научная статья по теме КАРЛ ЯСПЕРС И ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ ЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КАРЛ ЯСПЕРС И ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ ЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ»

ХХ век

© 2015 г.

О.А. ВЛАСОВА

КАРЛ ЯСПЕРС И ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ ЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ

О Веймарской республике и ее духе историками и культурологами написано немало: есть работы и части работ, посвященные ее зарождению1, ее исследованию как базы формирования нацизма2, ее повседневности3. В истории литературы, кинематографа и массовой культуры Веймарскому периоду истории Германии отведены главы коллективных трудов и самостоятельные исследования4. Куда меньше написано о том, как Веймарская республика отражалась в жизни тех, кто по роду профессии и призвания осмыслял и описывал ее. Веймарская республика в жизни историков, социологов, теоретиков культуры, философов - это отдельная тема, прояснение которой может открыть новые грани и многое объяснить в истории этой "смутной" поры.

Не будучи специальным объектом исследования, дух Веймарской республики как явственное или едва уловимое настроение присутствует в визуальных образах на экране (в "Метрополисе" Ф. Ланга), создает атмосферу романов ("Берлин Александрплатц" А. Дёблина, "Железный Густав" Г. Фаллады) и сохраняется как живое воспоминание в полемических эссе и мемуарах ("Вчерашний мир. Воспоминания европейца" С. Цвейга, "Физика и философия" В. Гейзенберга). Один из самых подробных документов той поры - вышедшая в 1931 г. "Духовная ситуация времени" философа К. Ясперса5.

Власова Ольга Александровна - доктор философских наук, профессор Курского государственного университета.

Работа подготовлена по гранту Президента РФ по государственной поддержке научных исследований молодых российских ученых - докторов наук МД-205.2014.6. "Концептуальный анализ философии Карла Ясперса в свете биографического подхода".

1 Баев В.Г. Германское государство в межвоенный период 1919-1933 гг. в зеркале мемуарной литературы 60-80 гг. XX в. Тамбов, 2002; Космач В.А. Германия в 1918-1919 гг.: рождение республики. Витебск, 2008; Мёллер Х. Веймарская республика. Опыт одной незавершенной демократии. М., 2010; Винклер Г.А. Веймар, 1918-1933: история первой немецкой демократии. М., 2013.

2 Дорпален А. Германия на заре фашизма. М., 2008; Эванс Р. Третий рейх. Зарождение империи. М., 2010.

3 Биск И.Я. История повседневной жизни населения в Веймарской республике. Иваново, 1990.

4 Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино. М., 1977; Нечепорук Е.М., Федоров А.А., Боярский О.И., Кораллов М.М. Литература Германии (1927-1945). - История зарубежной литературы XX века: 1917-1945. М., 1984.

5 Карл Ясперс (1883-1969) - крупнейший представитель немецкого экзистенциализма. С 1921 г. - профессор философии Гейдельбергского университета, а с 1948 г. - Базельского. Основные работы: "Общая психопатология" (1913), "Психология мировоззрений" (1919), "Философия" (1932), "Духовная ситуация времени" (1931), "Вопрос о вине" (1946); "Философская логика" (1947), "Философская вера" (1948), "Истоки истории и ее цель" (1949), "Великие философы" (1957), "Куда движется ФРГ?" (1966).

В контексте других "дневников" и "зарисовок" современности эта работа превращается в летопись времени, каковой она отчасти и мыслилась автором. Приблизительно тогда или чуть позже Ясперс под влиянием Ф. Ницше приходит к необходимости взаимосвязанного учета мысли и жизни и начинает настаивать на обязательном рассмотрении свидетельств жизни и времени при обращении к творчеству "великих"6. Взятая как документ эпохи, "Духовная ситуация времени" многое говорит не столько о философии Ясперса, сколько о настроении того времени, в которое она была написана.

ВРЕМЯ ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

"Духовная ситуация времени" мало похожа на другие довоенные философские работы Ясперса. Здесь нет последовательного анализа, глубины метафизики, многоуровневой проблематики, - всего того, что отмечает его масштабные ранние книги. Эта книга - размышление в стиле послевоенных полемических работ. Здесь Ясперс не исследует, а описывает, ставит диагноз современной эпохе и современному человеку. Наиболее емко замысел этой книги объясняет высказывание Ясперса, произнесенное в отношении Ницше: "Находясь на повороте времен, он хочет вникнуть в смысл этого поворота, чтобы силой собственного мышления указать направление пути"7.

Когда мы читаем эту книгу сейчас, в начале XXI в., в историко-философском и культурологическом отношении мы видим в ней мало нового, слишком много было написано после о том же самом: франкфуртцы, экзистенциалисты, постструктуралисты - все они в унисон говорили о том, о чем говорит Ясперс. Мы слишком хорошо осведомлены об этом. Реальность, которая Ясперсу и его современникам казалась апокалиптической, для нас стала привычной обыденностью.

Книга написана в Германии конца 1920-х годов - во времена экономического и социального кризиса, поэтому в ее пессимизме нет ничего нового. Всего лишь за 25 лет немцы пережили ряд экономических встрясок. Послевоенные 1918-1923 годы принесли голод и безработицу, нищету и преступность. "Золотые" 1924-1929 годы - относительную стабильность, восстановление хозяйства, повышение социального уровня жизни. Однако "великая депрессия" 1930-1932 гг. вновь вернула экономическое и социальное неблагополучие. "Духовная ситуация времени" отражает все эти периоды, показывая озабоченность временем и чувство усталости от него; она отражает не только чувства историка и философа, но и настроения обычных людей.

1918 г. стал переломным для Германии. Она потерпела поражение в Первой мировой войне и сдерживаемая экономической блокадой со стороны союзников вынуждена была принять унизительные условия Версальского мирного договора8. Страна пережила упадок промышленности, голод, резкое увеличение смертности населения9. Немецкая экономика переживала крах. Все это привело к масштабному кризису политической системы, которая была установлена еще О. фон Бисмарком. В начале 1920-х годов Германия, как и многие другие страны, переживала период гиперинфляции: цены выросли в триллионы раз. Деньги обесценивались быстрее, чем обыватель успевал их потратить. Не удивительно, что тягостные воспоминания о минувшей проигранной войне, неуверенность в будущем, необходимость справляться с ежедневными проблемами, вызывали у Ясперса острое ощущение скоротечности и бессмысленности времени, привязанности жизни к сегодняшнему дню.

Потеря ориентиров, непонимание смысла происходящего, утрата чувства народного единства, которое совсем недавно, в военное время, было свойственно всем немцам, - болезненно воспринималось Ясперсом, как и большей частью немецкого народа. Казалось, что Германия ощущала потерянное время между двумя войнами острее дру-

6 Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. СПб., 2004.

7 Там же, с. 334.

8 Мёллер Х. Указ. соч., с. 179.

9 Космач В.А. Указ. соч., с. 5.

гих стран. Пришедшие с фронта солдаты ожесточились: они не могли адаптироваться в неустойчивой послевоенной ситуации. «Для большинства немцев... травма Первой мировой войны и особенно шок от неожиданного поражения оказались неизлечимы. Когда немцы говорили о "мирном времени" после 1918 г., подразумевался не тот период, в котором они фактически жили, а период до начала Великой войны. Германии не удалось осуществить переход от войны к миру после 1918 г.», - писал историк Р. Эванс10.

Эти умонастроения выражают и работы Ясперса. Когда Ясперс осмыслял минувшую войну, он одновременно предрекал и будущую, точно подмечая, что "если раньше угроза нашему духовному миру ощущалась лишь немногими людьми, то с начала войны этот вопрос встает едва ли не перед каждым человеком"11. Эта угроза духовному миру в утрате оснований и постоянства, в предельной погруженности в сиюминутность. "Было время, - писал Ясперс, - когда человек ощущал свой мир, как непреходящий, таким, как он существует между исчезнувшим золотым веком и предназначенным божественным концом. Его деятельность была направлена на улучшение своего положения в рамках самих по себе неизменных условий. В них он ощущал себя защищенным, единым с землей и небом. В сравнении с таким временем человек оказывается оторванным от своих корней, когда он осознает себя в исторически определенной ситуации человеческого существования. Он как будто не может более удерживать бытие"12.

Погруженность во время, зависимость от времени, главенство времени - вот главное умонастроение эпохи, о которой пишет Ясперс. Время из молчаливого фундамента становится активным игроком, оно может задавать условия жизни, может менять обстоятельства, может срывать планы или способствовать им, словом, не человек живет во времени, а время определяет жизнь человека. Эти ощущения Ясперса выражают окружающие его реалии. "Берлин во время мирового экономического кризиса 19291933 гг. - это тот же лихорадочный (похожий на американский) ритм жизни, но уже с ощущением зыбкости уходящей из-под ног почвы"13.

Мотив несвободы, событий и поворотов судьбы, с которыми нужно смириться, уже был отчетливо заметен в работе Ясперса "Психология мировоззрений". Он проступает в понятии "пограничные ситуации" - это не только ситуации, которые переворачивают мировоззрение, но и те, которые невозможно изменить14. В работе "Духовная ситуация времени" Ясперс рассматривает мир как опыт крушения мировоззрения поколения, как глобальную пограничную ситуацию: распад старой системы существования тогда, когда новая еще не построена. Эта ситуация связывается им с кризисом - государства, культуры, доверия. "Все, - пишет он, - охвачено кризисом, необозримым и непостижимым в своих причинах, кризисом, который нельзя устранить, а можно только принять как судьбу, терпеть и преодолевать"15. Человек в таком мире лишен привычного мировоззрения, ориентиров, фундамента жизни, он потерян и беспомощен. И это ощущение противоречит самой природе человека, поскольку он выделяется из животного мира, преобразуя природу и условия своей жизни, поскольку он активно действует, решает и смотрит в будущее.

Связанность человека и времени и есть определенная духовная ситуация. Духовную ситуацию настоящего стремится представить Ясперс. Это и экономическая, социальная, политическая ситуация, и ситуация познания и з

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком