научная статья по теме К ВОПРОСУ О РАССЕЛЕНИИ АЛАНСКИХ ПЛЕМЕН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ПО ДАННЫМ АРХЕОЛОГИИ И ПИСЬМЕННЫМ ИСТОЧНИКАМ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «К ВОПРОСУ О РАССЕЛЕНИИ АЛАНСКИХ ПЛЕМЕН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ПО ДАННЫМ АРХЕОЛОГИИ И ПИСЬМЕННЫМ ИСТОЧНИКАМ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2009, № 1, с. 64-76

К ВОПРОСУ О РАССЕЛЕНИИ АЛАНСКИХ ПЛЕМЕН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ПО ДАННЫМ АРХЕОЛОГИИ И ПИСЬМЕННЫМ ИСТОЧНИКАМ

© 2009 г. Д. С. Коробов

Институт археологии РАН, Москва

Одним из интереснейших и весьма важных письменных источников по истории народов Юга Восточной Европы в эпоху раннего средневековья является знаменитая "Армянская география" ("Ашхарацуйц"), приписываемая ранее Мовсесу Хоренаци, а в настоящее время считающаяся трудом географа Анания Ширакаци. Сохранились две редакции текста "Географии" - пространная и краткая, анализом которых историки занимаются уже более 100 лет.

Вышедшие недавно на французском и русском языках работы Константина Цукермана (Zucker-man, 2000. P. 531-594; Цукерман, 2005. С. 65-84) подводят итог столетней дискуссии по поводу ареала обитания алан на Северном Кавказе, реконструируемого на основе анализа "Армянской географии". Опираясь на труды предшественников (В. Миллера, Й. Маркварта, С.Т. Еремяна, Р.Х. Хьюсона, В.А. Кузнецова, В.Б. Ковалевской и др.), а также привлекая другие письменные источники рассматриваемого периода (Прокопий Кесарийский, Менандр, Константин Багрянородный), автор приходит к оригинальной гипотезе расселения нескольких аланских племен, упоминаемых в "Ашхарацуйц". К. Цукерман расположил их с запада на восток в следующем порядке: аланы, аш-тигоры, дигоры, ав-сурки. Автор снабжает исследование картой с нанесенной схематично зоной обитания тех или иных аланских сообществ (Цукерман, 2005. Рис. 1).

Представляется интересным сопоставление выводов К. Цукермана с археологическими данными, маркирующими присутствие аланского населения в регионе в эпоху раннего средневековья. К настоящему времени существуют две основные концепции пространственного распространения аланских древностей на Северном Кавказе в этот период, принадлежащие В.А. Кузнецову и В.Б. Ковалевской1.

1 Подробно эти концепции рассматривались в докладе И.А. Аржанцевой и А. Алеманя, прочитанном в Барселоне 10 мая 2007 г. на Международной конференции Scythians, Sar-matians, Alans - Iranian-Speaking Nomads of the Eurasian Steppes. Дискуссия о возможностях выделения локальных вариантов аланской культуры Северного Кавказа в эпоху раннего средневековья, состоявшаяся на этой конференции, послужила поводом для написания данной статьи, расширенный вариант которой публикуется на английском языке в сборнике докладов по итогам конференции.

В.А. Кузнецов в своих работах первоначально рассматривал три локальных варианта аланской культуры: западный, центральный и восточный (1962. С. 56). Позже он остановился на выделении двух основных вариантов средневековой культуры алан: западном и восточном (1973. С. 64-72). Автор попытался связать два локальных варианта аланской культуры с двумя основными этническими массивами, упоминаемыми в письменных источниках: "асами" на западе Северного Кавказа и "аланами" на востоке (1992. С. 30).

Уже менее чем через 10 лет после появления упомянутых работ В.А. Кузнецова В.Б. Ковалевская пришла к выделению двух основных ландшафтных зон обитания населения: предгорной и горной (1981. С. 84). При этом также имеются основания разделять аланскую культуру на западный и восточный варианты (Ковалевская, 2005. С. 117, 173, 174). О делении северокавказских алан на западный и восточный массивы писали также Ф.Х. Гутнов (1993. С. 7, 37, 38) и М.П. Абрамова (1997. С. 140-148).

В упомянутой выше работе К. Цукермана обобщен опыт предшествующих исследователей и заново проанализированы письменные источники, в которых перечисляются племенные группы алан. В результате комплексного анализа им выделяются четыре группы аланских племен, две из которых (собственно "аланы" и "аш-тигоры") объединяются в западную часть ("Аланию"), а две другие ("дигоры" и "асы/авсурки") - в восточную часть ("Азию"). Исходя из логики письменных источников, прежде всего "Ашхарацуйц", определяются районы расселения этих племенных групп: аланы занимают верховья Кубани, аш-тигоры - Кабардино-Пятигорье, включая Кисловодскую котловину; дигоры располагаются в местности "Ардоз", соотносимой К. Цукерма-ном с восточной Кабардино-Балкарией и западной Осетией. К востоку от них проживают "неди-горийские асы", названные в источнике племенем "авсурки" (Цукерман, 2005. С. 69-77).

Следует отметить, что столь новый взгляд на расселение аланских племен встретил поддержку далеко не у всех исследователей письменной тра-

диции об аланах. Так, А. Алемань в своем недавно переведенном на русский язык компендиуме, анализируя сообщения "Ашхарацуйц", следует за мнением Р.Х. Хьюсона и делит аланские племена на две группы: западную Alank' As-Digor, сопоставимую с западными осетинами-дигорцами, и восточную Alank' yArdoz asxarhin, которая соотносится с предками восточных осетин-иронцев (Алемань, 2003. С. 370, 371).

Несмотря на порой резкую критику, звучащую в адрес гипотезы К. Цукермана (Гаглойти, 2006), мне представляется любопытным сопоставить приводимую им картину расселения алан с археологическими реалиями, имеющимися в нашем распоряжении в настоящее время. Прежде всего следует ответить на вопрос, какой вид археологического источника может в данный момент наиболее полно отражать локальные особенности распространения аланской культуры на Северном Кавказе. Разумеется, для определения различных племенных образований важно выявить те элементы материальной культуры, которые отражают самоидентификацию каждой племенной группы древнего населения, делающие его непохожим на другие группы и при этом имеющие некоторое объединяющее начало в рамках общего племенного образования. Подобными элементами могут служить типы поселений и жилищ, характерные детали костюма, форма, декор или технологические особенности керамики. К сожалению, все эти виды археологических источников не отличаются необходимой полнотой изученности для их сопоставления в границах Северного Кавказа. Поэтому для анализа остаются лишь данные погребального обряда, являющегося индикатором локальных особенностей культуры населения в эпоху, предшествующую широкому распространению мировых религий.

Общепризнано, что характерным для алан-ских племен Северного Кавказа обрядом погребения служили захоронения в катакомбах так называемого Т-образного типа (с перпендикулярно расположенными по отношению друг к другу длинными осями входной ямы/дромоса и погребальной камеры). Этот вид погребального сооружения имеет устойчивую традицию на протяжении практически тысячи лет: появившись еще в III-II в. до н.э. (Ковалевская, 2005. С. 151), он широко распространяется на Кавказе во второй половине II в. н.э. (Малашев, 2007. С. 493) и доживает вплоть до монгольского завоевания в XIII в. (Кузнецов, 1973. С. 62). Имеются мнения ученых, связывающих и другие виды погребальных сооружений (захоронения в каменных ящиках и гробницах, могильных ямах, в склепах и скальных навесах) с аланскими племенами, но все они требуют более серьезной аргументации (см., например: Ковалевская, 2005. С. 174). В настоящий момент можно констатировать следующий устояв-

шийся взгляд на катакомбный обряд погребения эпохи средневековья как этнический маркер: не все аланы хоронили своих умерших в катакомбах, но большинство погребенных в катакомбах можно уверенно относить к аланам (Абрамова, 1997. С. 140). Весьма важны при этом данные краниологии, по которым большинство погребенных в катакомбах обладали долихокранным обликом, связываемым с ираноязычными племенами (Афанасьев, 1992. С. 83-96)2. Данная точка зрения может считаться общепризнанной, но не единственной: критика ее содержится в работах М.П. Абрамовой (1997. С. 137-154).

Автором этих строк уже анализировался весь массив погребений в катакомбах, вошедший в научный оборот на 1999 г.: к этому времени были опубликованы и описаны в археологических отчетах 1220 катакомб, содержавшие 1600 захоронений (Коробов, 2003. С. 10, 11). Список памятников с указанием на литературу и отчеты о раскопках приводятся там же (С. 335-342. Прил. 1). Тогда же на основе кластерного анализа было выделено 11 групп катакомбных могильников по степени близости их расположения в пространстве (географической долготе и широте) и дана диахронная характеристика погребального обряда, характерного для каждой из выделенных территориальных групп (Коробов, 2003. С. 34-121). При этом была в целом подтверждена точка зрения В.А. Кузнецова, В.Б. Ковалевской, М.П. Абрамовой и Ф.Х. Гутнова, разделяющих аланские племена на два основных массива - западный и восточный (Коробов, 2003. С. 120).

За прошедшее десятилетие в результате археологических раскопок, ведущихся на Северном Кавказе, было исследовано не менее 1500 новых катакомб интересующего нас периода (11-1Х вв. н.э.). Однако этот материал остается по-прежнему неопубликованным, зачастую нет доступа даже к отчетной документации авторов раскопок. Имеются лишь отрывочные общие сведения об исследованиях на катакомбных могильниках, публиковавшиеся в форме тезисов докладов или заметок в сборнике "Археологические открытия" (см., например: Атабиев, 1998. С. 13-16; Дзаттиаты, 2001. С. 128, 129; Кадзаева, 2004. С. 87, 88), поэтому использовать в полной мере информацию об этих захоронениях пока невозможно. Исходя из этого, в настоящей работе я ограничился в основном лишь общими данными о местонахождении катакомбных могильников и количестве исследованных захоронений. В результате была использована информация о 113 катакомбных могильниках 11-1Х вв., в которых было исследовано 1500 катакомб.

2 Пользуюсь случаем выразить искреннюю признательность Г.Е. Афанасьеву за ряд ценных замечаний, учтенных при работе над данной статьей.

Рис. 1. Катакомбные могильники Северного Кавказа второй половины II - конца IV в. н.э. 3 - Мостовой; 4 - Байтал-Чапкан; 5 - Хумаринский; 8 - Замковый; 10 - Мокрая Балка 1; 11 - Клин-Яр 3; 30 - Высокогорный 1; 35 - Хазнидон; 44 -Виноградное; 47 - Беслан; 52 - Октябрьский; 57 - Братское; 67 - Алхан-Кала; 68 - Воздвиженская; 69 - Черноре-ченский 1; 73 - Алдынский; 85 - Андрей-Аул 2; 102 - Экажево; 108 - Змейский; 111 - Насыр-Корт.

• грунтовые ■ подкурган

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком