научная статья по теме К ВОПРОСУ О ЗАПРЕТЕ СИМОНИИ И НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ ЦЕЛИБАТА В СРЕДНЕВЕКОВОМ КАНОНИЧЕСКОМ ПРАВЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «К ВОПРОСУ О ЗАПРЕТЕ СИМОНИИ И НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ ЦЕЛИБАТА В СРЕДНЕВЕКОВОМ КАНОНИЧЕСКОМ ПРАВЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ»

тжтттштсштшжштитттмм

Кондратьева А. Н.

К ВОПРОСУ О ЗАПРЕТЕ СИМОНИИ И НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ ЦЕЛИБАТА В СРЕДНЕВЕКОВОМ КАНОНИЧЕСКОМ ПРАВЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

С падением Римской империи западная церковь вышла из круга, в котором императорская воля была законом, она приобрела внутригосударственное положение, как единый духовный организм, не замыкающийся границами отдельного государства. По мере эволюции религиозных и правовых воззрений видоизменялось и представления о противоправности поступков. В частности, сильнейшей критике подверглись такие явление церковной жизни как симония и нарушение правил целибата, которые способствовали моральному разложению духовенства. Добиться определенных результатов в борьбе с данными явлениями удалось лишь в эпоху классического Средневековья, когда с появлением "Декрета" Грациана в XII столетии произошло официальное признание симонии как преступления, а не как греховного поступка.

Ключевые слова: Библия, "Декрет" Грациана, духовный сан, грегорианская реформа, грех, коррупция, преступление, симония, целибат.

Kondratyeva A. N.

REVISITING THE PROHIBITION OF SIMONY AND THE VIOLATION OF THE CELIBACY RULES IN MEDIEVAL CANON LAW OF WESTERN EUROPE

After the falling of the Roman Empire the Western Church came out of the circle, in which the imperial will was the law, and got interstate situation, as the uniform spiritual organism which isn't becoming isolated borders of the certain state. In process of evolution of religious and legal views ideas of illegality of acts changed too. In particular, such phenomenon of church life as simony and violation of the rules of celibacy, which promoted moral decay of clergy, were subjected to strong criticism. In this regard, measures on fight against the specified phenomena the adoption of measures to combat these phenomena began to occur long before gregoriani. However, it was succeeded to achieve certain results only during an era the classical Middle Ages when with the advent of Gratsian's "Decree" in the XII century there was an official simony recognition as crimes, but not as sinful act.

Keywords: Bible, Gratsian's "Decree", holy order, Gregorian reform, sin, corruption, crime, simony, celibacy.

Кондратьева A. H.

Рассуждая о коррупционных проявлениях в условиях нынешней правовой реальности, можно искать ее корни в исторических обычаях дарить подарки, дабы добиться расположения1. Коррупция всегда воспринималось как негативное явление в истории того или иного государства, так как ее наличие свидетельствовало о серьезных недостатках в системе государственного управления и моральном разложении государственных служащих, а в отдельных случаях и первых лиц государств и даже церкви. Так, господствовавшая в средневековой Европе католическая церковь была сосредоточением коррупции: практика торговли индульгенциями, покупки и продажи церковных санов и духовных таинств не только противоречили основам христианского вероучения, но и являлись коррупцией в современном понимании2.

«Разложение» внутри католической церкви стало одним из центральных аспектов «движения обновления» в XI столетии, которое постепенно распространилось во всем западноевропейском христианском мире и сегодня более известно как Грегорианская реформа. Целью преобразований являлось устранение неудовлетворительного состояния церковных будней и традиций, которые все чаще начинали противоречить правилам Нового завета. Ядром реформы стало разрешение проблемы неуважительного отношения к правилам целибата, которая среди реформаторов все чаще стала обозначаться как Nikolaitismus3, а также практикуемая торговля духовными учреждениями, должностями, товарами и таинствами —

1 Сальников В. П. Институализация коррупционных отношений // Защита и безопасность. — 2013. — № 1 (64). — С. 13-15; Мухина О. А. Борьба с коррупцией: уроки истории // Успехи современного естествознания. — 2011. — № 8.— С. 243 и др.

2 Моисеев В. В. Государственная политика противодействия коррупции в современной России. — М.: Директ-Медиа, 2014. — С. 58.

3 Отождествление женатых священнослужителей с еретиками I в.

(николаитами), и приравнивавшее нарушение целибата к ереси.

Simonie4. Проблемы целибата и симонии напрямую взаимосвязаны, так как пренебрежение правилами о безбрачии для всех степеней клира и непринятие действенных мер по борьбе с моральным упадком духовенства способствовали активному распространению торговли должностями и духовными таинствами, расцвету коррупции и разложению церкви. В связи с этим, принятие мер по борьбе с названными явлениями начало происходить ещё задолго до грегорианцев.

Так, уже с V в. принимались решения региональных синодов и папские послания отдельным епископам, так называемым Dekretalen, которые обязывали соблюдать целибат. Принятое решение базировалось на тексте Библии и призывало весь церковный мир обратиться к Евангелию от Матфея (глава 19, стихи 3-12), а также к письму Павла коринфянам, в котором говорится, что «... тот, кто вступает в брак, не грешит, но тот, кто не вступает в брак, «поступает лучше»5. Постепенно происходит и законодательное оформление требования о безбрачии клириков в правилах Турского (461 г.), Толедских (653, 659 гг.) и др. Соборов.

Симония была запрещена ещё правилами Вселенских Соборов, однако из-за ряда особенностей общественных отношений и патримониального характера светской власти в Западной Европе по-прежнему активно использовалась. Одним из первых, кто предпринял радикальные меры по борьбе с куплей-продажей церковных санов и таинств стал Папа Грегор I Великий, который рассматривал все проявления симонии как ересь и провел ряд преобразований, направленных на сжатие

4 Brandt J. Das Reformpapsttum und die Bekämpfung der Simonie und des Nikolaitismus. - München, GRIN Verlag GmbH., 2007. - Р. 6.

5 Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В 11 тт / Под редакцией А. П. Лопухина (т. 1); издание преемников А. П. Лопухина (тт. 2-11). — Петербург, 1904-1913.

Евразийский юридический журнал

№ 4 (83) 2015

условий, способствующих ее реализации6. Для того, чтобы изничтожить корни симонии он внес запрет на инвеституру через дилетантов, которые были главной причиной губительного бесчинства симонии. Принимая во внимание особую значимость проблемы, Грегор I выделил три формы симонии, а не одну как это было ранее. Он видел грех не только в том случае, когда была совершена купля-продажа церковного сана за деньги, но и тогда, когда взамен на должность были предоставлены любезности и услуги, а также при так называемом munus и lingua (лесть и ходатайство)7. Сверх того, он считал, что при всех трех случаях, каждый, кто был причастен к греховному поступку должен был считаться еретиком. Таким образом, среди новых составов, получивших распространение в раннесредневековых государствах Западной Европы пост-языческого периода, особое место начинает занимать ересь8.

С точки зрения права важно то, что симония после преобразований Грегора Великого стала пониматься не просто как грех, но и как догматическое отрицание божественной природы. Поэтому купленное или проданное священство стало восприниматься не только как непозволительное, но и как недействительное. В связи с этим встал богословский вопрос о действенности таинств, совершаемых священнослужителями, виновными в симонии. Однако разрешен был этот вопрос лишь в период высокого Средневековья.

Безуспешность решений, принимаемых в эпоху раннего Средневековья отчасти, была обусловлена тем, что в сельской области разрабатываются так называемые «собственные церкви», которые уменьшали влияние епископов и разрушали церковную организацию. Все чаще господа своих «собственных церквей» считали, что они вправе определять, кто будет занимать церковные должности, даже несмотря на наличие официальных запретов, что создало благоприятные условия для проникновения симонической традиции, в соответствие с которой «достижение духовной чести часто связывалось с предоставлением вознаграждения»9. Также, эта традиция была популярна и на имперском уровне, когда король сам мог назначать епископов и требовать за это вознаграждение.

То, что касается брака священника, то инструкция целибата в сельской местности была предана забвению. Многие сельские священники жили совместно с женщинами, как в конкубинате, так и в браке. Считается, что упадок идеи целибата в этой части духовенства обоснован низким социальным статусом сельского священника, и вместе с тем недостаточным теологическим и духовным образованием. Объективно, без названных составляющих не могло появиться адекватное понимание идеи безбрачия священников. Кроме того, безнаказанность нарушения целибата, а также бедность сельского духовенства, в X в. приводят к тому, что священники вступали в брак, хотя бы для того, чтобы их дети могли претендовать на наследство. В некоторых регионах очень часто развивались целые династии священников, что подпитывало и разрастающуюся повсеместно традицию симонии. Хотя эти традиции находились в противо-

6 Eisermann F., Schlotheuber E., Honemann V. Studien und Texte zur literarischen und materiellen Kultur der Frauenkleoster im speaten Mittelalter: Ergebnisse eines Arbeitsgespreachs in der Herzog August Bibliothek Wolfenbeuttel, 1999.- P. 121.

7 Welcker M. Die Simonie im frühen Mittelalter. Begriff und Erscheinung in ihrer Entwicklung von der Spätantike bis zum Investiturstreit, Diss. Tübingen, 1952. — P. 25-27; Kempf F. Die mittelalterliche Kirche. Erster Halbband: Vom kirchlichen Frühmittelalter zur gregorianischen Reform, in: Handbuch der Kirchengeschichte III, 1, Freiburg 1966. — P. 391.

8 Романовская Л. Р., Остроумов С. В., Фомичев М. Н., Соловьёв С. А. Охрана религии в западноевропейских государствах в период раннего средневековья // Genesis: исторические исследования. — 2015. — № 1.— С.82-95.

9 Laudage, Reform. — P. 61.

речии с Новым заветом10. Тем не менее, всегда неоднозначные решения против должностной махинации и священнического брака позволяют предположить, что их сложно было реализовать в раннесредневековом общес

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком