научная статья по теме К вопросу о понимании природы нравственных ценностей Биология

Текст научной статьи на тему «К вопросу о понимании природы нравственных ценностей»

УДК 124.5

К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ ПРИРОДЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Добренкова Наталия Александровна, старший научный сотрудник Центра институализации морали, кандидат философских наук

Шуйский государственный педагогический университет, г. Шуя, Ивановская область, Россия, dobrenkowa@mail. ru

Данная статья посвящена анализу этики ценностей немецкого философа, антрополога Макса Шелера, построенной на фундаменте феноменологического опыта.

Ключевые слова: ценность; нравственные ценности; материальное априори; дух.

TO THE QUESTION ON UNDERSTANDING THE NATURE OF MORAL VALUES

Natalia Dobrenkova,

scientific employee of the Morals Institutional Center, PhD Shuya State Pedagogical University, Shuya-Ivanovo Region, Russia, dobrenkowa@mail. ru

This article is devoted to the analysis of the ethics of values of the German philosopher and anthropologist Max Sheler's philosophy built on the foundation of phenomenological experience.

Keywords: value; moral values; material a priori; spirit.

Работа НИР выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках ФЦП «Научные и

научно-педагогические кадры инновационной России на 20092013 годы».

Мир сегодня стремительно меняется. Не менее стремительно меняется и человек, его сознание. Это общепризнанный факт, как, впрочем, и то обстоятельство, что изменения эти требуют не только фиксации, но и глубокого осмысления. В современных научных исследованиях, публицистических статьях, в статьях, публикуемых в СМИ, носящих проблемный, дискуссионный характер, все чаще мы видим обращение к проблемам ценностей. При этом разным языком, с разной глубиной анализа (а то и вовсе без претензии на какой-либо анализ - отдаваясь во власть эмоций) обсуждается широчайший круг вопросов: от природы ценностей, иерархии, ценностных предпочтений и ори-ентаций того или иного социального слоя до призывов к «переоценке ценностей» или ностальгии по «старым добрым временам», когда «словосочетание «духовные ценности» имело смысл». И это внимание к проблемам аксиологии неслучайно. Аксиология, как известно, исследует ценности как смыслообра-зующие основы человеческого бытия. Именно ценности определяют мотивы поведения человека и задают направленность всей человеческой жизни.

Выведению аксиологии «из тени» способствовал, по мнению исследователей, кризис рационализма эпохи Просвещения. А «аксиологический поворот», в свою очередь, обусловил начало «антропологического Ренессанса» в философии. История философии знает ряд «версий» аксиологии. Здесь возникшая в неокантианстве трансцендентальная концепция аксиологии (В. Виндельбанд и Г. Риккерт), версии субъективизации и психологизации понятия ценности (в прагматизме, экзистенциализме и др.). Позднее проблематика аксиологии проникает в социологию (М.Вебер). В русской философии большое значение приобрели аксиологические концепции, предложенные религиозно-

ориентированными мыслителями (В.Соловьев, П.Флоренский и др.). Интерес к аксиологии в нашей стране возрождается в ХХ веке. Современная аксиология обращается к анализу личности, индивидуальности, к смыслам человеческого общественного бытия, его императивам.

Особое место занимают теории, являющие собой варианты онтологизации проблематики аксиологии. И здесь центральное место, как нам кажется, необходимо отвести теории ценностей немецкого философа, антрополога Макса Шелера (1874 - 1928 г.г.). Анализ его аксиологии и является целью нашей работы, достижению которой будет способствовать применение общефилософских методов исследования (историко-сравнительный метод, метод реконструкции, использование потенциала герменевтики как средства познания и др.).

Философскому творчеству этого ведущего мыслителя Германии первой половины ХХ века, основателя целого философского направления - немецкой философской антропологии, посвящено немало исследований, принадлежащих перу известных и авторитетных ученых как в нашей стране, так и за рубежом. Приведем лишь две цитаты, свидетельствующие о масштабе его личности. Аксиология Шелера являет собой, по оценке Л. А. Чухиной, одна из работ которой о Шелере была включена в вышедший в нашей стране сборник его философских сочинений (1994г.), «образец теории ценностей, непревзойденный по масштабности своего проблемно-теоретического содержания, концептуальной глубине и цельности философской архитектоники» [1]. По мнению Ю.-М.Бохенского, «Шелер был исключительной личностью, несомненно, самым блестящим немецким мыслителем своего времени. Его сильная сторона - область этики, но он не менее страстно увлекался философией религии, социологией и другими проблемами. Его рассуждения всегда значительны и жизненно важны, его произведения переполнены проблемами. В сфере этики его достижения, пожалуй, самые выдающиеся и

своеобразные по сравнению с другими философами первой половины XX века» [2].

Сегодня в нашей стране интерес к наследию Макса Шелера достаточно высок. С начала девяностых годов ХХ века активно переводятся его работы, исследовательские статьи европейских и американских философов, посвященные тому или иному аспекту его философского наследия. В 1994 году в нашей стране, как уже упоминалось, вышел сборник основных работ Шелера по философии, феноменологии и этике. В 1993г. было создано общество Макса Шелера в Германии, в 2004г. - общество М.Шелера Северной Америки. В 2007г. на базе философского факультета СПбГУ создано российское общество исследователей философского наследия Шелера, руководителями которого являются проф. Б.В. Марков и доц. Д.Ю. Дорофеев. Неотъемлемой составной частью сегодняшнего «Российского общества Макса Шелера» является постоянно обновляемый сайт "Макс Шелер и Россия", открытый при поддержке гранта РГНФ в 2008 году.

Главный предмет размышлений М. Шелера - человек, его мир, его чувства, разум, действия. В предисловии к работе «Положение человека в космосе» (1927) М. Шелер пишет: «Вопросы: «Что есть человек и каково его положение в бытии?» - занимали меня с момента пробуждения моего философского сознания и казались более существенными и центральными чем любой другой философский вопрос» [3, с.131].

Исследователи (Б. Т. Григорьян, П.С. Гуревич, Б.В. Марков, Л. А. Чухина и др.) выделяют два основных периода в эволюции философской мысли Макса Шелера. Направление взглядов, размышлений философа в первый период определила встреча с Гуссерлем (1910г.). В 1913/16 г.г. выходит «Формализм в этике и материальная этика ценностей», в 1914г. - «Феноменология и теория познания», М. Шелер становится одним из ведущих феноменологов. В центре его интересов - феноменология ценностей и феноме-

нология актов религиозного сознания. Философ стремится раскрыть практические возможности феноменологического способа философствования, в центре которого тема ценностного мира человека. М. Шелер стремится применять феноменологический подход к анализу ценностей и религиозного сознания с точки зрения освоения их человеком и превращения их в «факты» человеческого мира, то есть уже здесь, в рамках феноменологии, проблема человека обретает особую значимость. В поздний период его творчества, именуемый «антропологическим поворотом», усиливается тяготение Шелера к рефлексии, к поискам смысла бытия.

Аксиологическая проблематика присутствует в целом ряде работ немецкого философа. Наиболее объемным и фундаментальным его трудом в этом смысле является «Формализм в этике и материальная этика ценностей». Источники его теории ценностей - это учения Бл. Августина и Паскаля, это философия Канта, феноменологические идеи Гуссерля, небезынтересен Шелеру и Ницше. Уже в этот, начальный период своего творчества Шелер решительно не согласен с традиционным, идущим от классической философии, пониманием человека как разумного существа, «разумного животного». Под прицел его критики попадает теория Канта, для которого, как известно, разум был главенствующей силой, определяющей все бытие человека. Ше-лер выступает и против кантовского (а вместе с ним и гегелевского) понимания духа. «Этот дух не может открыть человеку ни новое царство бытия (выступая как Логос), ни царство ценностей (выступая как чистая любовь); он создает лишь все более сложные средства и механизмы для удовлетворения влечений, тем самым губя их, поскольку он выводит их из состояния естественной гармонии», - подчеркивает философ [4]. Критикует Шелер и кантовское понимание априорности. Он вводит понятие «материальное априори» в противоположность «формальному априори» Канта, а рациональное априори дополняет эмоциональным.

Аксиологическая теория Шелера абсолютистская. Он негативно относится к релятивистским теориям ценностей. Значительная часть его труда «Формализм в этике и материальная этика ценностей» посвящена доказательству абсолютной и неизменной природы ценностей. Названия ценностей не указывают на свойства вещей. Ценности понятны нам сами по себе, без необходимости представлять их в качестве свойств вещей или людей. «Само «доброе» никогда не заключается в понятийно определяемом свойстве человека - как это, по-видимому, считают все те, кто добрых и злых хотел бы отделить друг от друга как овец от козлищ по реально определяемым признакам, принадлежащим сфере представлений», - пишет философ. [5, с.48]. И вот его вывод: «Из сказанного следует, что существуют подлинные и истинные ценности качества, образующие собой собственную область предметов, которые обладают своими особыми отношениями и взаимосвязями, и уже как ценностные качества могут быть, например, высшими и низшими и т.д.». Такая онтологичность, бытийственность ценностей самих по себе позволяет предположить существование некой их упорядоченности, иерархии. Так Шелер и приходит к определению ценностей как «материальных качеств», существующих независимо от формы и от обстоятельств, в которых они проявляются. Для него этот момент принципиален и очень важен. Используя примеры, сравнения, он снова и снова подчеркивает мысль о предельной независимости ценностей в своем бытии от вещей и обстоятельств. Эту позицию подтверждает и взгляд на проблему под углом зрения гносеологии. Произведение искусства

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком