научная статья по теме К ВОПРОСУ О ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ПЕТРОГЛИФОВ ПЕГТЫМЕЛЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «К ВОПРОСУ О ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ПЕТРОГЛИФОВ ПЕГТЫМЕЛЯ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2014, № 3, с. 66-78

НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ НАСКАЛЬНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

К ВОПРОСУ О ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ

ПЕТРОГЛИФОВ ПЕГТЫМЕЛЯ

© 2014 г. Е.Г. Дэвлет

Институт археологии РАН, Москва (eketek@yandex.ru)

Ключевые слова: петроглифы, наскальное искусство, Чукотка.

Petroglyphs of the northernmost in Asia rock art site were created on the Kaikuul Bluff which stretches along the Pegtymel river some 40-50 km from the coast of the East Siberian Sea. Numerous petroglyphs are located on sandstone vertical cliffs, on separate stones and in a small shelter. The vast majority were pecked, there were also figures with the elements of abrasion and engraving. The field research in 2000-s by the team from the Institute of Archeology Russian Academy of Sciences has added considerably to the rock art collection from Northern Asia. There were identified more than 350 panels, they have been recorded. An innovative aspect of the research was the traceological program involving the study of petroglyphs' techniques and the material of the tools used for their pecking. By the result of the Pegtymel experiments the main diagnostic feature distinguishing pecking pits left by a stone punch tool from the iron tool traces was the quick change of the work area of a stone tool, the pecked traces showed a dynamic transformation from the sub-rounded or sub-quadrangular pits to the linear elongated ones. Another important feature of the use of stone tools was the wide entrance hole and the lack of sharp drops between the peaks and depressions. Comparison of the experimental stone tools reference materials with the rock art demonstrated that only a small part of the petroglyphs had comparable pecking.

В 2000-х годах экспедицией Института археологии РАН на Чукотке проводилось полевое изучение самого северного в Азии памятника наскального искусства. Основное скопление локализуется на скальных выходах Кайкуульского обрыва по правому берегу р. Пегтымель в 40-45 км от ее впадения в Восточно-Сибирское море. Заполярное местонахождение было обследовано и опубликовано Н.Н. Диковым (Диков, 1969, 1971, 1992; Dikov, 1999), позднее сведения о нем были дополнены усилиями других специалистов (историю вопроса см. Дэвлет и др., 2006, 2009; Петроглифы Пегтыме-ля, 2007). Наскальное искусство циркумполярной зоны, в которой не столь уж много изображений на скалах, неизменно привлекает внимание исследователей (Шумкин, 2009; Bland, 2010; Gjerde, 2010).

Петроглифы в пределах Кайкуульского обрыва распределены неравномерно, условно выделенные 12 скоплений петроглифов порою разделены протяженными участками скал, на которых изображения не выявлены. Петроглифы группируются на трех уровнях массива - верхнем, среднем и нижнем, береговая линия динамично меняется в зависимости от уровня воды, так что периодически некоторые

плоскости могут быть доступны лишь с воды, а отдельные камни затоплены.

Некоторые из наиболее примечательных участков скального массива имели потенциал публичного обзора изображений. Такими возможностями для осмотра обладает большинство плоскостей с многофигурными композициями, хотя склоны Кайкуульского обрыва в целом не изобилуют площадками, где могли бы сосредоточиться сравнительно многочисленные группы людей. Уникальная сцена представлена на торце лежащей на берегу массивной плиты. Помимо многочисленных фигур оленей центральное место занимает сюжет добычи особого оленя, отмеченного символом в виде круга с точкой в центре (рис. 1, 5). Среди сотен пегтымельских изображений северных оленей подобная фигура отмеченного "небесного животного" единственная. Камень, на торцевой грани которого древний мастер выбил данную группу, вероятно, привлекал внимание необычной формой, напоминающей песочные часы; удобно и его местоположение на берегу. Все это могло придавать ему особое значение в глазах создателей петроглифов. К сожалению, вода, периодически поднимающаяся выше этого камня, унич-

Рис. 1. Эскизы и многофигурные композиции (1-7) в наскальном искусстве Чукотки, Пегтымель.

тожила все следы возможных происходивших близ Отдельные сцены удивляют своей локализацией:

него действий. нанести их, сидя на крохотном, расположенном на

Выбор плоскости, по-видимому, диктовался высоте карнизе можно только из личной доблес-

различными факторами. Некоторые плоскости с ти. Сложность подхода, размеры петроглифов и

изображениями умышленно скрыты в расщелинах. потенциал их публичного обзора ничтожно малы

по сравнению с предпринятыми усилиями. Такие сцены не сводятся к изображению добычи оленя на переправе, в них могут быть представлены волки, отдельные лодки, сцены морской охоты и другие мотивы.

Выделить центральную часть и периферийные группы однозначно не представляется возможным, всего на Кайкуульском обрыве насчитывается 12 скоплений, еще 2 пункта расположены ниже по течению реки. Анализ иконографии и техники петроглифов не дает оснований утверждать, что

именно с удачно расположенных участков начиналось освоение скал Кайкуульского обрыва. Предположение не находит подтверждения ни в степени патинизации петроглифов, ни в наблюдениях относительно сосредоточения сходных по стилю изображений. Подобная схема развития комплекса привлекательна, но излишне прямолинейна (Головнев, 2000). Если считать центральными участки скал с наиболее сложными композициями, мощной концентрацией изображений, то следует отметить, что они перемежаются более простыми по исполнению

Рис. 3. Петроглифы на смежных гранях камня (1), среди них изображение жилой конструкции (4). Фигура крупного оленя на правой грани (2, 3) была переработана. Пегтымель.

группами петроглифов, в которых трудно признать прототипы или, напротив, неумелые подражания.

Помимо вертикальных скальных плоскостей, использованных для нанесения большинства петроглифов, на Кайкуульском обрыве немало изображений на отдельно лежащих камнях. Как правило, это различной величины фрагменты разрушивше-

гося скального массива. Есть примеры локализации петроглифов на камнях, которые уже приняли стабильное положение и, можно полагать, что изображения выполнялись с учетом ориентировки, границ, фактур, а также и других характеристик граней. Однако зафиксированы и смещенные природными процессами плиты различного размера,

на них изображения могут быть перевернуты или иначе изменить положение. Например, расположение концентрации компактно локализованных камней в скоплении III указывает на то, что они некогда составляли вертикальный скальный выход, на котором была представлена сложная композиция. Фрагменты этой плоскости документируются теперь во фрагментах (рис. 2, 1). Совмещение двух из них позволяет воссоздать часть исходной картины (Дэвлет и др., 2012. Рис. 156-161).

В IV скоплении выявлено три камня, два из которых перевернуты. Камни имеют необычную под-треугольную форму, композиции локализуются на двух гранях (рис. 3; 4). Обращенные вверх поверхности были обильно покрыты лишайником и мхом, прикрыты ветками разросшегося кустарника и засыпаны грунтом. Положение камней на склоне заставляет предполагать возможные преднамеренные манипуляции с ними. Подобные объекты наиболее важны для реконструкции пространственной структуры комплекса. Помимо использованных для создания изображений вертикальных скальных выходов и отдельных камней, был освоен и небольшой грот, в котором документируется немало выбитых и гравированных петроглифов, следов заточки металлических орудий, а также археологический материал, который может быть связан с эпизодами создания изображений (Диков, 1971).

Образы и сюжеты петроглифов Пегтымеля гомогенны в силу особенностей хозяйственно-культурного типа и природно-географической специфики региона. Анализ сюжетов показывает, что на удаленном от побережья памятнике представлены как картины быта обитателей тундры, так и виды промыслов, связанных с приморским типом адаптации населения Арктики (Веу1е1;, 2012; Дэвлет, 2014). Как и в мелкой пластике (Тишков, 2008), тема тундры и моря неразрывно переплелась в искусстве петроглифов, набор мотивов весьма ограничен. Доминирующий зооморфный образ - северный олень, профильные силуэтные изображения этих животных, одиночных и в стаде, численно преобладают. Чаще других повторяется сцена охоты на плывущего оленя с каяка (рис. 1; 5; 6, 2). В большинстве вариантов охотник из одноместной лодки поражает животное гарпуном, реже копьем на длинном древке, подобные сцены могут быть представлены одиночно или быть включенными в более сложные сюжетные композиции.

Стилистический анализ позволил Н.Н. Дикову выделить пять изобразительных канонов и соотносимых с ними изображений, которые он датировал от II тыс. до н.э. Предложенная типология изображений оленей ("стиль оленьих силуэтов") группи-

ровала известный исследователю статистически обработанный массив петроглифов в хронологической последовательности от реалистичных к более схематизированным (Диков, 1971. Рис. 27; Dikov, 1999. Fig. 27). Н.Н. Диков случаи перекрывания изображений, выполненных в разной технике, рассматривал как хронологические маркеры. Новый массив данных (полевыми исследованиями корпус петроглифов Пегтымеля увеличился, по крайней мере, в 3 раза) существенно меняет предложенную корреляцию мотивов (Дэвлет, 2009, 2010). Точкой отсчета для построения хронологии петроглифов Пегтымеля на основе местных реалий материальной жизни для Н.Н. Дикова стало изображение, трактовавшееся как поворотный гарпун, однако расцененный им как изображение стабилизатора гарпуна элемент является фрагментом группы: линию рогов крупного изображения северного оленя перекрывает силуэт многоместной байдары, с которой ведется преследование кита. Из-за наложения изображений рог оленя практически примыкает к хвосту кита (рис. 6, 1) - он и был принят за изображение стабилизатора (Devlet, 2008). В настоящее время среди пегтымельских петроглифов зафиксированы многочисленные сцены охоты с гарпуном, однако изображения так называемых крылатых предметов, или стабилизаторов, не выявлены.

Отметим, что при изучении петроглифов Пегты-меля с

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком