научная статья по теме К СОЗДАНИЮ ЕДИНОЙ ТЕОРИИ ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ, ЧАСТИЦ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ И НАБЛЮДАТЕЛЯ. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ Науковедение

Текст научной статьи на тему «К СОЗДАНИЮ ЕДИНОЙ ТЕОРИИ ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ, ЧАСТИЦ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ И НАБЛЮДАТЕЛЯ. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ»

Осипов О.А.

К СОЗДАНИЮ ЕДИНОЙ ТЕОРИИ ПРОСТРАНСТВА - ВРЕМЕНИ, ЧАСТИЦ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ И НАБЛЮДАТЕЛЯ. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Рассматривается постановка задачи на создание единой теории объединяющей пространство - время, частицы, взаимодействия и наблюдателя.

Показано, что в основе конструкции должны лежать положения, имеющие объективный характер, т.е. существенно не связанные с субъективными пространственно-временными представлениями наблюдателя. Пространство - время, частицы, взаимодействия и наблюдатель должны быть элементами общей конструкции. А пространственно-временные представления формируются относительно субъекта. Рассматривается методология построения теории и критерии адекватности.

Подход, основанный на симметриях относительно групповых преобразований, может применяться только после выделения субъекта «объективной реальности» и относительно субъекта.

Ключевые слова: единая теория всего, наблюдатель, взаимодействия, пространство-время, частицы, формализм, полнота, адекватность.

THE CREATION OF A SINGLE THEORY OF SPACE-TIME, PARTICLES, INTERACTION AND AN OBSERVER - CONDITIONS OF THE TASK

This article explores the formulation of the problem relating to the creation of a single theory of objective reality, uniting space-time, particles, interaction and an observer.

It will be submitted that at the core of such a construction must lie certain hypotheses of an objective character i.e. substantively unconnected with the subjective space-time perceptions of an observer. Spacetime perceptions are formed relative to the subject. This article looks at the methodology employed in the construction of such a theory and the adequacy of the criteria used.

The approach, based on the symmetry of group transformations, can only be utilised after the allocation of the subject of reality and relative to the subject.

В последнее время усилия многих физиков направлены на создание теории Всего. Предполагается объединение в одной теории четырёх взаимодействий, частиц и т.д. Однако, прогресс в этом направлении представляется сомнительным. Создаётся впечатление, что физики решают задачу, которая не поставлена. Особенно этот вопрос актуален в двух аспектах:

1. В каких терминах можно построить единую теорию;

2. Каковы критерии адекватности такого построения.

В первом случае проблема заключается в том, что парадигма современной науки субъективна. Рассмотрение физических процессов предполагает неявное задание наблюдателя, который сам априори является референтом пространства-времени (ПВ), то есть наиболее фундаментального понятия единой теории. Физические процессы рассматриваются всегда из настоящего времени наблюдателя. Этим неявно задаётся время. Также неявно предполагается, что наблюдатель локализован в априорном пространстве. Тем самым неявно задаются пространственные характеристики априорного ПВ.

Между тем, в теорию вводятся избыточные пространственно-временные параметры х; i = 0, 1, 2, 3. Считается, что они соответствуют результатам соответствующих измерений. Это, кроме всего прочего, приводит к расслоению причинно- следственных связей и репара-метризационным инвариантностям теории.

Таким образом, во всем конструктах естествознания уже присутствуют неявно заданные наблюдатель, ПВ, пространственно-временные представления и, соответственно, такие субъективные понятия, как взаимодействия, поля, частицы, скорости, расстояния, инвариантности и т. д.

Очевидно, что в традиционной субъективной парадигме построить теорию Всего невозможно, поскольку наиболее фундаментальные понятия заданы априори. Это определяет общую сущность современных физических теорий, несмотря на, их кажущееся многообразие.

В работе [1] показано, что в физических теориях имеются аналоги ключевых понятий и представлений религиозных систем. То есть, современные физические парадигмы представляют собой своеобразные физические религии. В ряде парадигм классическое ПВ заменяет собой Бога. В некоторых других теориях роль Бога выполняет ПВ в совокупности с полями -переносчиками физических взаимодействий. Там же дано определение религии, как «той части целостной системы представлений о сущности, о движущих началах и закономерностях всего мироздания, которая дополняет познанное человеком до целого и определяет его ориентацию действие в непознанной совокупности мировых проблем и обстоятельств».

Итак, любая современная фундаментальная физическая теория в основании имеет набор религиозных догм: законов, аксиом, постулатов и т.д. Для связи между нами используются такие спорные положения, как калибровочные инвариантности (несоответствие степеней свободы в теории и в природе), спонтанное нарушение симметрии, редукция волнового пакета, монополии, чёрные дыры, большой врыв, тёмное вещество и т.д. Очевидно, религиозный характер, согласно, данному определению религии, есть следствие неполноты физических теорий. Религиозные догмы дополняют систему знаний до целого.

В той же работе [1] показано, что все теории, развиваемые в рамках субстанциональной концепции ПВ (например в работах Галилея, И.Ньютона, В.Клиффорда, А.Эйнштейна, Г.Минковского, Дж. Уиллера, Ч.Мизнера, Р.Пенроуза, Финслера, Калуцы-Клейна, Н. А.Козырева и т. д.) соответствуют толкованию иногда искривленного пространства в виде своеобразного физического Бога.

В квантовой теории поля (КТП) гильбертово пространство представляет собой некую вспомогательную математическую величину. Над физическим ПВ возносится физический вакуум, что сближает это понятие с «божественной сущностью, ответственной за происхождение всего материального мира». В современной квантовой теории априорное ПВ уже заложено во все основные понятия, в том числе в концепцию физического вакуума и волновой функции.

В реляционной концепции пространство и время описывают отношения между материальными объектами и событиями (например в работах Г.Лейбница, Э.Маха, Р.Фейнмана, Ю.С.Владимирова, Ф.Хойла, Дж.Нарликара и др.). Декларируется, что производится отказ от априорно заданного пространственно- временного континиума и вместо него используется «чисто алгебраический метод описания природы». Однако, в реляционной концепции ПВ обожествляется так же, как и в субстанциональной. Это проявляется в том, что в обеих концепциях физические процессы рассматриваются с позиции наблюдателя, который является референтом априорных времени и пространства. ПВ в реляционной концепции является наиболее фундаментальным неопределяемым примитивом, так же, как и в субстанциональной. Например, в реляционной теории бинарной геометрофизики Ю.С.Владимирова [2] постулируются аксиомы систем отношений, что символизирует априорную неполноту теории, а физические процессы рассматриваются с позиции наблюдателя. Во всех известных физических и математических теориях неявно подразумевается, что все конструкты априори существуют во времени и пространстве или предполагают существование ПВ, например, пространственно-временных характеристик. Таким образом, в терминах традиционной субъективной парадигмы невозможно определить ПВ, поскольку оно уже входит неявно в качестве примитивов во все теории. А, следовательно, невозможен объективный взгляд на физический процесс и нельзя построить теорию Всего. Религиозный характер есть следствие неполноты современных теорий.

В работе [3] сформулированы принципы, которым должна удовлетворять полная физическая теория:

а) каждый элемент физической реальности должен иметь отражение в физической теории;

б) если мы можем без какого бы ни было возмущения системы предсказать с достоверностью (т.е. с вероятностью, равной единице) значение некоторой физической величины, то существует элемент физической реальности, соответствующий этой физической величине.

Эти принципы сформулированы в рамках традиционного субъективного подхода в физике. Например, в п. б) отчётливо видно, что физические процессы рассматриваются из настоящего времени наблюдателя. Однако, представляется, что неполнота теории есть следствие именно субъективного подхода. Этому соответствует методология физики, основанная на постулировании соотношений между неопределяемыми понятиями, которая носит явно спекулятивный характер, задавая уровень развития науки.

В результате в физике утвердилась философия операционализма. «В ней считается, что символ так же, как и уравнение, имеет физическое значение лишь в той мере, в какой он соотносится с некоторыми возможными операциями человека. Это ведёт к утверждению, что физика в целом - наука об операциях, главным образом, измерительных и вычислительных, а не наука о природе» [4]. То есть, физика в целом имеет отношение именно к субъективному опыту, а не к «объективной реальности».

Согласно общепринятой копенгагенской интерпретации квантовой механики описание производится при помощи пси-функции, которая имеет существенно субъективный, вероятностный характер и зависит от полноты знаний субъекта об этих вероятностях. Между тем, референтом квантовой механики, очевидно, является рассмотрение физического процесса не с позиции наблюдателя субъекта ПВ.

Например, положения квантовой механики, такие как: принцип суперпозиции, соотношения неопределённостей, принцип тождественности, отказ от движения по траекториям, неархимедовость микромира и т.д., не связаны полностью с субъективными пространственно-временными представлениями, т. е. со сравнением пространственной и временной переменных. В этом проявляется глубокое внутреннее противоречие квантовой теории поля, а также трудности в создании квантовой теории гравитации, единых теорий и т. д. Например, релятивистская инвариантность, имеющая в своей основе субъективные пространственно-временные представления, не согласуется с квантово-механической нелокальностью, имеющей объективный характер.

Рассмотрение физических процессов с позиции наблюдателя, референта ПВ приводит к тому, что информацию наблюдатель получает посредством, существенно субъективных пространственно-временных представлений. Наблюдатель всегда измеряет только пространственно-временные характеристики «объективной реальности» точнее, только пространственные. Кол

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком