Filosofii"). The conference was attended by eminent scientists from Germany and Russia, in whose reports were actualized the main themes of creativity (или works) of Stepun.

KEY WORDS: russian philosophy of the first half of the ХХ century, Fedor Stepun, Russia, Germany, October revolution, First World War, Nazism, philosophy of culture.

Participants:

KANTOR Vladimir K. - DSc in Philosophy, Professor, School of Philosophy, Faculty of Humanities, National Research University - Higher School of Economics, member of editorial council of Journal "Voprosy Filosofii", member of Union of Russian Writers;

KUSSE Holger - DSc in Philosophy, Professor, Member of the Mainz Academy of Sciences and Literature, Director of the Department of Slavic Languages at the Technical University of Dresden (Germany);

KARA-MURZA ALEXEY - DSc in Philosophy, Professor, Head of Department of Philosophy of Russian History, Institute of Philosophy Russian Academy of Sciences;

HUFEN Christian - DSc in Philosophy, Historian and Publicist, Freelancer;

BESSCHETNOVA Elena V. - Phd student, School of Philosophy, Faculty of Humanities, National Research University - Higher School of Economics;

UDOLPH Ludger - Professor of the Department of Slavic Languages at the Technical University of Dresden;

MIKHAILOVSKY Alexander V. - CSc in Philosophy, Assistant Professor, School of Philosophy, Faculty of Humanities, National Research University - Higher School of Economics;

GOLDT Rainer - DSc in Philology, Professor, Researcher at Institute of Slavonic Philology, Johannes Gutenberg University, Mainz (Germany);

SHCHEDRINA Tatiana G. - DSc in Philosophy, Professor, Department of Philosophy, Moscow State Pedagogical University, Editor of Magazine "Voprosy Filosofii".

Citation: Fedor Stepun: Russian German and German Russian, as the Keeper of the higher meanings of European culture. Materials of Conference // Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 10. P. 66-124.

3*

67

К проблеме "восстания масс" (Степун и Шпенглер)*

В.К. КАНТОР

Стоит, наверно, начать этот текст с констатации факта, что шпенглеровские катастрофические соображения о судьбе Запада не были неожиданностью для русской мысли. Можно сказать, русские мыслители их ждали. Перечислять российские пророчества не буду, их слишком много (Чаадаев, Хомяков, Тютчев, Леонтьев, Соловьев, Данилевский и т.д.). Русская мысль, как заметил как-то Бердяев, вырастала как мысль о философии истории. Россия пыталась осознать себя в контексте мирового развития, учеба в немецкой школе философствования много этому способствовала. Попробую обозначить, как звучали эти темы.

Кант, говоря о начале истории, связывал это начало с изгнанием из рая Адама и Евы. Это была первая катастрофа человеческого рода, задавшая историческое, или пока еще, протоисторическое движение. Это Ветхий Завет, воспринятый немецким мыслителем как актуальное событие. Мы часто забываем не только об исторической, но и о географической близости мест, где рождалось понятие истории. Иерусалим был вроде и далеко от Афин, а вроде и не очень. Рядом Египет, откуда вывел евреев Моисей (из рабства египетского), но у египтян учится и Платон. Рядом с евреями персы, которые покоряют Иудею, но с персами воюет и древняя Греция. А единый Бог Ветхого завета через Иосифа Флавия легко сопрягся с идеей высшего блага у Платона.

Философия истории родилась в христианском контексте. Афины и Иерусалим сошлись вместе в христианстве, чтобы дать философию истории. В России - это тема Л. Шестова. Становление Европы - мутация, случайность, которая стала закономерностью, определив собой жизнь земного человечества. Маленький полуостров среди азиатского моря. Но и Ветхий завет, где люди заключают договор с Богом, тоже необычность. Вот эти две необычности сошлись, чтобы родить историю. Но история трагична, развивается через трагедию, которая так явно слышится в древнегреческой и ветхозаветной культуре.

Но именно через трагедию обозначается высший смысл человеческого бытия.

Не могу не привести стихотворения Тютчева, которое вводит нас в духовные переживания русскими интеллектуалами судьбы Запада. Оно написано после парижской революции 1830 г. А Париж был в восприятии тех лет новым Римом.

ЦИЦЕРОН

Оратор римский говорил Средь бурь гражданских и тревоги: "Я поздно встал - и на дороге Застигнут ночью Рима был!" Так!.. но, прощаясь с римской славой, С Капитолийской высоты Во всем величье видел ты Закат звезды ее кровавой!..

Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали всеблагие Как собеседника на пир.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ (проект "Изображая, понимать, или Sententia sensa (философия в литературном тексте)" № 14-03-00494а). The work is supported by Russian Foundation for Humanities (project "Portraying to understand, or Sententia sense (philosophy in literary text)" № 14-03-00494a. © Кантор В.К., 2015 г.

Он их высоких зрелищ зритель, Он в их совет допущен был -И заживо, как небожитель, Из чаши их бессмертье пил!

Явление Шпенглера было неожиданностью для Европы, как и многое в ХХ в. Невероятные технические открытия: радио, телефон, самолет, динамит, - немыслимые ранее события: открытие Северного полюса, мировая война, удушающие газы, русская революция, миллионная эмиграция в Европу иностранцев... Книга Шпенглера "Закат Европы" (Der Untergang des Abendlandes) попала в этот фантастический ряд. Книга его была кем-то встречена с восторгом, кем-то с ужасом, во всяком случае, интеллектуальной элите европейцев показалось, что она отвечает на многое непонятное, вдруг проявившееся в европейской истории. Ощущение конца Европы, точнее, конца Запада чувствовали многие. Ведь конец Европы для многих европоцентристов конец развития человечества. Скажем, Владимир Соловьев в своих "Трех разговорах" это предвидел, Томас Манн, прочитав книгу Шпенглера, несмотря на свою близость идеям "консервативной революции", назвал своего соотечественника, ставшего в момент самым знаменитым немецким мыслителем, "пораженцем рода человеческого" [Манн 1960, 613]. Российские интеллектуалы восприняли книгу Шпенглера как нечто давно ожидаемое. Неожиданно русские эмигранты из тела шпенглеровской книги родили целое течение - евразийство, которое как бы получило немецкую санкцию, ибо немец объявил о закате (даже гибели) Запада. Хотя Шпенглер противопоставил идею истории идее природы, евразийцев это не смутило. "Мир-как-ис-тория, понятый, увиденный, оформленный из своей противоположности, - писал немецкий мыслитель, - мира-как-природы, - вот новый аспект человеческого бытия на этой планете, выяснение которого во всем его практическом и теоретическом значении осталось до сегодняшнего дня неосознанной, возможно, смутно ощущаемой, часто лишь угадываемой и никогда еще не осуществленной задачей со всеми вытекающими из нее последствиями" [Шпенглер 1993, 131]. И вместе с тем, приняв ее как должное, практически все, кроме евразийцев, искали в истории и в духе моментов, которые противостояли бы Шпенглеру, не трагизму, а именно пессимизму.

В 1920 г. как бы независимо от книги Шпенглера "возник, - как пишет Степун, - таинственный слух" в Москве, что Н.С. Трубецкой выпустил "небольшую, но очень содержательную работу"

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком