научная статья по теме К ВОПРОСУ ОБ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ СВОЙСТВАХ И СОДЕРЖАНИИ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ КАК ОСНОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ПУБЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ СВОЙСТВАХ И СОДЕРЖАНИИ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ КАК ОСНОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ПУБЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2015, № 7, с. 48-57

ДИСКУССИИ И ОБСУЖДЕНИЯ

К ВОПРОСУ ОБ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ СВОЙСТВАХ И СОДЕРЖАНИИ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ КАК ОСНОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ПУБЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

© 2015. Михаил Васильевич Бородач1

Аннотация: в работе отражены результаты проведенного автором исследования вопроса о свойствах и конкретном содержании публичных интересов, служащих основанием для существования и эволюции феномена публичной собственности. На основе аксиологического подхода к оценке правовых явлений сделан вывод о том, что содержание публичных интересов фокусируется вокруг таких социальных ценностей, которые имеют определяющее значение для существования общества, его идентичности и последовательного развития. Содержание публичных интересов, выступающих действительным основанием феномена публичной собственности, таким образом, предопределяет онтологическую парадигму данного феномена, социальное предназначение публичной собственности в конкретно-исторических условиях. В частности, автор обосновывает тезис о том, что объективные свойства публичных интересов позволяют говорить об их сугубо конституционно-правовой природе и, как следствие, о конституционно-правовой природе тех социальных феноменов, в основании которых такие интересы непосредственно находятся.

Annotation: the research contains the results of author's reflections on the issue of distinctive features and specific meaning ofpublic interests forming the basis for existence and evolution of the public property phenomenon. Author uses the axiological approach to analyze relevant social and legal institutions, and consequently states the conclusion that the specific meaning of public interests is focused on those societal values which have the determinative significance for the existence of certain nation, its societal and cultural identity, and progressive advance. The specific meaning of public interests forming the actual basis of the public property phenomenon, thus predetermine its ontological paradigm and the societal mission ofpublic property in the context of certain historical background. Particularly, author argues the opinion that the distinctive features of public interests give the reason to state their only constitutional legal nature and, as a consequence, to state the only constitutional legal nature of any societal phenomenon based on those interests directly.

Ключевые слова: публичные интересы, публичная собственность, социокультурные ценности, общество (нация), аксиология права.

Key words: public interests, public property, societal and cultural values, society (nation), legal axiology.

Признание факта существования в общественной жизни, по существу, лишь двух типов социальных интересов - частных и публичных, равно как и отсутствия между ними непреодолимой грани, служит побудительным мотивом к более предметному обсуждению их отличительных свойств, прежде всего в содержательном отношении. Исследование содержания публичных интересов приобретает еще большую значимость, если рассматривать их как непосредственное социальное основание феномена публичной собственности: по сути, содержание публичных интересов и их иерархическая дифференциация в этом случае становятся фактором онтологической парадигмы публичной собственности, позволяя получить рельефное видение социального предназначения последней и определить целевые доминанты пра-

1 Профессор кафедры конституционного и муниципального права Института государства и права Тюменского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент (Email: supanova@yandex.ru).

вового регулирования соответствующей сферы общественной жизни.

Если исходить из того, что "публичный" и "частный" являются контрарными2 характеристиками интересов, то в поиске различий между ними следует отталкиваться от социальных оснований, на которых вообще строятся бинарные оппозиции: "личность - общество", "личность -государство" и "общество - государство". В этом случае ряд доктринально выделяемых различий между публичными и частными интересами мог бы предположительно выглядеть следующим образом.

1. Частный интерес, вовлеченный в орбиту правового регулирования (т.е. будучи социально признан и квалифицирован в качестве юридически значимого), всегда имеет персонифицирован-

2 Именно контрарными (в смысле противоположности), а не контрадикторными (что означало бы их имманентное противоречие и беспрестанное противоборство).

ную связь с индивидом или группой индивидов. Публичный интерес в своей основе не имеет персонифицированной связи с индивидами или их группами; в противном случае нарушалось бы свойство его универсальности. Даже в тех случаях, когда содержание публичного интереса связано с признанными в обществе нормами морали, нравственности, общественного порядка и этики, нарушение которых в отношении определенного индивида имело место быть (например, совершена кража имущества), носителем публичного интереса продолжает выступать общество в целом как среда, в которой "живут" эти нормы морали, нравственности, общественного порядка и этики. Таким образом, публичный интерес всегда лежит в плоскости коллективных представлений об общественном благе и вреде, справедливости и несправедливости и т.д., а потому не может определяться во взаимосвязи с системой мировоззренческих координат конкретных, отдельно взятых индивидов.

2. Частный интерес для того, чтобы приобрести юридическое значение, должен быть объективирован. Необходимость такой объективации связана с тем, что существование частного интереса, в том числе его социальная полезность (или, как минимум, безвредность), должны быть признаны в нормах позитивного права. Это свойство любого частного интереса обусловлено известной аксиомой о том, что права и свободы одного лица заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого лица3.

В силу того, что публичный интерес в своей основе не имеет персонифицированной связи с индивидами или их группами, он, напротив, в отличие от частного интереса, способен приобрести правовое признание и правовую защиту независимо от того, имеет он в большей или

3 Разумеется, изложенная посылка может встретить возражение с точки зрения теории естественных прав. Однако, как известно, к естественным правам любого человека могут быть отнесены лишь те, которые служат удовлетворению самых первичных, фундаментальных потребностей личности, без которых невозможно было бы само ее существование. Стало быть, в силу данного обстоятельства сами естественные права имеют в основе своей лишь публичный интерес, ибо принадлежат они всем и каждому (без набора прав и свобод, признаваемых естественными, невозможно было бы существование и развитие человечества в целом). Разве право на жизнь может интерпретироваться по своему содержанию сугубо только по отношению к отдельно взятым индивидам? Как результат, первичность, всеобъемлющий характер и всеобщность естественных прав "переводят" их в плоскость публичного интереса и, по существу, делают не зависящими от юридического нормирования в рамках позитивного права.

меньшей степени определенную объективацию или не имеет ее вовсе. Публичный интерес может существовать независимо от того, закреплен он или нет в нормах позитивного права, поскольку соприкасается с плоскостью признанных и укоренившихся в обществе идеалов и антипатий, а чаще всего и "произрастает" из этой среды. Если обратиться к постулатам теории естественного права, то, поскольку единственным источником публичной власти в государстве всегда выступает лишь народ этого государства, ни одна из установленных государством норм позитивного права не сможет обрести в общественном восприятии "право на жизнь", если она находится в противоречии с публичным интересом (а точнее, его социальными основаниями - представлениями о должном и недолжном, справедливом и несправедливом и т.д.). Конечно, при помощи инструментов позитивного права можно "записать на бумаге" совершенно любые правила и порядки, однако смысл права в его исполнении и, по возможности, исполнении добровольном.

Соответственно, емкость публичного интереса такова, что он всегда первичен по отношению к позитивному праву, ибо и само позитивное право по своему содержанию должно быть направлено на удовлетворение публичных нужд.

3. Отмеченный выше признак любого частного интереса, заключающийся в необходимости его объективации при помощи норм позитивного права, позволяет выявить еще одно закономерное различие между частными и публичными интересами. Частный интерес для того, чтобы быть вовлеченным в орбиту правового регулирования, должен быть с большей или меньшей степенью определенности формально-юридически или доктринально закреплен при помощи словесно-логических описаний. Доктринально, если речь идет о частных интересах, существование которых должно быть признано применительно к тем сферам личной жизни индивидов, которые не подлежат правовому нормированию вовсе либо подлежат такому нормированию лишь в определенной части, как правило, не в регулятивных, а в охранительных целях (брачные правоотношения, родительские правоотношения и др.); сюда же следует отнести и случаи, когда социально признанный частный интерес уже присутствует в фактических общественных отношениях, пока еще не регулируемых правом.

Собственно, указание на данную особенность частных интересов связано с тем, что право как социальный феномен представляет собой прежде всего текст; следовательно, всё, чего касается

право как регулятор общественной жизни, имеет действительное или потенциальное текстовое выражение. В этой связи Ю.Ю. Ветютнев в своем исследовании аксиологии правовой формы отмечает, что "наглядная характеристика права состоит в том, что оно обладает ярко выраженным текстуальным характером, то есть представляет собой знаковую систему... Не существует таких явлений, событий, процессов, которые являлись бы правовыми объективно, по природе своей, вне особого способа письменного закрепления"4. Далее он констатирует: «Разумеется, вся правовая реальность не может быть сведена к корпусу письменных источников, однако все ее "неписаные

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком