научная статья по теме К типологии цивилизационных суперсистем Философия

Текст научной статьи на тему «К типологии цивилизационных суперсистем»

А.Н. ХАРИН кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных наук Кировского филиала РАНХиГС при Президенте РФ*

К типологии цивилизационных суперсистем

Давно существуют попытки объединить цивилизации, обозначить их единство. Так, в наше время часто говорят об «общечеловеческой цивилизации». Но, как правило, под ней понимают только одну -западную цивилизацию, стремящуюся навязать другим культурам свою систему ценностей. А остальные должны подстраиваться под Евроатлантику, заимствуя необходимое для «прогресса». Характерными в этом плане являются работы А.Л. Янова, писавшего: «Даже в страшном сне Аристотелю не могло присниться такое толкование прошедших событий, в соответствии с которым варварская Персидская империя, пожелавшая в V веке до н.э. стереть с лица земли демократические Афины, являлась всего лишь соседней цивилизацией. Да еще и имевшей определенные преимущества перед греческим поли-сом»1. Цивилизованными, по мнению публициста, являются только «свободные народы» (см. — западные).

Однако подобный унифицирующий подход разделяется далеко не всеми учёными. Цивилизационное многообразие мира существует. Другое дело, что есть и определённые объединяющие моменты. Это единство мира цивилизаций является как ценностным, так и системным.

Классическим является деление мира на два крупных цивилизационных блока: «Запад» и «Восток». Оно существует уже не одно столетие. Однако у подобной градации есть свои недостатки. Фактически одна цивилизация - Запад — противопоставляется остальному миру, выделяется из него. Но куда в этом случае отнести Россию, Латинскую Америку, Африку, Океанию? Каким термином обозначить данные феномены? Может отнести к так называемым

О ^

«пограничным цивилизациям»2, «промежуточному региону»3? Тогда получается третья суперсистема. Кроме того, данное деление не может указать всего многообразия цивилизаций.

Если брать геополитику, то там распространено иное деление цивилизаций: Суша-Море или Континент-Океан. Но, на наш взгляд, мы

* Харин Алексей Николаевич, e-mail: LHarin@ yandex.ru

1 Янов А.Л. Сколько на земле цивилизаций? // Россия в глобальной политике, 2006, № 5. URL.: http://globalaffairs.ru/number/n_7415 (дата обращения: 13.08.2013).

2 Шемякин Я.Г. Отличительные особенности «пограничных цивилизаций». (Латинская Америка и Россия в сравнительно-историческом освещении) // Общественные науки и современность, 2008, № 3.

3 Кицикис Д. Геополитика Греции и Промежуточный регион. http://evrazia.org/article/1861 (дата обращения: 13.08.2013); Кицикис Д. Роль Промежуточного региона в глобальной войне. http://evrazia.org/article/1866 (дата обращения: 13.08.2013).

видим своеобразное отражение того же деления — «Запад-Восток», только в изменённом виде. Вновь может возникнуть вопрос о статусе Африки, Латинской Америки. Тем более что внутри отдельных цивилизаций есть сухопутные и морские государства.

Интересный подход у российского философа Г.С. Померанца, предложившего понятие «субэкумена». Это - устойчивая коалиция культур, связанных единой вселенской религиозно-философской традицией. Сначала Г.С. Померанц выделял три «субэкумены»: средиземноморскую, индийскую и китайскую. Позднее он к ним добавил ещё и исламскую. Померанц вполне обоснованно отвергает противопоставление Запада Востоку. Запад - это конкретный мир, Европа и континенты, освоенные европейцами. Восток, в свою очередь, представляют три субэкумены1.

Однако и теория субэкумены несмотря на её большую конкретность не может охватить всего многообразия мира.

Для описания крупных цивилизационных систем используют также и другую категорию - «<метацивилизация». Это цивилизация, «вбирающая в себя наивысшие общечеловеческие достижения национальных, региональных и формационных цивилизаций. Современные элементы структуры складывающейся метацивилизации: международные социально-политические, экономические, правовые, культурные, экологические, здравоохранительные, научные, технические и иные организации и достижения»2.

Существует и иное, менее громоздкое определение ме-тацивилизации - это «концептуальное объединение нескольких цивилизаций на основе определенных общих признаков... например,

о

Запад и Восток»3. Другими словами, это крупные родственные цивилизационные образования. Так или иначе, для всех определений метацивилизации характерно главное - это сложный социокультурный организм, состоящий из разнообразных подэлементов. Но каковы компоненты данной метацивилизации? В.А. Дергачёв выделил два -Запад и Восток . Свой вариант предложил С.В. Хатунцев. Развивая, с одной стороны, традиционное деление «Восток-Запад», а с другой -теорию Великого Лимитрофа, Хатунцев указал, что существуют три метацивилизации в Старом Свете. Они отделены друг от друга Великим Лимитрофом или поясом пограничных земель. Структура, предложенная Хатунцевым, такова. Три метацивилизации, существующие в Старом Свете, включают в себя шесть цивилизаций:

1 Померанц Г.С. Субэкумена. URL.: http://kultorolog.slovaronline.com/C/488-SUBEKUMENA (дата обращения: 13.08.2013).

2 Цивилизациум. Метацивилизация URL.: https://sites.google.com/site-/civilizacium/home/civilizacium/okeaniceskaa-civilizacia. (дата обращения: 25.07.2014).

3 Дергачёв В.А. Геополитика. Русская геополитическая энциклопедия. 2010. URL.: http://dergachev.ru/Russian-encyclopaedia/12/70.html (дата обращения: 13.08.2013).

• метасистема: Европа-Россия («метацивилизация христианства» или метацивилизация Севера);

• Китай-Индия (т.е. метацивилизация Востока);

• арабо-персидский мир - Чёрная Африка (метацивилизация Юга).

В Новом Свете существует ещё одна система, состоящая из двух культурно-исторических миров. К особым мирам относятся Австралия и Океания1.

Каждая из цивилизаций также окружена пограничными (лимитрофными) территориями. Кроме того, в составе Великого Лимитрофа есть «узлы скучивания» цивилизаций - районы пересечения нескольких миров:

•балкано-анатолийский с прилегающими к нему бассейнами Черного и Средиземного морей - здесь «сходятся» европейская, афразийская, и российская цивилизации;

•центральноазиатский - здесь встречаются уже четыре цивилизации: российская, афразийская, индийская (южноазиатская) и китайская.

Между собой оба этих «узла» связывает опорная ось, состоящая из трех звеньев: Кавказ - Иранский Хорасан и часть Туркмении. «Узлы скучивания» и соединяющая их опорная ось представляют собой важнейшую часть, «становой хребет» Великого Лимитрофа, играющий огромную роль в мировой истории и занимающий ключевые позиции в Евразии2.

Таким образом, у С.В. Хатунцева, как и у Г.С. Померанца, тоже четыре метасистемы. Но критерии деления у исследователей разные. Г.С. Померанц делает акцент на религиозном факторе, а С.В. Хатунцев -на пространственном.

Мы предлагаем несколько иной подход. Во-первых, мы выделяем два крупных цивилизационных блока, во-вторых, на наш взгляд, более обоснованным является понятие «мегацивилизация». Приставка «мега» означает «большой», «огромных размеров», «растянутый». С учётом охвата территорий, которые заняли две цивилизационные суперсистемы, данный термин более оправдан, нежели «метацивилизации».

В нашем понимании мегацивилизации - крупные надци-вилизационные суперсистемы, основанные на общности происхождения и ценностной близости. Указанными типами мегацивилизации являются средиземноморская и индо-тихоокеанская.

Средиземноморская. Названа так потому, что все принадлежащие к ней цивилизации имеют свои культурные истоки в ареале Средиземного моря, либо находились под сильным влиянием данного региона. В указанную мегацивилизацию входят:

1

См.: Хатунцев С.В. Лимитрофы - межцивилизационные пространства Старого и Нового Света

// Полис, 2011, № 2, с. 86-87.

2

См.: Хатунцев С.В. Указ. соч., с. 89.

• евроатлантическая цивилизация, состоящая из континентально-

л

европейской, англо-американской субцивилизации ;

•православная цивилизация (существует вопрос в её идентификации, отсюда и несколько вариантов названий - евразийская, восточнохристианская). В данной цивилизации можно выделить особо Восточноевропейский и Южноевропейский миры;

• иберо-американская цивилизация с двумя составными частями (Центральноамериканской и Южной Америкой);

• исламская цивилизация, состоящая из арабской, персидской, тюркской и малайской субцивилизаций. Её ядром является арабский мир. Но у этой цивилизации нет государства, объединяющего большинство мусульманских стран;

•цивилизация Чёрной Африки. По поводу последней нужно сказать, что у исследователей есть сомнения. Такая цивилизация существует пока в форме умозрительного проекта, и должно пройти ещё много времени для становления данного феномена2. Однако предпосылки для её развития имеются: интеграционные организации, древняя культура, страны-лидеры.

Индо-тихоокеанская:

•индийская цивилизация (иногда её ещё называют индуистской);

•конфуцианская цивилизация с четырьмя составными элементами: китайским, японским, корейским, вьетнамским мирами;

•буддистская (в которую можно включить два крупных разрозненных ареала или две субцивилизации: монгольскую и индокитайскую). Минус данной цивилизации, что её культурное ядро в виде Тибета входит в состав КНР. Сама цивилизация расколота в территориальном плане. Однако здесь существуют предпосылки для дальнейшего цивилизационного развития. Стержневым государством может стать Таиланд, вокруг которого и будет формироваться буддистский мир. Кроме того, позитивную роль может сыграть и форум АСЕАН.

Спорным является вопрос о природе океанической (или «океанийской») цивилизации. Ю.В. Яковец понимает под ней

о

Австралию, Новую Зеландию и Океанию3. Подобный подход встречается и у других авторов4. Скорее всего, Австралия и Новая Зеландия относятся к евроатлантической цивилизации. Но сложно пока определить статус двух этих стран. Их можно отнести к англоамериканской субцивилизации, но можно и выделить в особую, третью часть Запада.

1 Субцивилизация - составной элемент какой-либо цивилизации, имеющий, с одной стороны, общую систему ценностей, происхождение, с другой — свою специфику, также обусловленную культу

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком