научная статья по теме К ВОПРОСУ О ПРИМИРЕНИИ БЫВШИХ ПРОТИВНИКОВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «К ВОПРОСУ О ПРИМИРЕНИИ БЫВШИХ ПРОТИВНИКОВ»

МНЕНИЕ / OPINION

УДК 94 (47).084.8

TATIANA NIKOLAEVNA MINNIKOVA

Historian, Museum of local history 187000, Russian Federation, Leningrad region, t. Tosno, Lenin Avenue, 47a

E-mail: minnikovatn@caver.ru

The issue of reconciling former enemies

In this article the author examines the problem of mutual understanding between the Russian and German people. He believed that the cause of German prejudices about Russia was and still remains Europeans contempt to Russian as a civilization. The article discusses the questions about the «price of the Victory». The author concludes that a lot of victims of the Soviet people had 2 different reasons: on the one hand -Russia as a civilization in the 20th century was behind other leading European countries; on the another hand, - spiritual-lofty sentiments of its people. This understanding of the problem allowed author to separate the current historical condition of the people from their deep mental roots. As a result there was a possibility for more objective assessment of the motivation of the Red Army soldiers' heroic behavior in the military operations - ontological basis of such behavior. Only understanding of this fact is able to truly reconcile the nations which were enemies once.

Keywords: mentality, civilizational contempt, superiority, noble rage, sacred feeling, hatred, justice, truth, heroic concept.

ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА МИННИКОВА

историк, сотрудник Тосненского историко-краеведческого музея.

187000, Россия, Ленинградская область, г. Тосно, пр. Ленина, 47а Тел. +7(813) (61) 2 5544, E-mail: minnikovatn@caver.ru

В настоящей статье автор исследует проблему взаимопонимания между русским и немецким народами. По его мнению, причиной предвзятого отношения Германии к России было и до сих пор остаётся цивилизационное пренебрежение европейцев к русским. В статье поднимаются вопросы «цены Победы». Автор приходит к выводу, что массовость жертв советской стороны имела две различные причины: с одной стороны, - цивилизационное (стадиальное) отставание России в ХХ в. от ведущих европейских стран; с другой стороны, - духовно-возвышенные чувства её народа. В контексте такого понимания проблемы автор попытался отделить текущее историческое состояние народа от его глубинного ментального корня. В результате появилась возможность более объективной оценки мотивации героического поведения солдат Красной армии в ходе боевых действий - онтологической, а не идеологической основы такого поведения. Только понимание данного факта способно по-настоящему примирить некогда враждовавшие народы.

Ключевые слова: ментальность, цивилизационное превосходство, ненависть, благородная ярость, священное чувство, справедливость, правда, героическая концепция.

К вопросу о примирении бывших противников

Все последние годы в нашем обществе идёт напряжённая дискуссия обо всём, что имеет отношение к Великой Отечественной войне. Сталкиваются самые разные, порой диаметрально противоположные мнения. Одной из таких наиболее горячих тем остаётся вопрос о примирении бывших противников.

До недавнего времени всем казалось, что эта проблема благополучно разрешена: ветераны, как с той, так и с другой стороны, соединили свои руки в дружеском рукопожатии; российская молодёжь начала участвовать в совместных акциях с Народным союзом Германии по уходу за воинскими захоронениями; в СМИ образ «немца-фашиста» постепенно заменился на образ «доброго фронтового солдата», наделяющего своим нехитрым пайком обездоленного ребёнка на оккупированной территории.

Собственно, увидеть в немецком солдате человека, а не безликого монстра - задача важная и благородная. Для историка же она оправдана ещё и тем, что позволяет, отрешась от эмоциональных перекосов и идеологических штампов, объективно оценить бывшего противника в

контексте его ментально-психологических и общественно-коллективистских качеств.

С другой стороны, попытки такого «очеловечивания» воспринимаются обществом неоднозначно, особенно в регионах, попавших во время войны под вражескую оккупацию (автор имеет в виду в данном случае Ленинградскую область). Для многих их жителей первая реакция на данный процесс - реакция отторжения: «не мы, а они причинили нам неслыханные страдания, и в результате получили по заслугам». О каком «очеловечивании» может идти речь?!

Но если быть честными до конца, то сами же эти жители признают, что среди немецких солдат действительно были и такие, кто милосердно относился к бедствующему населению: делился с ним продовольствием, лекарствами, защищал от грубого обращения сослуживцев. Конечно, на фоне вопиющего произвола всё это были единичные случаи, не менявшие общей картины. Но зачастую они были столь существенны в плане выживания, что те, кто столкнулся с такими проявлениями человечности в отно-

шении себя или своих близких, сохранил об этом добрую память на всю жизнь.

Подобная двойственность в восприятии реалий того времени, безусловно, требует какого-то осмысления, тем более, что в последние десятилетия в общественных кругах России и Германии наметились серьёзные сдвиги в плане преодоления некоторых сложных моментов нашей совместной истории. Так например, в рамках фонда «Память, ответственность и будущее» [1, с. 216] немецкая сторона занимается оказанием финансовой помощи различным общественным организациям, а также реализует программы, направленные на поддержку наших ветеранов и бывших малолетних узников фашистских концлагерей.

Кроме того, на территории Российской Федерации ведётся создание немецких воинских захоронений. (Соглашение по уходу за воинскими захоронениями было подписано между Россией и Германией 16 декабря 1992 г.). На сегодня в Российской Федерации существует около тридцати сборных немецких кладбищ, куда перезахораниваются останки немецких военнослужащих, погибших во время войны. На Северо-Западе это Ленинградская область (д. Сологубовка), а также - Новгород, Старая Русса, Корпово, Коростынь. Есть такие кладбища под Смоленском, Волгоградом (Россошки), Печенгой (Мурманск), Ржевом, в Калининградской области (бывшей Восточной Пруссии) [2, с.71].

Как отреагировало местное население на создание подобных мемориалов? В целом - отношением безучастия и безразличия. И если поначалу были какие-то споры, то вскоре страсти улеглись. Можно утверждать, что кладбища эти стоят ухоженные, они не подвергаются актам вандализма, но их фактически никто не посещает кроме родственников погибших или представителей немецких государственных и общественных структур. Изредка здесь проводят совместные акции наши и немецкие ветеранские организации с обязательным предварительным посещением советских воинских захоронений.

Можно ли это назвать актом примирения над могилами? Сказать трудно. Скорее, здесь имеет место признание объективности хода времени и необходимости человеческого отношения к павшим. В особенности же - обоюдное нежелание обеих сторон бередить старые раны, стремление «перевернуть страницу» и начать совместную российско-немецкую историю как бы с «чистого листа».

В каком-то смысле, эта, интуитивно выбранная позиция, оправдана и целесообразна. Она позволяет двум народам выстраивать свои отношения на разумной и доброжелательной основе. Однако события последнего времени вдруг сделали проблему примирения между бывшими противниками вновь актуальной.

На лютеранском кладбище в Кронштадте в сентябре 1996 г совместными усилиями Народного союза Германии по уходу за воинскими захоронениями, ассоциации «Военные мемориалы» и центра «Примирение» при содействии администраций Санкт-Петербурга и Кронштадта был открыт символический памятный знак погибшим русским и немецким подводникам: 30 июля 1944 г в Выборгском заливе немецкая подводная лодка и-250 уничтожила советский морской охотник М0-105, а следом и сама пошла ко дну, потопленная другим нашим военным кораблём. Памятная доска, помещённая на гранитном валуне, увековечила рядом имена 20 погибших советских моряков с М0-105 и 46 немецких с и-250. Надпись на двух языках гласит: «Примирённые смертью взывают к миру».

Летом 2014 г исполнилось 70 лет событиям, происшедшим в Выборгском заливе. Обычно на подобные акции в прежние годы собиралось свыше сотни человек. Присутствовали и официальные лица. Но в этот день - день

семидесятой годовщины - сюда пришло лишь несколько десятков. Не было никого из руководства Кронштадта, не было и представителей Генерального консульства Германии [3]. В чём дело?

История «примирения» моряков с М0-105 и и-250 свидетельствует не просто о каком-то сиюминутном перекосе в отношениях между двумя странами, но и о глубинных нерешённых проблемах, лежащих в основе процесса их реального примирения. Сейчас уже забылось, что многим ветеранам была далеко не по душе идея одновременного увековечивания в Кронштадте рядом с защитниками Отечества его врагов. Казалось бы - это так некультурно и архаично питать ненависть к могилам! Нельзя же столько десятилетий продолжать глядеть на бывшего противника «через прицел автомата»! Во всём мире давно уже принято цивилизованное отношение к павшим воинам. За прошедшие семьдесят лет все они теперь считаются просто жертвами войны и лежат везде рядом - завоеватели и защитники -на одних и тех же солдатских кладбищах Европы.

Идеи уравнивания всех пред лицом смерти, лежащие в основе европейского понимания примирения, в 90-е гг. очень активно продвигались в российском обществе. Ответные аргументы казались признаком отсталости и «совковой» заидеологизированности. Попытки объяснить, что даже если перед лицом смерти все солдаты и действительно равны, то в народной памяти навсегда осталось, как одни из них порабощали и убивали (пусть даже просто в силу приказа), а другие, наоборот, спасали и защищали; и уравнивать тех и этих, значит, предавать память не только миллионов борцов с фашизмом, но и память замученных им жертв, - все эти доводы ни к чему не вели. Искусственность подобного «примирения» стала очевидна только в ходе памятной акции в Кронштадте 30 июля 2014 г

По сути, потерпел фиаско европейский подход к пониманию проблемы примирения, навязанный российск

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком