научная статья по теме КАК ОТКРЫВАТЬ НАРОДУ ИСКУССТВО РОССИЙСКОГО ДИЗАЙНА ИНТЕРЬЕРА ХХI ВЕКА (С УЧЁТОМ РОЛИ ПЕРВОГО РОССИЙСКОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО ФЕСТИВАЛЯ ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИЗАЙНА ИНТЕРЬЕРА «INTERIOR-FEST» НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ) Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «КАК ОТКРЫВАТЬ НАРОДУ ИСКУССТВО РОССИЙСКОГО ДИЗАЙНА ИНТЕРЬЕРА ХХI ВЕКА (С УЧЁТОМ РОЛИ ПЕРВОГО РОССИЙСКОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО ФЕСТИВАЛЯ ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИЗАЙНА ИНТЕРЬЕРА «INTERIOR-FEST» НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ)»

Искусствоведение Техническая эстетика и дизаин

Кашуба В.В., президент Благотворительного фонда «Kashuba-Design», лауреат академической премии им. А.Л. Чижевского в области архитектуры и дизайна интерьера, член Творческого союза художников Российской Федерации

КАК ОТКРЫВАТЬ НАРОДУ ИСКУССТВО РОССИЙСКОГО ДИЗАЙНА

ИНТЕРЬЕРА ХХ1 ВЕКА

(С УЧЁТОМ РОЛИ ПЕРВОГО РОССИЙСКОГО НЕКОММЕРЧЕСКОГО ФЕСТИВАЛЯ ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИЗАЙНА ИНТЕРЬЕРА «INTERIOR-FEST»

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ)

Накопленный культурный слой искусства российского дизайна частного и авторского интерьера ХХ1 века, успешно возрождаемого из небытия, должен быть открытым народу и миру! Вопрос в том, как это делать в интересах общества, при отсутствии единства влиятельных групп интересов. Прагматичный анализ и обобщение личного опыта организации и проведения «INTERIOR - FEST 2012», участия в международных выставках, конференциях, форумах, российских и зарубежных презентациях моей книги (она уже в 13 странах), публикация ряда статей, учет благотворительных, продюсорских и организационных затрат, прочих реальных возможностей, дали мне основание не только сложить отдельные фрагменты проблемы фестиваля, в некую целостную картину, но и подвести итоги деятельности в сфере дизайна интерьера, наметить вытекающие задачи. Пытаюсь отразить новаторские стратегии и тренды в данной программной и несколько манифестной статье.

Accumulated cultural layer of Russian art and design copyright private interior of the XXI century, successfully revives from nothing, should be open to the people and to the world! The question is how to do it in the public interest, in the absence of unity of influential interest groups. Pragmatic analysis and synthesis of personal experience in organizing and conducting «INTERIOR - FEST 2012", participation in international exhibitions, conferences, forums, Russian and international presentations of my book (which is already in 13 countries), the publication of several articles, registration of charities, prodyusorskih and organizational costs , other real options, gave me reason to not only add some fragments of the problems of the festival, a kind of complete picture, but also to take stock of the activities in the field of interior design, to identify problems arising. I'm trying to reflect the innovative strategies and trends in this program and several symptomatic article.

Самое лучшее, что мы можем пережить - это нечто непостижимое. Это основополагающее чувство, стоящее у истоков истинного искусства и истинной науки. Кто этого не знает и больше ничему не удивляется, не чувствует восторга, тот просто мертв, как погасшая свеча. А. Эйнштейн (1).

Преамбула. Проблемы жилища и обустройства дома универсальны1, виды - и результаты преобразовательной деятельности имеют социальную общность, дают чувство принад-

1 У птиц «атласные шалашники» в Австралии, самец при строительстве гнезда может красить его стенки измельченной в клюве мякотью плодов, древесным углем. В качестве кисточки использует пучок растительных волокон. Украшает подстилку цветками, перьями, мелкими предметами. Самка останется с тем, чьё жилище понравится.

лежности к сообществу, определяют стиль и способ практической жизни и социальных взаимодействий, интеграцию индивидов в общество креативной эпохи (2,3,8,10, 11, 26,28). Ныне они во многом позитивно решаются в Москве, РФ. Уместно привести мнение 1995 года француженки Б. Саби: «в России отрасли интерьерного дизайна вообще не существует» (20). Народ не по своему желанию, непозволительно был удален от красоты, гармонии, свободы самовыражения и культуры дизайна интерьера (2,3,8,11,28,29). На примитивизации потребностей людей в СССР, сказалась выключенность их жизненного цикла из социальных институтов - экономических, культурных, демократических, отсутствие нескольких поколений дизайнеров. Дистанцию иррационального пропуска можно оценивать как не короткую, как длинную. Мы до сих пор до конца не представляем, к каким далеко идущим гуманитарным последствиям это привело, как сказалось на общем интеллектуальном климате, какие области знания и умения остались не востребованными или безвозвратно утерянными. Благодаря сохранению русской академической художественной школы, жанру реализма, сегодняшние дизайнеры, архитекторы целостные творческие личности, оказались не гражданами -свидетелями постсоветской эпохи, они стали новыми творцами её бытия, нового витка культурного развития. В 2011 г. на соискание Государственной премии РФ выдвигалась работа дизайнеров интерьера (10, 28).

В России ХХ1 века, возрождаемый вид искусства - дизайн частного и авторского интерьера, результат конкретного творческого вклада в модернизацию страны, в разлаженном креативном диалоге между людьми в РФ, оказался в силу ряда причин, почти не представляемым народу для обозрения (2,3,8,10). В результате его значение, понятие прекрасного, познание накопленных ценностей субкультуры и роль дизайнеров, архитекторов, декораторов, специалистов, т. е. маленьких разрозненных креативных сообществ, для жизни страны, десятков миллионов людей, оказались малознакомыми, близкими к обнулению. Как писал Р.Рождественский: «Лишь известностью не обеспеченные. Рядом с нами Вы и не с нами». Изменение потребностей и образа жизни людей, высокие результаты в арт-дизайне интерьера актуального формата, сделали возможным поиск новых позитивных связей, «тропинок восприятия» культурного слоя не только заказчиками, конечными пользователями, но и любыми гражданами страны, не разочаровывая их в полезных ожиданиях.

Дизайн интегрирован во все ключевые процессы современности, контакты и общения представителей не только креативного класса. Трудно не согласиться с Мигелем Родригесом

- дизайн меняет облик страны, лишь добавив, добывает талантом и трудом будущее. Десятки коммерческих архитектурных выставок, биеннале в разных странах, салоны, шоу-румы и подиумы интерьерного дизайна, кино, включая видеоклипы, театр, индустрия модной одежды,

- маркетинговые коммуникации или особые ритуалы размещения и презентации, представления актуальной визуальной интерьер - информации, необходимые для её закрепления в обществе (2). Союз архитекторов России в 2012 году проводит новый ежегодный платный конкурс в области дизайна интерьера. Существуют яркие точки консолидации дизайнеров, во многом некоммерческие объекты и формы демонстрации достижений, в том числе «open air». Например, Московские архитектурные регаты на яхтах, организуемые компанией «Гра-нитогрес», при поддержке известных итальянских компаний, гольф-турниры, дизайн-пикники, клубы и мероприятия специализированных журналов: «SALON interior» (исполнилось 10 лет), «Дом & интерьер» (исполнилось 15 лет), «Новые интерьеры». Популярны тематические встречи в офисах компаний «Меп&ап», «Танит», «Триоинтерьер» и др. (3,5,12,2124). Несмотря на маркетинговую акцентуализацию, любые попытки, некоммерческие формы общения и интеграции дизайнеров, архитекторов, декораторов, их популяризации, надлежит приветствовать, но они почти не видимы широкой аудиторией.

Предпринимаемые усилия недостаточны, ибо по-прежнему актуален вопрос, как обеспечить максимальную открытость искусства дизайна интерьера для народа России? Редкая возможность демонстрации за рубежом в Российских центрах науки и культуры достижений

дизайнеров интерьера, например, на международной конференции «In-out design trendy 2012» (Варшава, 28-29 марта 2012 года), ещё раз, абсолютно четко проявила факт, за рубежом ещё меньше информации о периоде выхода из небытия и изоляции, Возрождения высокохудожественного дизайна интерьера в РФ (24). Наши электронные медиа-средства, включая сайт (www.kashubadesign.ru, на русском и английском языках), посещают свыше 12500 человек ежемесячно из РФ и разных стран мира, обладающих своей системой ценностей (23). Можно утверждать, почти все богатые, обеспеченные люди страны виртуально побывали у нас в гостях, но по разным причинам, ещё не все миллионеры стали нашими клиентами (шучу). Однако, сайты, электронная форма визуализации, по-прежнему недостаточны для глубокого проникновения в реальный объективный мир художественных, эстетических, интеллектуальных, духовных, эмоциональных сокровищ, уровней одухотворенной красоты, т.е. полного креативного личного восприятия высокохудожественных интерьеров. Требуются иные, максимально информативные и демократичные способы знакомства народа с высокохудожественным частным, авторским дизайном интерьера. С одной стороны, перефразируя А.С. Пушкина «Публика образует любые таланты», т.е., в какой-то степени, она показатель успеха, уровня развития, долгожительства дизайна интерьера, от её представлений и ожиданий, вкуса и оценок может зависеть профессиональный и бизнес - статус дизайнера. С другой стороны, творцу важен любой отклик от зрителя, это - камертон, чем больше людей его воспринимает и понимает, тем комфортней условия для креативного роста.

Статья разбита на три взаимосвязанных блока.

Блок 1. Мною выдвинута инициатива и безвозмездно реализована в публичной плоскости культурная миссия: Первый российский некоммерческий фестиваль высокохудожественного дизайна интерьера ХХ1 века, «INTERIOR - FEST» (8-10,13,28,29). Подчеркну, она особо актуальна для общества, в котором в сознании нескольких поколений россиян отсутствует искусство дизайна интерьера, эволюционная связка между прошлым и новым искусством в данной сфере, из-за десятилетий коммунистического режима (13, 28,28,29). Стратегическому проекту, идущему от практиков дизайна, помогали энтузиасты из Благотворительного фонда «Kashuba-Design», Международного бюро интерьера и архитектуры «KASHUBA-DESIGN», архитектурной мастерской «СЭ» и многие другие, при поддержке Лазерной академии наук РФ, РАХ, ТСХР (2,8-10,13,28,29). «INTERIOR - FEST» проведен в двух регионах РФ: в Калуге - музейный (показ в музее, это не архивация) и Москве -тушинский (2,8-10,13,28,29). Цели и задачи фестиваля, сформулированные мною, успешно реализованы (8,28,29), а созданные и использованные мною на практике: глобальный геобренд «Росс

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком