научная статья по теме КАК «ОСЛЕП» ГОМЕР Физика

Текст научной статьи на тему «КАК «ОСЛЕП» ГОМЕР»

«ослеп» Гомер

к *

4

А.М.Портнов,

доктор геолого-минералогических наук Московский государственный геолого-разведочный университет им.С.Орджоникидзе

т тг сследователи творчества А.С.Пушкина потратили немало труда, прежде чем расшиф-^ Ь X ровали найденное в рукописях поэта и тщательно зачеркнутое им двустишие:

а

Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера, Боком одним с образцом схож и его перевод.

Пушкин язвительно подшутил над Н.И.Гнеди-чем, взявшим на себя величайший и никем более в России не повторенный труд — перевод «Илиады» с древнегреческого на русский язык. Гнедич работал над переводом 20 лет — с 1809 по 1829 г.! Этот труд продолжил В.А.Жуковский, создавший в Дюссельдорфе перевод (с немецкого подстрочника) «Одиссеи» за семь лет — с 1842 по 1849 г. Понимая, что даже шуточная эпитафия будет несправедлива, Пушкин никому ее не показал и старательно замазал. Она известна только потому, что от исследователей-пушкинистов невозможно скрыться даже Пушкину.

Но о слепом Гомере он написал вполне искренне, поскольку еще со времен Лицея помнил (как и все мы из школьного учебника древней истории) прекрасный бюст слепого поэта, созданный в Александрии в эпоху эллинизма, во II в. до н.э., через 6—7 столетий после смерти Гомера.

Конечно, скульптор не знал, как выглядел великий поэт в действительности. Но почему он решил, что Гомер был незрячим? Ведь слепота — величайшее несчастье. Она лишает человека знания о бесконечном разнообразии форм и цветов мира! Давайте задумаемся, смогли бы реализовать свой талант Шекспир, Байрон, Пушкин, если бы они родились слепыми?.. Могут ли слепцы создавать великие литературные произведения, поражающие читателя особо зоркой наблюдательностью и изощренной многоцветностью художественной палитры?

Античные «кинохроники»

До нашего времени дошли две поэмы Гомера общим объемом более 50 печатных листов. Они позволили миллиардам читателей всех времен и народов оценить по достоинству замечательные особенности творчества древнего поэта, в числе которых — удивительная точность описаний, об© Портнов А.М., 2014

Общеизвестный бюст слепого Гомера — копия со знаменитой статуи обожествленного поэта, стоявшей в храме Гомера в Александрии. Статуя была создана по приказу Птолемея IV в конце III в. до н.э. Высочайшее мастерство скульпторов эпохи эллинизма заставило забыть все более древние изображения, бюст разошелся в многочисленных копиях по всему античному миру и стал основой мифа о «слепом Гомере».

разность, живость и яркость сцен. Но еще сильнее поражают постоянные крупные и мелкие планы, замечательные пейзажные зарисовки и разноцветность картин, проходящих в поэмах бесконечной чередой. Разве может слепец сказать:

Солнце тем временем село, и все потемнели дороги...

или заметить, как

...от широкого веяла, сыплясь по гладкому току, Черные скачут бобы иль зеленые зерна гороха...

(Ил., песнь 13, 588—589)*

Разве способен незрячий передать мгновенный взгляд пловца, взлетевшего на гребень высокой волны:

Поднятый кверху волной

и взглянувши быстро вперед, Невдали пред собою увидел он землю...

(Од., песнь 5, 392—393)

* Здесь и далее цит. по: Гомер. Илиада / Пер. Н.И.Гнедича. Л., 1990; Гомер. Одиссея / Пер. В.А.Жуковского. М., 1959.

Действительно, это ощущение знакомо всем, кто плавал в штормящем море, оно длится всего лишь мгновение, но Гомер передал его с предельной точностью. А как объяснить словно бы вставленные в рамку детальнейшие пейзажи:

В зимнюю пору, когда громовержец Кронион восходит С неба снежить человекам,

являя могущества стрелы: Ветры все успокоивши, сыплет он снег беспрерывный, Гор высочайших главы и утесов верхи покрывая, И цветущие степи, и тучные пахарей нивы; Сыплется снег на брега и на пристани моря седого, Волны его, набежав, поглощают...

(Ил., песнь 12, 279—285)

Гомер дает верное описание узкого Мессинско-го пролива, отделяющего Сицилию от Апеннинского п-ова. В этом проливе шириной всего 3 км направления быстрых приливных течений меняются четыре раза в сутки. Поэт описывает прибрежные скалы как жилища чудовищ — Сциллы и Харибды:

...Сцилла грозила с одной стороны, а с другой пожирала Жадно Харибда соленую влагу: когда извергались Воды из чрева ее, как в котле, на огне раскаленном, Со свистом кипели они, клокоча и буровясь; и пена Вихрем взлетала на обе вершины утесов. Когда же Волны соленого моря обратно глотала Харибда, Внутренность вся открывалась ее: перед зевом ужасно Волны сшибались, а в недре утробы открытом кипели Тина и черный песок.

(Од., песнь 12, 235 —243)

Почему песок в воронке Харибды черный? Ведь черный цвет песка — большая редкость! Как ни странно, это не поэтическая метафора. Описание Гомера безукоризненно точно и соответствует наблюдательности геолога. Действительно, здешний вулкан Этна выбрасывает лаву и пепел, которые, разрушаясь, дают массу черного песка, состоящего из железной руды — магнетита. Возникает редкое геологическое явление: в прибрежных водоворотах Мессинского пролива пенистый водно-воздушный вихрь действительно крутит на дне воронки тяжелый черный песок.

Исследователи Гомера не обращали внимания на тот поразительный факт, что знаменитый греческий географ Страбон, живший на рубеже старой и новой эры, считал основоположником географии... Гомера и в своей «Географии» ссылался на его поэмы 130 раз! Страбон много путешествовал и мог сравнить свои наблюдения с описаниями Гомера. Однако он пришел к выводу, что древний поэт лично видел больше него и сумел собрать такие сведения о дальних странах, которые многим поколениям ученых, включая самого Страбона, узнать не удалось. Это значит, что Гомер был не только поэтом, но и великим путешественником, наблюдателем с острым взглядом и удивительной памятью.

А вот наблюдение, сделанное, можно сказать, под увеличительным стеклом:

Если полипа из ложа ветвистого силою вырвешь, Множество крупинок камня к его прилепляется ^

ножкам.

(Од., песнь 5, 432 —433) £

В современной минералогии используется термин «жирный блеск». Он характерен, в частно- ^ сти, для полированного известняка. Студентов-геологов долго учат распознавать этот специфичес- ^ кий признак. Но Гомер его заметил 3 тыс. лет назад! Вот как выглядит у него описание сидений, изготовленных из белого греческого известняка и отполированных античными задами:

.он сел на обтесанных, гладких, широких

Камнях, у двери высокой служивших седалищем; белых,

Ярко сиявших, как будто помазанных маслом...

(Од., песнь 3, 406—408)

Наконец, у Гомера можно найти «кадры документальной кинохроники», передающие такие ужасные детали кровопролитной битвы, что от них у зрителей волосы поднимутся от ужаса:

С громом упал он,

копье упадавшему в сердце воткнулось, Сердце его, трепеща, потрясло и копейное древко.

(Ил., песнь 13, 442—443)

Описать, как колеблется торчащее из тела копье в ритме проколотого им умирающего сердца, — за всю историю поэзии на такое оказался способным один лишь великий Гомер. Но для этого он просто должен был видеть!

Гомер описал китайский шелк?

Историки считают, что Великий шелковый путь начал действовать только в конце II в. до н.э. До этого времени никаких сведений о Китае у античных географов не было. Однако Гомер в «Одиссее» подробно и точно рассказывает о. китайском шелке! К Пенелопе под видом странника приходит сам Одиссей и утверждает, что он встречался с ее пропавшим мужем. Недоверчивая Пенелопа спрашивает: «Какое в то время носил он платье?». И Одиссей отвечает:

.Хитон, я приметил, носил он из чудной Ткани, как пленка, с головки сушеного снятая лука, Тонкой и светлой, как яркое солнце; все женщины, видя Эту чудесную ткань, удивлялися ей несказанно. Я же — заметь ты — не ведаю, где он такую одежду Взял? Надевал ли уж дома ее до отбытия в Трою? В дар ли ее получил от кого из своих при отъезде? Взял ли в подарок прощальный, как гость?..

(Од., песнь 19, 230—239)

Совершенно очевидно, что Гомер с поразительной точностью описывает китайский шелк —

^ тончайшую ткань, вырабатываемую только в Китае. Ее в те времена, да и сейчас, можно сравнить лишь с золотистой пленкой луковичной головки. ^ На фоне грубых домотканых тканей из овечьей £ шерсти — одеждой древних греков — переливаю-^ щийся на солнце шелк, безусловно, производил на окружающих примерно такое же впечатление, как в наше время — фантастическая серебристая ^ ткань костюмов инопланетян, о которых рассказывают «контакторы».

Текст Гомера с упоминанием китайского шелка

свидетельствует о древнейших торговых путях, ^ впоследствии забытых купцами, народами и стразу нами. Но слепец никогда бы не описал неведомую диковинку с такой цветной фотографической точностью!

Седое железо

Действительно, цвет буквально брызжет со страниц «Илиады» и «Одиссеи». У каждого героя поэм своя цветовая гамма: Зевс — чернобровый, Афина — светлоокая, царь Менелай — светловласый, великий воин Ахилл — русокудрый, красавица Хрисеида — черноокая и т.д. Какой удивительной цветовой точностью обладал Гомер, если он отличал светловласых от русокудрых! Здесь можно вспомнить, что Ахилл был царем мирмикийцев, а развалины древнегреческих городов Ахиллии и Мирмикии раскопаны археологами на берегу Керченского пролива, где издавна обитали русоволосые скифы, могучие воины. Не текла ли в жилах Ахилла протославянская кровь?

Поражает точность цветовых характеристик металлов: олово — белое, медь — багряная, а вот железо... Знаете ли вы, какого цвета железо? Ведь этот вопрос оказался не под силу даже современным специалистам: технические справочники уныло сообщают, что у железа цвет. железно-серый! Не нашлось у инженеров подходящих слов, слишком беден технический язык. А вот Гомер нашел точное определение. В его стихах железо — седое! Конечно, сравнение блестяще. О такой находке может мечтать любой поэт. Но для этого необходимы зоркие глаза, нужно видеть! Стихи Гомера — несомненное свидетельство того, что первый поэт мира был наблюдательнее и зорче нас.

Наверное, если бы Гомер действительно был слеп, в его поэмах главенствовали звук, осязание и запах, а зрительные ассоциации подавлялись. Когда я провел подсче

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком