научная статья по теме КАРАНДАШНЫЙ РИСУНОК: ОТ ОРЕСТА КИПРЕНСКОГО ДО КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА Геофизика

Текст научной статьи на тему «КАРАНДАШНЫЙ РИСУНОК: ОТ ОРЕСТА КИПРЕНСКОГО ДО КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА»

культура

Карандашный рисунок:

от ореста Кипренского до Казимира Малевича Выставка из фондов графики XVIII - начала XX века

pr@tretyakov.ru

Третьяковская галерея представляет очередную, четвертую, выставку цикла «Техники и материалы графики», которая посвящена одной из древнейших и наиболее изысканных изобразительных техник -карандашному рисунку. Богатство карандашных рисовальных техник, многоликость способов и приемов рисования раскрывают перед художником бесконечные возможности для импровизации.

Брюллов К.П. Портрет Л.К. Маковской, рожд. Моленгауэр. 1836. Бумага, графитный карандаш. 35,7 x 29,7

PENCIL DRAWING: FROM OREST KIPRENSKY TO THE CASIMIR MALEVICH

Tretyakov Gallery is the next, fourth, an exhibition from the collections of graphics XVIII - early XX century. Keywords: Tretyakov Gallery, graphics, pencil drawing, a collection of drawings by Russian artists

Экспозиция знакомит зрителя с избранными шедеврами графического собрания галереи, выполненными различными видами карандашей - графитным, угольным, итальянским, сангиной, цветными карандашами - знаменитыми мастерами рисунка - А. Орловским, О. Кипренским, А. Венециановым, К. Брюлловым, А. Ивановым, П. Федотовым, А. Саврасовым, И. Шишкиным, И. Репиным, В. Серовым, М. Врубелем, К. Сомовым, Ф. Малявиным, Б. Григорьевым, К. Малевичем.

Рисунок карандашом - начало всех изобразительных искусств. Без карандаша не обходится ни один художник. Само слово «карандаш» произошло от тюркского «кага tash» - черный камень. Способность «быстрого реагирования», портативность и мобильность дают ему преимущество перед другими техниками и инструментами.

Неразлучный спутник художника - карандаш фиксирует рождение замысла и этапы его дальнейшего формирования. В то же время рисунок существует как самостоятельный вид искусства, имеющий свой язык, свои специфические законы и свою историю.

Из широкого спектра разновидностей карандаша и способов работы им каждая эпоха выбирала наиболее созвучные ей. Классицизм ценил строгую красоту линейного рисунка, романтизм - живописность штриха и контрастные сопоставления; художники-передвижники воспринимали карандаш как «скромного труженика»; эпоха модерна возвратила самодостаточность линии и придала эстетическую ценность самому процессу рисования.

Третьяковская галерея обладает уникальным собранием рисунков русских ху-

Бруни Ф.А. Богоматерь с младенцем. 1830 - 1840. Бумага, итальянский карандаш. 60x34,8

Серов В.А. Портрет Т.П. Карсавиной. 1909 Бумага, графитный карандаш. 43 х 26,6. Лист из альбома

дожников, которое достаточно полно и разнообразно отражает развитие этого вида изобразительного искусства в России. Экспозиция, включающая более 250 произведений, позволяет поэтапно проследить этот процесс.

На выставке представлены редкие листы ХУШ века, выполненные популярными тогда, а ныне практически вышедшими из употребления, серебряным карандашом, оставляющим на бумаге слабый серебристый след, и свинцовым, который отличает темно-серый тон с легким металлическим отливом.

В первой половине XiX века у русских художников распространение получили два карандаша - итальянский и графитный. У так называемого итальянского карандаша, пришедшего к нам из Италии, - мягкий грифель, обладающий матовой бархатистостью и насыщенностью черного тона, придающими рисунку особые благородство и теплоту. Итальянский карандаш хорошо передает легкую расплывчатость очертаний и нежную дымчатость светотени. На выставке можно увидеть карандашные портреты О. Кипренского, А. Орловского, В. Тропинина, Ф. Бруни и целой плеяды мастеров этого жанра. У графитного карандаша грифель разной степени твердости и интенсивности, создающий на бумаге сероватый тон с легким отблеском. Строгие линии графитного карандаша сообщают рисунку четкость и твердость. Примеры совершенных по мастерству и разнообразных по манере рисунков графитным карандашом на выставке представляют произведения А. Саврасова, В. Серова, Б. Кустодиева, Б. Григорьева, К. Сомова.

В конце XiX века в арсенале рисовальщиков наряду с черным и графитным появляются цветные карандаши (в рисунках Л. Бакста, К. Сомова, В. Серова, М. Врубеля). Более других рисунку цветными карандашами отдал

Врубель М.А. Дерево у забора. 1904. Бумага, графитный карандаш. 24 x 30

дань Ф. Малявин, известный своими экспрессивными рисунками, на которых в буйстве цветных линий и штрихов «оживают» его знаменитые «бабы».

Разнообразие изобразительных возможностей карандашного рисунка в полной мере демонстрируется на выставке, позволяя как широкому кругу зрителей, так и знатокам и «гурманам» рисунка обогатить свое представление о рисовальных техниках и получить настоящее наслаждение от графических шедевров русского искусства. ■

Ключевые слова: третьяковская галерея, графика, рисунок карандашом, собрание рисунков русских художников

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком