научная статья по теме КАРЕЛЬСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ И КРАЕВЕДЫ СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛА XX В История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КАРЕЛЬСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ И КРАЕВЕДЫ СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛА XX В»

15 Mitteraurer M., Kagan A. Russian and Central European family structures: a comparative view // Journal of Family History. 1982. Vol. 7. P. 103-131.

16 Бессмертный ЮЛ. Указ. соч. С. 211.

17 Anderson M. Op. cit. P. 18.

18 Миронов Б.Н. Указ. соч. С. 161.

19 Хаджнал Дж. Европейский тип брачности в перспективе // Брачность, рождаемость, семья за три века. Сб. статей. М., 1979. С. 14-70.

20 Носевич В. Еще раз о Востоке и Западе: Структуры семьи и домохозяйства в истории Европы // Круг идей: Историческая информатика в информационном обществе / Труды VII конференции Ассоциации «История и компьютер». М, 2001. С. 15-38.

21 Warpula К. Eastern Finnish families on the borderland of historical family forms // The History of the Family. 2002. Vol. 7. P. 315-336; Waris E. The Extended Family in the Finnish Karelia. The Family System in Ruokalahti 17501850 // Scandinavian Journal of History. 1995. Vol. 20. P. 109-128.

22 Family Life on the Northwestern Margins, of Imperial Russia. Joensuu, 2004.

23 См.: Laslett P. Family and Household as Work Group and Kin Group: Areas of Traditional Europe Compared // Family Forms in Historical Europe. Cambridge, 1983. P. 513-564; Laslett P. Introduction: The History of the Family // Household and Family in Past Time. Cambridge, 1972. P. 28-31.

24 Подробнее см.: Tchemiakova I. Avioitumiskayttaytyminen Aunuksen, Vienan ja Tverin Karjalassa 1700-ja 1800-luvuilla (Брачное поведение в Олонецкой, Беломорской и Тверской Карелии в XVIII-XIX вв.) // Vaesto ja perhe Karjalassa. Joensuu, 2003. S. 126-132; 133-143 (на рус. яз.).

25 Село Пятницкое с округой в XVII-XIX вв. было населено карелами, вынужденно покинувшими в силу известных политических обстоятельств регион северо-западного Приладожья, захваченного Швецией, и осевшими в соответствии с расселенческой политикой, проводившейся на государственном уровне в отношении «корельских выходцев» правительствами первых Романовых, в окрестностях Бежецкого Верха. Владением помещиков Чертковых приход стал в ходе земельных раздач Екатерины II. То, что вопреки традиции, соблюдавшейся с XVII в., карельские деревни здесь, в центральной России, оказались переданными вместе с их обитателями из государственного фонда частному владельцу, видимо, объясняется чрезвычайной близостью камергера Е. А. Черткова к императрице. Как полагает В. С. Лопатин, подготовивший и издавший переписку Екатерины II и графа Е.А. Потемкина, Чертков был одним из немногих лиц, участвовавшим в церемонии их тайного бракосочетания. См.: Екатерина II и Е.А. Потемкин. Личная переписка 1769-1791. М., 1997.

26 Подробнее см.: Tcherniakova I. Avioitumiskayttaytyminen Aunuksen, Vienan ja Tverin Karjalassa... P. 136138.

27 Подробнее см.: Чернякова И.А. Панозеро и его обитатели: пять веков карельской истории // Панозе-ро: сердце Беломорской Карелии. Петрозаводск, 2003. С. 54-57

28 Подробнее см.: Чернякова И. А. Южно-карельский приход в позапрошлом веке: к проблеме самоорганизации локального крестьянского сообщества // Журнал отчетов и публикаций ИЛЛМИК. 2007. № 2(4), ISSN 1819-9399. http://illmik.petrsu.ru/2007news4/Chernyakova.html.

29 Проект выполнялся в 2005-2007 гг. (№ 05-07-97504), его результаты представлены в соответствии с требованиями в экспертный совет фонда для возможного опубликования.

© 2009 г. А. М. ПАШКОВ*

КАРЕЛЬСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ И КРАЕВЕДЫ середины XIX - начала XX века

К середине XIX в. карелы были довольно многочисленным этносом, населявшие северные губернии Европейской России. Первые более или менее достоверные сведения о численности карел были собраны и опубликованы известным ученым П.И. Кеппеном. По его данным, основанным на материалах ревизии 1835 г., общая численность карел в России составила 171 695 человек. Крупнейшие по численности группы карел распределялись так: Архангельская губ. -11 118 человек, Новгородская губ. - 27 076, Олонецкая губ. - 43 380, Тверская губ. - 84 638, С.-Петербургская губ. - 3 660, Ярославская губ. - 1 283 человека1.

По переписи 1897 г. общая численность карел в России выросла до 208 101 человека, в том числе: в Архангельской губ. - 19 517 человек, в Новгородской губ. - 9 980, в Олонецкой губ. -59 414, в Тверской губ. - 117 679, в С.-Петербургской губ. - 835 человек.

Приведенные сведения позволяют сделать вывод о том, что в середине и второй половине XIX в. карельский этнос существовал под влиянием двух тенденций. Первую из них можно обо-

* Пашков Александр Михайлович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории дореволюционной России Петрозаводского государственного университета.

8* 227

значить как подъем, выразившийся в росте численности карельского населения, а вторую как ассимиляцию, которая, впрочем, в тот период была довольно слабой.

Однако ни в одной из губерний карелы не составляли большинства населения. Так, в северных губерниях основную массу населения составляли великоросы (русские): Архангельская губ. - 294 721, Олонецкая губ. - 284 902 человека2.

На протяжении всего XIX в. в Олонецкой губ. проживала вторая по численности группа карел. По переписи 1897 г. карельское население составляло 16.3% всего населения Олонецкой губ.3 На этническое развитие карел большое воздействие оказывали близость Петербурга - столицы Российской империи и крупнейшего экономического и культурного центра, а также близость Финляндии, входившей тогда в состав России. В данной работе будет сделана попытка показать предпосылки и условия зарождения и развития карельского этнического самосознания в форме активной просветительской и краеведческой деятельности представителей карельской интеллигенции Олонецкой губ. в середине XIX - начале XX в. Предметом рассмотрения будет деятельность карельских просветителей и краеведов по изучению истории, этнографии, культуры и быта карел Олонецкой губ., их оценки состояния и перспектив развития карельского этноса и предложения по улучшению положения карел.

По социальной принадлежности большую часть карел составляли неграмотные крестьяне. В Олонецкой губ. по данным переписи 1897 г. только 877 карел проживало в городах, а остальные 58 537 человек - в сельской местности. Грамотными среди карел были только 6 182 человека (10.4% всего карельского населения)4. Поэтому научное изучение карел Олонецкой губ., начавшееся в первой черти XIX в., осуществлялось представителями других этносов. Большой вклад в изучение карел внес основатель финно-угроведения в России А.М. Шегрен, неоднократно посещавший Олонецкую губ. в ходе своей экспедиции 1824-1829 гг.5 Историю, этнографию, культуру и быт карел изучали в XIX - начале XX в. также чиновники, учителя петрозаводской гимназии, представители православного духовенства, а также русские путешественники6. В данной работе не рассматривается имевшее место уже в XIX в. активное изучение карел и других прибалтийско-финских народов Карелии финскими учеными.

Таким образом в XIX - начале XX в. карельский этнос изучали путешественники исследователи, которые сами были представителями других этносов, главным образом, русские и финны. Карелы, как преимущественно крестьянский этнос, были лишены доступа даже к начальному образованию. Вся их жизнь была посвящена борьбе за выживание себя и своих семей в суровых природно-климатических условиях. Те карелы, которые становились чиновниками или священниками, при переходе в привилегированное сословие как правило меняли и этническую идентификацию, объявляя себя русскими. Поэтому на протяжении нескольких веков единственно возможной формой хранения и передачи этнической идентичности среди карел были язык и фольклор (руны, предания и т.д.).

Ситуация стала меняться в первой половине XIX в. под влиянием успехов в развитии народного образования, в частности возникновения сети церковно-приходских школ, росла численность грамотных карел, прежде всего среди горожан. Развитие рыночных отношений способствовало усилению миграции карел, прежде всего в Петербург и Финляндию. Пребывание в крупных полиэтнических городах, таких как Петербург и Выборг, способствовало развитию у карел кругозора, стимулировало самостоятельное освоение знаний в различных сферах, обостряло этническую самоиндентификацию. Необходимо отметить и влияние на карел успехов в развитии исторической науки в России, в частности труда Н.М. Карамзина.

Под влиянием этих и других факторов в первой половине XIX в. произошло возникновение карельского исторического краеведения. Первые крестьянские краеведы вышли из среды горожан и купцов как наиболее образованных и активных представителей карельского этноса.

Первым карельским просветителем и краеведом можно считать Ивана Васильевича Кондратьева7, выходца из мещан8, по этнической принадлежности карела. В молодости, примерно с 1815 г. Кондратьев служил приказчиком на лесопильных заводах Олонецкого уезда. Оказавшись свидетелем хищнических вырубок леса олонецкими лесозаводчиками он подал в 1825 г. донесение о «злоупотреблениях» по лесной части и проект устройства в Олонецкой губ. казенных лесопильных заводов. После произведенного расследования виновные были «приданы уголовному суду», а сам Кондратьев «за такое донесение и усердие к пользе государственной двукратно» был удостоен «получением монаршего награждения деньгами по 1 тыс. руб.»9. Одним из результатов этого расследования стало начало казенных заготовок леса в Пудожском уезде. Сам же Кондратьев испортил отношения с олонецкими чиновниками. Ему пять лет не выдавали паспорта и до начала 1829 г. он не мог никуда выехать из Олонца. Но это не остановило его от подачи новых прошений. В начале 1835 г. он составил записку об осушении болот в Олонецком уезде с целью

повышения плодородия крестьянских земель. В своих расчетах И.В. Кондратьев опирался на собственный опыт: с 26 осушенных десятин Сармяжского болота он получил в первый же год 1 750 пудов сена. Этот факт стал известен в научной среде, о нем со ссылкой на известного ученого П.И. Кеппена писал статистик И.Ф. Штукенберг10. Свои опыт и предложения по осушению болот и озер Кондратьев изложил в нескольких статьях, опубликованных в «Земледел

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком