научная статья по теме К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ КЛАССИФИКАЦИИ НАРОДОВ В КНР История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ КЛАССИФИКАЦИИ НАРОДОВ В КНР»

ЭО, 2014 г., № 6 © Е.А. Кочукова

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ КЛАССИФИКАЦИИ НАРОДОВ В КНР

Ключевые слова: этническая классификация, Проект миньцзу шибе, сталинское определение нации, миньцзу.

В статье рассматривается Национальный проект этнической классификации (Проект миньцзу шибе), который осуществлялся в КНР в 1950-е годы. Основной причиной его осуществления было принятое правительством решение провести в 1954 г. первую сессию народных представителей (ВСНП), на которой по крайней мере по одному представительскому месту гарантировалось всем национальностям независимо от их численности. Перепись 1953 г. зафиксировала более четырех сотен этнических наименований. Руководство КНР столкнулись с перспективой съезда, переполненного представителями национальных меньшинств. Поэтому было принято решение сгруппировать некоторые из них, закрепить за ними название и тем самым сформировать список официально признанных в КНР миньцзу (наций). Изначально в основу классификации было положено определение нации, данное И.В. Сталиным. В дальнейшем оно было модифицировано китайскими этнологами в соответствии с китайской действительностью.

В конце 80-х гг. XX столетия в Китае возродился интерес к национальным меньшинствам после практически десятилетнего перерыва, связанного с "культурной революцией" (1966-1976 гг.), во время которой в КНР официально отрицалось "существование при социализме наций и национального вопроса" (Москалев 2001: 22). Возобновились исследования в области этнологии (запрет на которую был наложен также в период "культурной революции"), активизировались ученые из среды самих меньшинств.

В 1982 г. XII Всекитайский съезд КПК дал оценку национального вопроса в Китае как проблемы чрезвычайной государственной важности, что способствовало активизации теоретических исследований в данной области. Теперь, когда Китай "открылся" миру, ученые сосредоточились на этнических вопросах и могли без опасений использовать теоретические разработки Запада и России в области этнологии. "Так называемая wenhua re (культурная лихорадка) захватила интеллектуалов, которых более не принуждали принимать идею о том, что Запад - это лишь злобный империалистический бумажный тигр, и теперь уже они могли считать, что Запад в состоянии предложить кое-что полезное, прежде всего в области модернизации и технологий" (Blum 2002: 1298). Появился относительно свободный доступ к научной зарубежной литературе, возможность проводить дискуссии на страницах научных журналов и обмениваться опытом с зарубежными коллегами. С конца 80-х гг. у зарубежных антропологов по-

Евгения Алексеевна Кочукова - аспирантка ИЭА РАН; e-mail: ri-jek@yandex.ru

явилась возможность проводить экспедиционные исследования на территории Китая. До этого "реальная ситуация с китайскими национальными меньшинствами в течение более чем тридцати лет оставалась непроницаемой тайной, и только недавно завеса секретности была снята. Поскольку поступление информации из первых рук затруднено, на Западе написано лишь несколько монографий на эту тему" (Hsieh 1986: 3). В соответствии с "Правилами сохранения государственных секретов" (Ibid.), выпущенными Государственным Советом КНР в 1950-х гг., любая информация касательно национальных меньшинств должна была храниться в секрете. Эти Правила были подтверждены Государственным Советом в 1980 г. Информацию можно было получить либо из официальных источников, либо из записей путешественников, что не всегда отвечало требованиям объективности.

Первой опубликованной в КНР работой по классификации этнических групп является вышедшая под именем правительственного чиновника Хуана Гуансюэ монография "Национальный проект этнической классификации Китая" (Хуан Гуансюэ 1995), в действительности принадлежащая перу одного из участников Проекта Ши Ляньчжу. По мнению американского исследователя Томаса Маллани, специалиста в области современной китайской истории, это исследование, проясняя некоторые наиболее фундаментальные вопросы, касающиеся Проекта, не дает его критического анализа. Маллани представляется, что исследователи, в нем участвующие, не привнесли чего-то нового, а лишь отразили существующий порядок вещей (Mullaney 2010: 326). Исследователи этнополитики КНР середины XX столетия, как правило, начинают свое повествование с официально признанных в 50-е годы миньцзу1, а не с Проекта этнической классификации, в результате которого они впервые появились.

В настоящее время тема Национального проекта этнической классификации и 56-ти категорий миньцзу стала распространенной среди западных и китайских исследователей, публикуются многочисленные работы. Однако в российской научной литературе этому вопросу уделяется недостаточно внимания. Сейчас в КНР существуют этнополитические проблемы, одной из причин существования которых является то, что право этнической группы на выживание соблюдается не полностью, так как многие из них не только подвержены ассимиляции, но их существование в принципе отрицается государством (Kryukov 2004: 229). Такая ситуация во многом сложилась в результате Проекта этнической классификации, итогом которого стало признание государством только 56-ти миньцзу.

Задача этого исследования - ответить на вопросы о причинах проведения Проекта классификации, о его участниках, методологии и практике осуществления. Для этого автор обращается к материалам, опубликованным в научных журналах с конца 80-х гг. на китайском и английском языках2.

На сайте китайской электронной библиотеки (http://baike.baidu.com/view/42506. Ыт)Проект этнической классификации разделен на три этапа (1950-1954 гг., 19541978 гг., 1978-1987 гг.), каждому из которых соответствует перечень официально признанных миньцзу. По итогам первого этапа было признано 38 миньцзу, в результате второго к ним добавилось еще 16, а по итогам третьего - еще одна. Чем обусловлена такая периодизация, не указано. Официальное решение осуществить Национальный проект этнической классификации было принято в начале 1954 г. Период до этого времени можно рассматривать как подготовительный этап, в течение которого в районах проживания меньшинств активно проводилась исследовательская работа и который завершился первой переписью населения в КНР в 1953 г. На втором этапе Проекта часто происходили изменения в политике правительства по отношению к меньшинствам, что, в свою очередь, отражалось на принципах его реализации. На этот этап приходится наиболее активная фаза Проекта до начала политики "большого скачка" (1958-1960), во время которого свободное выражение своей этнической идентичности не допускалось. В 1964 г. была проведена вторая перепись населения, в результате которой офици-

ально было признано 53 миньцзу. После "большого скачка" и до начала "культурной революции" (1966-1976 гг.) особые характеристики национальных меньшинств еще учитывались. Во время "культурной революции", в разгар борьбы за сокрушение "четырех пережитков" (старых идей, культуры, обычаев и привычек), теория об особых характеристиках меньшинств была подвергнута критике. В этот период проводить исследования среди национальных меньшинств не было никакой возможности. За третий период в 1979 г. к списку официально признанных в КНР миньцзу была добавлена лишь цзино. В 1987 г. государство объявило, что проект был в основном завершен. «Слово "завершен" означает, что никакие новые миньцзу не будут признаны в будущем, хотя слово "в основном" говорит о том, что остались еще нерешенные вопросы» (Bin Yang 2008). В конечном итоге 55 миньцзу, плюс хань, были утверждены в качестве формирующих составных элементов "китайской нации" (чжунхуа миньцзу).

В этой статье акцент делается на втором этапе, во время которого проводилась работа непосредственно в среде национальных меньшинств. Во внимание принимается не только Проект классификации как таковой, но и вообще исследования национальных меньшинств в Китае с начала прошлого столетия.

Предыстория

Проект, являясь грандиозным политическим и академическим предприятием, отнюдь не был уникальным для Китая двадцатого столетия, а уходил корнями в республиканский и имперский периоды (Keyes 2002; Mullaney 2004; Brown 2001; Bin Yang 2008, Harrell 1995, 2001; Caffrey 2004).

Описание и классификация народов в Китае имеет долгую историю. Уже в VII-VI вв. до н.э в результате этнической консолидации древних китайцев, оказавшихся на Среднекитайской равнине, их самосознание все больше и больше начинает связываться с представлением о том, что населенная ими территория находится в центре Поднебесной. Возникает концепция "Срединных царств", вокруг которых живут "варвары четырех стран света". С периода Чуньцю появляется некая классификация варваров. Они стали подразделяться на "вареных" и "сырых" (то есть на тех, кто был вовлечен в китайскую политическую систему и, следовательно, был более цивилизованным, и тех, кто находился все еще вне культурного влияния китайской цивилизации).

Находясь в окружении варваров, ханьский Китай вынужден был с ними взаимодействовать. Со времен династии Мин государство расширялось на юг. Образованные люди поздней Мин превращались из путешественников-любителей в специалистов; многие категории, впервые появившиеся в их записях, до сих пор используются для классификации национальных меньшинств Китая.

Во времена династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911) возникают две традиции этнологической отчетности о Юго-Западе (наиболее густо населенной различными этническими группами территории Китая) - во-первых, описание неханьских народов в нормативных документах, таких, как справочники, и в личных отчетах ученых и образованных людей, которые управляли или посещали неханьские области; во-вторых, живописное описание и иллюстрации в так называемых "Альбомах Мяо" (некий вид каталога народов, касающегося, правда, не только мяо). Государство, будучи обеспокоено контролем пограничных регионов из-за беспрецедентного территориального и демографического расширения, занялось идентификацией и категоризацией населения на границах Китая.

В начале ХХ-го столетия, когда в Китай хлынули западные научные течения, а среди них

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком