научная статья по теме КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦА В СИСТЕМЕ УСТОЙЧИВЫХ СРАВНЕНИЙ Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦА В СИСТЕМЕ УСТОЙЧИВЫХ СРАВНЕНИЙ»

Е. В. ОГОЛЬЦЕВА

Москва

Качественная характеристика лица в системе устойчивых сравнений

В статье рассматриваются устойчивые сравнения, выражающие нравственную оценку личности. Анализу подвергается система образов, которые используются для выражения эталона нравственности, а также тех признаков, которые воспринимаются в языковом коллективе как отступление от этого эталона. Выявляется ядро и периферия поля «нравственные качества человека».

Ключевые слова: устойчивое сравнение; образ сравнения; тематическая группа; идеографическое поле; ядро и периферия поля; нравственные качества; нравственные ценности.

На первый взгляд, устойчивых сравнений, характеризующих человека в нравственном аспекте, относительно немного. Тем больший интерес представляет анализ качеств личности, оцениваемых языковым коллективом как положительные (признаки высоконравственной личности) и отрицательные.

Наш анализ системы устойчивых сравнений показал, что в русском языковом сознании высшими добродетелями являются: I) скромность; 2) кротость, смирение; 3) доброта; 4) чистота и невинность;

5) твердость, нравственная крепость, непоколебимость моральных принципов;

6) трудолюбие; 7) терпение.

Отрицательно оцениваются такие качества, как: I) излишняя стеснительность, изнеженность, жеманство; 2) хитрость, лукавство, изворотливость, коварство; 3) упрямство; 4) злоба; жестокость; 5) без-

Огольцева Екатерина Васильевна, доктор филол. наук, профессор МПГУ. E-mail: tertiumcomp@mail.ru

ответственность, несерьезность, незрелость; 6) стремление выделиться, гордыня, нескромность; 7) чрезмерная мягкость, уступчивость; 8) капризность, нервозность, суетливость; 9) непостоянство; 10) нелюдимость, необщительность; 11) меркантильность, корыстолюбие; 12) трусливость; 15) блудливость; 16) лживость.

Как видим, перечень свойств человеческой натуры, оцениваемых отрицательно, гораздо шире. Соответственно устойчивых сравнений, характеризующихся пейоративной коннотацией, значительно больше, чем положительно окрашенных.

Представляет интерес анализ образов сравнения - элементов компаративных конструкций. В системе рассмотренных нами устойчивых сравнений, характеризующих нравственные качества (имеем в виду ядерную часть этого семантического поля), большую роль играют образы, связанные с религиозными представлениями, а также образы фантастических, сверхъестественных, мифологических существ.

S2

Так, образы агнца, ангела (ангелочка)1 используются для характеристики смирного, кроткого человека, а также человека чистого, непорочного, безгрешного; кроме того, ангел в русском языке - устойчивое образное выражение исключительной доброты. Напротив, бес - образ хитрости, лукавства, ловкости и изворотливости. По отношению к человеку, усиленно заискивающему перед кем-либо, используется сравнение как бес перед заутреней. Чёрт - образ жестокости и коварства. Ведьма в русской компаративной фразеологии - образ злой женщины (ср. также как мегера, как фурия).

Не меньшее значение имеют образы тематической группы «Человек». Например, скромного, застенчивого, часто краснеющего мужчину сравнивают с барышней, красной девицей, девушкой, жеманную, изнеженную женщину - с кисейной барышней, институткой; сравнение как дикарь характеризует человека угрюмого, избегающего общества; устойчивое сравнение как жид рисует образ торгующего, корыстолюбивого, мелочного человека, а как вечный жид - человека скитающегося, бездомного, нигде не находящего пристанища. Младенец -это и образ невинности и простодушия, и беззащитности, беспомощности, и невинности, чистоты. Монах (монахиня) - образы людей-отшельников, живущих скромно и воздержанно; старая дева -образ капризной нервозности.

Образы-анимализмы в русском, как и в целом ряде других языков (славянских и не славянских) чрезвычайно продуктивны. Так, буйвол, осел, бык, мул - образы упрямства; волк, пес, собака, тигр, хорек, зверь - образы крайней жестокости, злобы, лютости. Белая ворона - образ непохожести на других, индивидуальности, вызывающей раздражение в социуме. Заяц - образ трусости, змея - ко-

1 При анализе образов сравнений и их устойчивых отношений с теми или иными признаками-основаниями мы опирались на следующий лексикографический источник: Оголь-цев В. М. Словарь устойчивых сравнений русского языка (синонимо-антонимический). -М., 2001.

варства, индюк - важности и высокомерия, муравей - терпения и трудолюбия.

Значительную роль в системе рассматриваемых единиц играют также образы тематической группы «Вещества» (в том числе минералы, продукты питания и проч.).

Любопытно, что в системе компаративной фразеологии широко распространено явление синонимии устойчивых сравнений, т. е. те случаи когда одно и то же качество человека может быть передано с помощью разных образов (иными словами, имеет место варьирование элемента В устойчивой компаративной структуры при постоянстве основания сравнения С). При этом в одном компаративном ряду могут оказаться устойчивые сравнения разных структурных моделей, использующие образы, относящиеся к разным семантическим полям. Например, признаки «смирный, кроткий» у русского человека ассоциируются с агнцем, овцой, голубем, теленком, ягненком, а непорочность, невинность - с агнцем, ангелом, голубем, младенцем, стеклышком (чист как стеклышко); признаки «хитрый, коварный» связаны с образами змея (змеи), лисы, беса, признак «злой, жестокий» - это прежде всего образ зверя, а также ведьмы, мегеры, фурии, волка, пса, черта и проч., мягкость и уступчивость связаны с образами «воск», «кисель» и т. д.

Важно отметить, что, поскольку речь идет о своеобразном идеографическом поле, анализ его не может быть полным, если рассматривается лишь ядро и не учитывается периферия. В данном случае околоядерная часть и периферия оказываются чрезвычайно интересными и важным в аспекте анализа русской менталь-ности, воплощенной в языке. Интересен сам по себе анализ групп устойчивых сравнений, образующих ближнее и дальнее окружение.

В частности, нравственные качества человека косвенно характеризуются через внешний вид, образ жизни, отношения с другими людьми, а также через характеристики эмоциональных состояний, поведения и поступков человека. Так, человек опустившийся, внешне неопрятный,

S3

слишком бедно одетый вызывает смешанное чувство жалости и неприятия, осуждения и даже отвращения (ср.: одетый как бродяга, как босяк, как нищий - и антонимы как картинка, как невеста, как на свадьбу, как писаный). Такое же неодобрение вызывает пьяница, внешние признаки которого (от неустойчивой походки до неприятного запаха) также воплощены в системе устойчивых сравнений несет/разит как из бочки, как из кабака, глаза как у кролика). У русского человека неприятие могут вызывать такие внешние качества, как сила, выносливость при внешних признаках грузности фигуры, откормленности. Возможно, эти внешние свойства воспринимаются как следствие эгоистического накопления богатства, бездуховности (как <откормленный> кабан, как кобыла, как медведь, как боров).

Во внешнем виде могут выражаться очень многие свойства духовно-нравственного порядка: бесчувственность, равнодушие (лицо как каменное, как маска); смелость, решительность, независимость (взгляд как у орла, глядеть как орел); застенчивость, стеснительность, скромность (покраснеть как девушка, как маков цвет, как красна девица); гордость, величавость (как лебедь, как орел, как король/королева) и т. д.

Не менее важный участок периферии нашего поля - сравнения, характеризующие образ жизни человека. И здесь опять мы обнаруживаем противопоставленные сферы положительной и отрицательной оценки, анализ которых позволяет судить о нравственных приоритетах русского человека. Так, отрицательная коннотация сопровождает образное выражение ряда признаков:

- паразитический образ жизни, жизнь за счет других (как клещ 2. Перен. Впиваться в кого-л., присасываться к кому-л., сосать кровь из кого-л., паразитически поглощать материальные средства и моральные силы кого-л.). Сходными значениями обладают устойчивые сравнения как клоп, как пиявка;

- отшельнический, замкнутый образ жизни, жизнь в замкнутом пространстве,

вдали от людей, общества (как барсук <в норе>. Сидеть, отсиживаться, лежать. Постоянно находиться дома, в помещении, вести малоподвижный, замкнутый образ жизни). Близкие значения выражаются сравнениями спать как байбак, как медведь <в берлоге>, как сурок, как суслик. Разные члены синонимического ряда высвечивают разные аспекты данного признака: нелюдимость, изолированность от общества (как крот); невежество и слепота (как в темном лесу); замкнутость и одиночество (как медведь в берлоге, как отшельник); незаметность, стремление ничем не проявлять своего существования (как мышка <в норе, норке>), мрачность, угрюмость (как бирюк);

- скитальчество, неустроенность, бродяжничество (как бродяга «1. <бездомный>. Скитаться, мыкаться по свету, не имея своего очага, семьи или пренебрегая ими. О мужчине (неодобр.)» [Огольцев 2001: 73]. Синонимичные сравнения - мыкаться по свету как перекати-поле, как неприкаянный, как цыган.

Смешанные чувства непонимания, сочувствия и осуждения вызывает у русского человека одинокий образ жизни, без детей и семьи (это в равной степени относится и к мужчине, и к женщине; ср. один/ как перст - характеристика одинокого мужчины, как кукушка - лишенной домашнего очага, одинокой женщины.

Нравственные аспекты оценки образа жизни человека особенно ярко проявляются при наличии богатых синонимических рядов и антонимических противопоставлений. Так, в русском языке очень много устойчивых компаративных единиц, характеризующих две крайние «позиции», например, с одной стороны, чрезвычайно трудные, невыносимые бытовые условия): жить как арестант (терпеть бытовые лишения, неудобства), жить как в берлоге, как в кабаке, как в сарае, как в хлеву; с другой стороны, исключительно комфортные условия жизни: жить как барин, как бог, как буржуй, как король (королева), как на курорте, как пан, как помещик, как принц (принцесса), как сыр в масле катать-

54

ся (жить богато, в полном довольстве и обеспеченности

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком