научная статья по теме К ВОПРОСУ О НАЗНАЧЕНИИ ПРИВРАТНЫХ СВЯТИЛИЩ В ГРЕЧЕСКОЙ РИТУАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ IV-III ВВ. ДО Н.Э. (ПО МАТЕРИАЛАМ ГОРОДИЩА "ЧАЙКА" В КРЫМУ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «К ВОПРОСУ О НАЗНАЧЕНИИ ПРИВРАТНЫХ СВЯТИЛИЩ В ГРЕЧЕСКОЙ РИТУАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ IV-III ВВ. ДО Н.Э. (ПО МАТЕРИАЛАМ ГОРОДИЩА "ЧАЙКА" В КРЫМУ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2014, № 1, с. 20-25

К ВОПРОСУ О НАЗНАЧЕНИИ ПРИВРАТНЫХ СВЯТИЛИЩ В ГРЕЧЕСКОЙ РИТУАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ IV-III вв. до н.э. (по материалам городища "Чайка" в Крыму)

© 2014 г. Е.А. Попова

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (popova318@mail.ru)

Ключевые слова: античная культура, Крым, "Чайка", святилище, алтарь.

This article is the publication of the materials of the excavations of the Crimean archaeological expedition of the Moscow State University. These are two places at the north and south entrances to the Greek settlement of the second half of the 4th - the first half of the 3rd cc. B.C. with stone altars that allows to identify them as sanctuaries possessed a protective power. The examples of Greek gods with such power are given. Heracles is considered to be the guardian of the settlement "Chajka".

Рис. 1. План греческого поселения на городище "Чайка".

В ходе работ Крымской археологической экспедиции исторического факультета МГУ на городище "Чайка" (Евпатория) в разные годы были открыты объекты, наглядно демонстрирующие один из аспектов культов греческих божеств - их охранительную функцию. Это - привратные святилища, служившие местом почитания божества и совершения ритуалов, призванных снискать его благосклонность и таким образом обезопасить жизнь поселения (рис. 1).

В 1987 г. у северного въезда на поселение второй половины IV в. до н.э. с наружной стороны было обнаружено маленькое помещение с каменным алтарем, фланкировавшее восточный участок въезда вблизи северо-восточной башни (рис. 2). Размеры помещения - 2.1x2 м. Стены его, кроме западной, сохранились на уровне первого ряда кладки, сложенной из хорошо отесанных квадров. От западной стены, к которой и примыкал алтарь, остался лишь фундаментный ряд. Вход находился в восточной стене, причем проем располагался не в ее середине, а в южном конце, что предполагает отсутствие двери.

Алтарем служил хорошо отесанный камень-известняк кубической формы. Его размеры: верхняя площадка - 0.50x0.55 м, высота - 0.25 м. Три плоскости граней отесаны, четвертая, западная, не обработана, поскольку вплотную прилегала к стене. Острые грани вверху были стесаны и слегка заглажены. Снизу квадр обработан не был, имел рваные края (рис. 3, 1, 2).

В 2011 г. при исследовании участка в южной части городища была открыта площадь перед

Рис. 2. Помещение с алтарем у северного въезда. Вид с севера.

южным въездом на греческое поселение. С запада, с наружной стороны ворот, у въезда находились два небольших помещения размерами 2x1.25 м, в одном из которых стоял каменный алтарь из местного известняка (рис. 4). Он вплотную прилегал к восточной стене помещения, сложенной из сырцового кирпича. Размеры алтаря: верхняя площадка - 0.5x0.5 м, высота - 0.35 м. Алтарь был изготовлен из местного известняка и по форме повторял тип алтаря в виде колонны с профилированными верхней и нижней частями

Рис. 3. Алтарь из помещения у северного въезда (1, 2).

(рис. 5, 1, 2). Алтарь с городища "Чайка" отличается слабой профилировкой деталей. Как и у алтаря у северного въезда пристенная грань

Рис. 4. Помещение с алтарем у южного въезда.

2

О 20

Рис. 5. Алтарь из помещения у южного въезда (1, 2).

была оставлена необработанной, хотя узкие полоски отески заходят на нее (5, 2). Наиболее тщательно отесан "ствол", отделяющийся от площадок, выступающих относительно него на 2-3 см, рисками. Края площадок между гранями скруглены.

В помещениях с алтарями, к сожалению, не сохранились следы совершения жертвоприношений, однако местоположение и наличие алтарей не оставляет сомнений в их культовом назначении. Что касается датировки, то по стратиграфическому расположению бытование святилищ относится к первому периоду существования крепости, возможно, не к самому началу, так как помещение при южном въезде стоит на горелом слое. Но немногочисленные находки из слоев, сделанные на этих участках, свидетельствуют о том, что время функционирования святилищ не выходит за рамки второй половины IV - III в. до н.э. Нижняя дата, terminus post quem, определяется находками херсонесских монет типов "Дева, убивающая лань, - бодающий бык" и "Дева, управляющая квадригой, - воин со щитом", относящихся ко второй половине IV в. до н.э. (Коваленко, 2006. С. 147). Шесть таких монет было найдено в помещении у южного въезда. Две монеты этих типов, прикрытые травой, лежали в чернолаковой миниатюрной мисочке с пальметтами, обнару-

женной под северной оборонительной стеной у северного въезда. Это, несомненно, строительная жертва, также призванная оберегать фортификационные сооружения поселения. Мисочка датируется третьей четвертью IV в. до н.э. (Егорова, 2009. С. 125. № 352).

Местонахождение святилищ у въезда, т.е. у места, соединяющего поселение с внешним миром, откуда могли явиться неблагоприятные силы, можно объяснить именно их охранительной функцией.

Традиция устройства привратных святилищ и установка статуи божества у въезда в город в греческой культуре уходит корнями в древнюю историю. Если в римской мифологии существовало одно божество входа-выхода, охранителя города и жилища - Янус, то в греческой единого божества-охранителя не было. Эту функцию выполняли божества-покровители - свои для каждого города или поселения. Эпиклезы некоторых олимпийцев говорят о функции охраны городов, городских укреплений и жилищ. Афина Поллиада - Гра-дохранительница (тоАьад а8од). Второй эпитет Афины - Паллада - положил начало общему названию статуй божеств в вооружении, которых ставили у въезда в город. Согласно "Энеиде" Вергилия кража палладия Афины Диомедом и Одиссеем из храма Трои лишила данайцев надежды на защиту (II, 160, 165).

О подобной функции Гермеса свидетельствует его прозвище тсро-тсйАаюд, т.е. "Находящийся впереди ворот", "Предвратный". Существовала статуя Гермеса Пропилея (Охранителя Ворот) работы скульптора Алкамена ("ЭДаМИаиег, 1931. Б. 64. № 49. Р1. XXXVII).

Аполлон в Малой Азии имел эпиклезу Ти-рей, Тюрайес - "Дверной" (фираТод). У Гомера в "Илиаде" он прямо рисуется защитником Илиона, которого "заботит стена хорошо воздвигнутого города" (XXI. 516): охраняя эту стену, он трижды сбрасывает вступающего на нее Патрокла (XVI. 702). Сцена убийства Ахилла в Скейских воротах Илиона также указывает на Аполлона как на бога - хранителя городских ворот (XXII. 360).

Традиция устройства святилищ близ въездов соблюдалась и на периферии античного мира, о чем говорит, например, открытие такого святилища на городище Вани эллинистического времени. Причем конструктивно оно очень напоминает святилища "Чайки": алтарь также находился в маленьком помещении у ворот, стоял вплотную к стене, и прилегавшая к ней часть жертвенника не была обработана. Устройство небольших святи-

лищ у ворот Г.А. Лордкипанидзе рассматривает как местную черту, необычную для греко-эллинистических городов (1970. С. 118; 1977. С. 110). Действительно, по эллинской традиции алтари всегда располагались на открытом пространстве и были доступны со всех сторон. Однако устройство святилищ на городище "Чайка" показывает, что алтари и в греческих святилищах могли располагаться иначе.

Факт сооружения статуи богини-покровительницы у входа с наружной стороны подтверждается данными письменных источников и в других городах Колхиды. Так, по сообщению Арриана, "при входе в Фасис стоит статуя фасианской богини" (§11). Судя по описанию, это была статуя Кибелы. Совершенно очевидно, что установка статуи с наружной стороны ворот указывала на охранительную функцию богини.

Обычай воздвигать статуи у городских ворот засвидетельствован также при раскопках фригийского Гордиона (В1Ие1,1958. Б. 61).

Итак, какому же божеству были посвящены святилища "Чайки"? Поселение было основано Херсонесом, метрополией которого являлась Ге-раклея Понтийская (Сапрыкин, 1986. С. 57). Само название города говорит о его покровителе - Геракле, чьи многочисленные изображения встречаются на памятниках Херсонеса и его хоры. Находки каменных рельефов с изображением Геракла на городище (рис. 6, 2-4) позволяют с уверенностью говорить о нем как об "охранителе", "защитнике", Сотере (стютпр) поселения (Попова, Коваленко, 1997. С. 78-83).

Еще один объект, который, несомненно, семантически тесно связан с функцией святилищ, находился невдалеке от западного въезда в крепость. Это небольшое здание, пристроенное к западной оборонительной стене. Его архитектурные особенности были подробно проанализированы С.А. Коваленко, на их основании исследователь предложил очень убедительную трактовку назначения здания. Это был гестиато-рий (есттьатбрюу) - специальное общественное здание, в котором во время религиозных праздников проходили культовые трапезы (Коваленко, 2009. С. 119-135). С. А. Коваленко обратил внимание на расположение здания вблизи въезда на городище, считая это обстоятельство указанием на исключительную важность "тех действий, которые проводились в данном помещении", -культовых пиршеств, "на которых присутствовало чествуемое божество" (2009. С. 131), - так называемых теоксений (фео£ Б^ьа) - своего рода

Рис. 6. Миниатюрный алтарь с городища "Чайка" (1) и рельефы с изображением Геракла (2-4).

разновидности жертвоприношений (№Шоп, 1957. Б. 161, 162). Говоря о связи, существующей между расположением гестиатория "Чайка" вблизи ворот поселения с защитной функцией, которую несло это здание, С.А. Коваленко также не сомневается в том, что божеством, чествуемым в нем, был Геракл. Автор приводит многочисленные примеры организации сакральных пиров в честь этого бога-героя, а также размещения его изображений возле городских ворот (Коваленко, 2009. С. 133, 134). Так, на воротах Фасоса был изображен Геракл, направляющий стрелу в толпу врагов, а на воротах в южной стене имелась надпись, которая называла Геракла вместе с Дионисом защитником города (ВгаскеЛг, 1976. Б. 96).

Иногда божествам посвящались защитные сооружения - башни. Так, некто Клеомброт, сын Пантакла, посвятил Гераклу ольвийскую башню, о чем свидетельствует надпись, датируемая рубежом 1У-Ш вв. до н.э. На мраморной плите начертано: "О, Геракл, т

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком