научная статья по теме К вопросу о зарождении государственности на Руси: вектор дисскусии и современное значение Биология

Текст научной статьи на тему «К вопросу о зарождении государственности на Руси: вектор дисскусии и современное значение»

УДК 321(091)(4/9); 34(091)(4/9)

К ВОПРОСУ О ЗАРОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА РУСИ: ВЕКТОР ДИССКУСИИ И СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Е.С. Харабуркина, курсант

Московский университет МВД России Тульский филиал г. Тула, Россия

Развитие государственности на Руси - это полноценный внутренний процесс без какого-либо существенного вмешательства извне, явившийся результатом развития общественных и политических отношений, становления правового самосознания славянских народов. На основании этого полагаю, что высказывания о неразвитости и отсталости русского народа можно назвать необоснованными.

Ключевые слова: история государства, современное значение.

Сегодня, когда происходят противоречивые процессы в нашей стране и в мире в целом, множество людей обращается ко времени зарождения Руси. Многие исторические события имеют большое значение для современного формирования государства, общества, личности. Не является исключением и дискуссионный вопрос о происхождении государственности на Руси. Необходимо отметить, что этот вопрос является также и политическим: его политическая сущность не лежит на поверхности, а укрыта в глубине. Основная версия истоков Древнерусской государственности связана с летописной легендой о призвании варяжского князя Рюрика в IX веке. До сих пор этот сюжет продолжает будоражить умы исследователей, порождая множество самых разнообразных мнений и гипотез.

В работах липецкого автора Фомина В.В. впервые в современной исторической науке представлена концепция, которая опровергает укоренившееся в науке мнение о Г.З. Байере как о родоначальнике норманизма. Фомин В.В. считает, что истоки норманизма уводят нас в Смутное время, а его купелью была не Германия XVIII в. и «... немецкий патриотизм», свысока взиравших на «варварскую Русь», а Швеция XVI - XVII вв. и политическая мысль шведских придворных кругов, связанных с завоевательной политикой Швеции того периода [11, 13 - 17].

Историк из Швеции Грот Л.П. обосновала точку зрения, согласно которой привезенные в Россию Г.З. Байером сюжеты древнерусской истории о генезисе древнерусского государства были разработаны шведскими подданными XVII в.: учеными Ю.Буре и О. Рудбеком, дипломатом П. Петреем [4, 111 - 119].

Дискуссии о происхождении государственности на Руси начинаются при Анне Иоанновне. В годы ее правления Миллер, Шлёцер, Байер, приглашенные в Академию наук, нашли «Повесть временных лет». Проработав этот исторический источник, ученые связали возникновение государства у восточных славян с призванием варяг. Еще профессор Санкт-Петербургской Академии наук немец Т. 3. Байер, не знавший русского языка, а тем более древнерусского, в 1735 г. в трактате на латинском языке высказал мнение, что древнерусское слово из летописей - «варяги» - это название скандинавов, давших государственность Руси. В поисках соответствующего термина в древнесеверных языках, Байер нашел, однако, лишь единственно приближенно напоминающее «варяг» слово «вэрингьяр» (уаейпдаг, имен, падеж множ. числа); лингвисты до сих пор затрудняются хотя бы искусственно смоделировать именительный падеж единственного числа от этого термина. Больше того, «вэрингьяр» упоминается в древнесеверных источниках для обозначения «наемных телохранителей византийских императоров», как правило, называвших себя «русами» по происхождению, а не «норманнами» или «свеями», то есть прямо никак не свидетельствовали о своей причастности к Скандинавии [1, 51 - 61].

«Варяжская легенда», изложенная в летописи, рассказывает, что в 862 году, в результате межплеменных распрей среди восточных славян власть получил вождь варяжской дружины Рюрик. Нестор пишет, что «славяне новгородские, кривичи, весь и чудь» (финно-угорское племя, предки эстов), «отправили посольство за море, к варягам - руси, сказать им: земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Идите княжить и владеть нами... Братья, именем Рюрик,

Синеус и Трувор, знаменитые или родом, или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться» [6]. «И вызвались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой - Синеус - на Белом озере. А третий - Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля» [7]. А после смерти братьев Рюрик правил один. Дружинники Рюрика Аскольд и Дир отпросились у него идти «на греки» и ушли на юг, однако осели в Киеве и стали править там. После смерти Рюрика его дружинник Олег с малолетним сыном Рюрика Игорем отправился на юг, обманом заманил в ловушку и убил Аскольда и Дира, а сам стал править в Киеве, объединив Киев и Новгород.

В 1735 году Байер публикует статью «О варягах». Норманнская теория начинает оформление на российской почве. Согласно норманнской теории, государство у восточных славян создали пришельцы-скандинавы, то есть германцы (скандинавские народы принадлежат к германской языковой группе).

С момента своего зарождения в начале XVIII века норманизм был теорией политического обоснования господства иноземцев [8]. Известный любитель древностей А. Васильев писал: «Многие немцы и вообще иностранцы, войдя гражданами в состав России, имеют полное право на дружбу, даже благодарность россиян; но немцы времён Бирона были волки, которыми он травил Россию» [2, 90].

В то же время возник и крайний антинорманнизм - стремление доказать, что варягов на Руси не было совсем или они не сыграли существенной роли в становлении Древнерусского государства. Таких взглядов придерживался, в частности, М.В. Ломоносов. Великий ученый выступал за то, что славяне были не ниже уровня развития варягов, т.к. у самих варягов на тот момент существовали догосударственные образования и военная демократия; также Ломоносов утверждал, что варяги не сыграли никакой роли в формировании государственности на Руси, более того ученый настаивал на том, что сам Рюрик был славянином.

Такие отечественные историки, как: Карамзин, Ключевский, Погодин, - все же признавали влияние варягов на развитие государственности Древней Руси. Однако они подчеркивали идею добровольного призвания варягов. Историки утверждали, что данная легенда была связана со стремлением князей в XII веке доказать свою независимость от Византии. Другими словами, в традиции каждого народа была легенда о его происхождении. Причины тому на Руси были нежелание князей признавать авторитет Византии, вассалитет по отношению к ней; раздробленность Руси (независимость хотели показать южные земли во главе с Киевом); политический суверенитет повлек бы за собой независимость в церковном аспекте.

В середине XIX века в российской историографии складывается государственная школа, представители которой отрицали наличие государственности на Руси. К примеру, ученый Соловьев считал, что на Руси сначала существовали родовые отношения, а государственность складывается только к XVI веку. В свою очередь, Кавелин утверждал, что подлинная государственность на Руси возникла только с приходом Петра I в XVIII веке в процессе формирования абсолютной монархии.

Советские историки Греков, Тихомиров настаивали на том, что государство возникло в результате внутренних процессов (социальных, политических, экономических), а варяги лишь ускорили этот процесс. В период сталинского режима полностью отрицалось роль варягов на Руси.

В современной историографии возникновение государственности связывают с зарождением феодальной собственности. Академик Шахматов, изучив летописи, доказал что все легенды были вставлены гораздо позднее, таким образом, ни варяги, ни хазары не принесли славянам государственность; это произошло в результате внутренних социально-экономических и политических процессов.

Ныне большинство российских авторов согласны, что первыми князьями действительно были варяги. Правда, продолжаются споры о том, были ли варяги скандинавами или западными славянами, жившими на южном побережье Балтийского моря (польское Поморье). Большинство ученых признает: историчность Рюрика и вымышленность Трувора и Синеуса; варяжское происхождение первых русских князей (Олега, Игоря, Ольги), имена которых -скандинавские (Хельг, Ингварь, Хельга).

В то же время в современной науке существует единое мнение о том, что призвание варягов не являлось началом государственности на Руси. Государство возникло в результате закономерного развития восточнославянского общества. Варяги находились на той же стадии развития, что и славяне. Скорее всего, враждующие племена призвали их как нейтральную силу, способную прекратить усобицы. Варяги не были связаны ни с одной из враждующих группировок и потому в равной степени устраивали всех. Варягов призывали на княжение, следовательно, сама эта форма власти у славян уже существовала.

Норманисты сильно преувеличивают воздействие варягов на русскую государственность. Варяги-пришельцы не овладевали русскими городами, а ставили свои укрепления-лагеря рядом с ними. Нигде варяги не были хозяевами русских городов. Археологические данные показывают, что количество самих варяжских воинов, живших постоянно на Руси, было очень невелико. Странным кажется и то, что Олег, которому совершенно безосновательно приписывается создание Русского государства, бесследно исчез с русского горизонта, оставив летописцев в недоумении. Княжение Олега в Киеве - незначительный и недолговременный эпизод, излишне раздутый некоторыми варяжскими летописцами и позднейшими историками-норманистами. На протяжении Х и первой половины Х1 века русские князья нередко нанимали отряды варягов для войн и дворцовой службы. Следовательно, историческая роль варягов на Руси была не столь велика. Две версии создания Русского государства сосуществовали в исторической науке до советского периода, когда общепринятой стала славянская природа образования государства на Руси.

«Историки давно обратили внимание на анекдотичность «братьев» Рюрика, который сам впрочем, являлся историческим лицом, а «братья» оказались русским переводом шведских слов. О Рюрике сказано, что он пришел с «роды своими» (sine use - «своими родичами» -Синеус

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком