научная статья по теме К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРНОМ ЕДИНСТВЕ КУРГАННЫХ МОГИЛЬНИКОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРО-ВОСТОКА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРНОМ ЕДИНСТВЕ КУРГАННЫХ МОГИЛЬНИКОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРО-ВОСТОКА»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2015, № 2, с. 101-109

К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРНОМ ЕДИНСТВЕ КУРГАННЫХ МОГИЛЬНИКОВ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРО-ВОСТОКА

© 2015 г. А.Л. Белицкая

Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения РАН, Сыктывкар

(belitskaia522@yandex.ru)

В настоящей статье предпринята попытка определения степени близости Юванаягского, Шойнаягского, Борганъельского, Веслянского I и Сэбысьского курганных могильников, функционировавших на Европейском Северо-Востоке в конце V - VII в. Применение формально-статистических методов позволило представить погребальный обряд в виде совокупности категорий и разделить на ряд ключевых для курганных могильников признаков. Все некрополи, несмотря на большую близость к могильникам ломоватовской и неволинской культур Прикамья, имеют отличия в погребальном обряде, позволяющие выделить их в единую группу памятников типа Веслянского I могильника. Юванаягский и Борганъельский могильники составляют ядро этой группы. Сэбысьский могильник, расположенный в Припечорье, обнаруживает отличия, которые могут объясняться взаимодействием носителей различных культурных традиций.

Ключевые слова: археологические памятники, погребальный обряд, курганный могильник, формально-статистический метод, культурное единство, миграции.

Погребальные памятники - один из ценнейших источников для изучения древних человеческих обществ, содержащий информацию о религиозно-мифологическом, социальном, экономическом аспектах их существования, которые, с одной стороны, отражают уровень развития социума, с другой, показывают изменения, происходящие в нем. В изучении вопросов, связанных с погребальными памятниками, важное место занимает исследование особенностей погребального обряда древних некрополей.

"В отличие от этнографии, где под этим понимается сам процесс захоронения умершего и различные ритуальные действия, в археологии имеются в виду лишь конечные результаты той деятельности, которая оказалась овеществленной, опредмеченной в остатках сооружений, вещах, положении костей животных да и остатках скелета. По этим остаткам возможно реконструировать весь процесс как последовательную цепь действий. Погребальный обряд отражает определенные духовные и мировоззренческие представления, поэтому он унаследовал и основные черты этих явлений - традиционность и консерватизм" (Генинг, Борзунов, 1975. С. 42). В.С. Ольховский отмечает, что консерватизм присущ в первую очередь религиозно-идеологической сфере, в сфере практической он более гибок, чем и объясняются примеры поливариантности раз-

личных акций погребального обряда в рамках одной культурной общности и даже культуры (1986. С. 67-73).

В настоящей работе на основании данных погребального обряда предпринимается попытка решения вопроса о культурной принадлежности и культурном единстве курганных могильников Европейского Северо-Востока (далее ЕСВ). Ис-точниковую базу исследования составили данные 58 курганов и 139 погребений Юванаягского, Борганъельского, Веслянского I, Сэбысьского, Шойнаягского могильников. Небольшие размеры Во-мынъягского могильника и незначительное число материала не позволяют использовать его данные в силу нерепрезентативности выборки; открытый В.Н. Кармановым в 2013 г. Эжольский могильник находится в процессе изучения.

Курганные могильники представляют одно из самых ярких явлений в археологии ЕСВ. Их изучение начинается со времени открытия Э.А. Савельевой Веслянского I могильника в 1961 г. В 1980-2000 гг. исследовались пять памятников: Юванаягский, Борганъельский, Вомынъ-ягский, Шойнаягский, Сэбысьский могильники. В 2013 г. был открыт еще один некрополь - Эжоль-ский. В настоящее время на территории ЕСВ известно семь курганных некрополей, шесть из

которых находятся в бассейне р. Вычегда, один -Сэбысьский - расположен в Припечорье. Проблема их культурного единства имеет в своем рассмотрении два аспекта: соотношение степени близости курганных могильников на территории ЕСВ; определение степени их близости с памятниками соседних территорий. Первый аспект - предмет рассмотрения настоящей статьи, относительно второго можно отметить, что все исследователи, занимавшиеся проблемами функционирования некрополей, сходятся в том, что курганные могильники ЕСВ составляют единую культурную общность с территорией Прикамья. Однако они по-разному рассматривают вопрос о степени их близости к синхронным памятникам прикамских территорий.

Р.Д. Голдина и Л.И. Ашихмина напрямую связывают эти памятники с харинским этапом ломова-товской археологической культуры. Л.И. Ашихмина высказала мнение, что "курганные могильники ЕСВ составляют пятую, более северную, Вычегодскую группу харинских древностей" (1988б. С. 16). Р.Д. Голдина признает синхронность бытования памятников на территории Верхнего Прикамья и Повычегодья. Изучение вещевого инвентаря позволило ей соотнести материалы могильников ЕСВ с харинским типом вещей. Она отметила, что "выделяется три локальных района расселения пришельцев: верховья Выми (Весляна I), бассейн Нившеры (Борганъель и Ювана-яг) и Сысолы (Шойна-яг)" (Голдина, 2004. С. 269).

Э.А. Савельева, признавая культурную общность курганных некрополей Прикамья и ЕСВ, выделяет их в особый культурный тип - памятники типа Веслянского I могильника, не соотнося ни с одной из групп прикамских памятников (Археология Республики Коми, 1997. С. 422).

И.О. Васкул и Ф.В. Овчинников в публикации материалов Шойнаягского могильника высказали предположение о том, что данный памятник имеет признаки, отличающие от других подобных ему на территории ЕСВ, что сближает Шойнаягский могильник с харинскими памятниками Верхнего Прикамья (1999. С. 55, 56).

А.Л. Багин, автор раскопок Сэбысьского могильника, заметил, что этот памятник по ряду элементов погребального обряда сближается с курганными могильниками Повычегодья и Прикамья, но в то же время имеет ряд особенностей, связанных с взаимодействием с припечорским населением (2007. С. 108).

Ниже приведены основные сведения о курганных могильниках ЕСВ, отражающие характерные элементы погребального обряда (таблица).

В погребальном обряде могильников прослеживаются как общие черты, так и различия. Более ранние по времени сооружения курганы окружены кольцевидными и серповидными канавками, поздние - ямами, из которых брался грунт для сооружения насыпи. Для всех могильников, за исключением Сэбысьского, характерно размыкание канавок со стороны реки. На Юванаягском могильнике канавки разомкнуты с юга и юго-востока, на Бор-ганъельском - с запада и востока, Шойнаягском - с севера и запада, на Сэбысьском - с юга. На Веслян-ском I могильнике этот конструктивный элемент не зафиксирован.

Следует отметить большую роль огня в погребальном обряде. Под насыпями курганов встречаются углистые прослойки и остатки горелого дерева, что позволяет предполагать наличие дополнительных конструкций, возведенных при создании насыпи и сожженных в результате поминальных действий. В заполнении ровиков Борганъельского и Шойнаягского могильников зафиксированы угли. На Сэбысьском и Веслянском I могильниках в заполнении могил прослеживаются углисто-зольные прослойки.

Костные останки в могильниках сохранились плохо, однако, судя по фрагментам и костному тлену, ингумация была преобладающим способом захоронения. Л.И. Ашихмина в одном случае на Юванаягском (1987. С. 13) и Э.А. Савельева в трех на Веслянском I (1963. С. 94) могильниках предполагают возможное трупосожжение. Характерная поза умерших - вытянуто на спине, головой к реке. В одной могиле Борганъельского могильника умерший лежал скорченно на боку (Ашихмина, 1988б. С. 9).

Характерно расположение погребального инвентаря в основном на дне погребений, в анатомическом порядке. На Шойнаягском и Веслянском I могильниках единичные предметы найдены в межмогильном пространстве, на Борганъельском -в заполнении ровиков. Предметы из засыпи погребений могли попасть туда в результате грабительских действий.

Среди видов оружия - мечи, кинжалы, боевые топоры, наконечники копий и стрел, преобладают первые два вида. Кинжалы иногда сопровождались находками ножен. На всех могильниках, кроме Бор-ганъельского, исследованы захоронения с кольчугами, которые Л.И. Ашихмина считает погребениями знати (1987. С. 13). Предметы вооружения размещались на дне погребений, сбоку от умершего на уровне пояса или в области головы, редко - в засы-пи погребений.

Сведения о курганных могильниках Европейского Северо-Востока

Могильник Юванаягский Борганъельский Шойнаягский Веслянский I Сэбысьский

Датировка Конец У-У1 в. У1-У11 вв. Вторая половина У - первая половина VI в. У1-У11 вв. Конец У-У1 в.

Расположение На возвышенности параллельно старич-ному оз. Ивка-ты. 3 км к юго-востоку от д. Ивановка, Корткеросский р-н РК На песчаной гриве террасы параллельно руслу р. Нившера. 2.5 км к северо-востоку от д. Алексеевка, Корткеросский р-н РК На гриве старич-ного озера р. Сысола перпендикулярно ему1. 1.5 км к востоку от д. Кагорт, Сыктывдинский р-н РК На левом берегу р. Вымь параллельно течению. 1 км к северу от д. Весляна, Княжпогостский р-н РК На правом берегу р. Ижма перпендикулярно течению. 2.5 км к западу от с. Ижма, Ижем- ский р-н РК

Количество курганов, погребений2 9 курганов, 23 погребения (4 грунтовые) 25 курганов, 48 погребений (5 грунтовые) 17 курганов, 23 погребения (2 грунтовые). В работе задействованы материалы 16 курганов и 22 погребений3 2 кургана, 27 погребений (14 грунтовые4) 6 курганов, 38 погребений. В работе задействованы материалы 19 погребений5

Количество курганных рядов, их ориентировка Два ряда, ВЮВ-ЗСЗ и ЮВ-СЗ Один ряд, ЮЗ-СВ Два ряда, С-Ю Один ряд, С-Ю Один ряд, СЗ-ЮВ

Форма насыпи (%): овальная прямоугольная иная 88.9 11.1 52 40 8 68.8 25 6.2 100 33.3 16.7 50

Размеры насыпей (м) 4-14.5 х 3-6 2.85-11.5 х 1.6-8.5 1.9-6.8 х 2.5-6.2 4 х 6 и 18 х 6 2-3.5 х 1.5-4

Высота насыпи (%): 0.1-0.2 м 0.2-0.3 м 0.3-0.5 м 44.4 22.2 11.1 40 52 17.6 17.6 58.8 50 50 -

Преобладающая ориентировка насыпей (%) ЮЗ-СВ и ЮЮЗ-ССВ (по 33.3) СЗ-ЮВ и З-В (по 36) З-В (56.3)

Погребений под насыпью (%): одно два три и более 66.7 11.1 22

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком