научная статья по теме КАРТОШКА С КОЛЕСО! Языкознание

Текст научной статьи на тему «КАРТОШКА С КОЛЕСО!»

Картошка с колесо!

© Л. Ю. ЗОРИНА, кандидат филологических наук

Статья посвящена этикетным выражениям, которыми приветствуют людей, работающих в огороде. Материалы Словаря вологодских говоров и личные наблюдения автора являются иллюстрациями к описанию специфичных в этнокультурном отношении диалектных благопожеланий.

Ключевые слова: этикетные выражения, благопожелания, словоформа, ритмизованность, лексический повтор, синтаксический параллелизм, антитеза.

В традиционной северной деревне многие виды работ в силу их временной специфики производятся всеми жителями одновременно. В день окончания трудоемкой и важной работы, которая должна была выполняться в короткий срок, в старину устраивались докопки, доробки и прочие виды коллективной помощи и соответствующие им празднества.

Выполнение работы на огороде обычно доступно для визуального наблюдения односельчанами, поэтому работающего человека могут окликнуть, поприветствовать, пожелать ему успеха. Очень уместными оказываются шутки, прибаутки, вызывающие чувство эмоциональной разрядки. В такой ситуации, как и во множестве других подобных, используются благопожелания Бог в помощь! Бог на помочь! Помогай Бог! Божья помочь! Но существуют благопожелания специфического характера, приуроченные именно к проведению огородных работ.

При весенних посадках в Белозерском районе Вологодской области желают Садить крохами, а убирать ворохами! - что означает «большого вам урожая при минимальных затратах посевного материала».

В основе анализируемого благопожелания лежит антитеза: словоформа сади противопоставляется словоформе убирай, форма крохами (имеется в виду мелкий посевной материал) противопоставляется форме ворохами (здесь слышно пожелание высокого урожая). Идея, таким образом, заключается в противопоставлении понятий «мало» - «много».

Значение «много» выражается лексемой ворох. За счет акцентологического сдвига в одном слове в этом благопожелании рифмуются синтагмы, составляющие все выражение: сади крохами - убирай ворохами.

В такой же ситуации, т.е. при посадке какой-либо культуры, в Сям-женском районе звучит шутливое пожелание На меня, на соседа, на жадных душ! Смысл его восстанавливается при возможном развертывании этого выражения. Работающему человеку так желают большого урожая - такого, чтобы его хватило и самому работнику, и тому, кто его приветствует, и его соседу, и всякому прочему - жадному или нуждающемуся. Иными словами, этой фразой советуют: <сажай(те)> на меня, на соседа, на жадных людей! Формульность благопожелания подчеркивается использованием в нем своеобразной конструкции, где винительный падеж равен родительному (ср.: на жадные души). Упоминание в благопожелании этих «жадных душ» даже создает комический эффект. Прохожий или сосед, наблюдающий за работой, - это нормально, естественно, ибо в деревне от посторонних глаз не скроешься, а упоминание чьих-то «жадных душ» - это намек на весьма серьезные представления, бытующие в народе. «Жадные души» всегда находятся. Чтобы они не «сглазили» работника, не повредили его делу, от них нужно, как предполагается, откупиться.

Важная процедура в крестьянском огородном хозяйстве - это посадка лука. В такой ситуации зафиксировано два своеобразных благопожела-ния. Каждое из них интересно по-своему.

Лук - пук, репка - пик! В наших материалах это выражение зафиксировано как пожелание женщине при посадке лука. Деревенские жители поясняют, что оно предрекает плохой урожай: желают, чтобы зелени было много, пук, а луковица была мелкая, несформировавшаяся. В таких случаях в деревнях говорят: Лук-то в этом году - ничто (В. Устюг) [1].

Люди издревле верили, что пожелание плохого урожая может, наоборот, обеспечить хороший результат.

На смысл и мотивы анализируемого благопожелания проливают свет материалы Словаря русских народных говоров (СРНГ). Вологодское благопожелание там не фиксируется, однако есть факты, объясняющие его семантику. Так, фразеологизм в пук пойти означает, по данным СРНГ, «развить цветоносный стебель, пойти в ствол (о растениях, посевах)»: «Посевы в пук пошли - жара не страшна; Щавель в пук пошел и становится невкусным» [2. Вып. 33]. Как видим, в приведенных примерах с удовлетворением говорится о посевах зерновых культур, которые уже в пук пошли и не страшатся жары, но с сожалением - о щавеле, растения которого в пук пошли, т.е. выбросили цветоносный стебель и, израсходовав на него всю силу, загрубели и стали невкусными. Если растение лука дает цветоносный побег, то плод его, «репка», в таком случае почти не развивается: «Дудка-то какая толстушшая! Весь рост в

дудку ушел!» (Ник., Завр.); «Лук, видно, посадила мороженый, коли он в дудку ростет» (Сок.).

Форма пик современными наблюдателями может быть воспринята по-разному: пика - пик, пик - пик, пикать - пик. Но крестьяне, по-видимому, традиционно вкладывают в эту форму вполне конкретное, всем понятное содержание. Его опять же расшифровываем с помощью материалов Словаря русских народных говоров, где, по записям В.И. Чаги-шевой, дается брянский фразеологизм ни пику, ни гику в значениях «ни звука» (Нет у меня малого: ни крику, ни пику, ни гику) и - под знаком вопроса - значение «ничего» [2. Вып. 27]. С учетом этих материалов западной зоны анализируемое нами вологодское пожелание при посадке лука следует буквально воспринимать так: «пусть растение лука даст цветоносные побеги, а луковица будет плохой», т.е. пусть не будет урожая. Правомерность такого предположения подтверждается многочисленными фактами с корнем пик- и «мелкой» семантикой из Словаря русских говоров Карелии: пик «исчезновение чего-либо», пикашка -«крапинка», пикалёк «комар» и др. [3. Вып. 4].

Второе зафиксированное нами пожелание при посадке лука - Злись, дак лук-от больше нарастет! В отличие от всех предыдущих фраз это пожелание не характеризуется формульностью, ритмизованностью, каким-то эстетическим совершенством. Но сам факт его употребления свидетельствует о традиции исполнения в прошлом особого ритуала. Считалось, что «на злого человека» лук растет лучше, то есть приобретает необходимый острый вкус и доводящий до слез терпкий запах. Именно в этом и заключаются наилучшие качества самой культуры. Поэтому, когда сажают лук, соблюдая традицию, специально, нарочито сердятся, ругаются, бранятся или делают вид, что именно так и поступают. Бытует мнение, что такое поведение обеспечивает луку его главные качества.

Важной для крестьянского хозяйства является процедура посадки и уборки картофеля. Картофель для россиян, как известно, «второй хлеб». В связи с огородными работами по выращиванию картофеля зафиксированы четыре благопожелания.

Картовница с оглоблю, картошка с колесо! (В. Устюг). Картовни-ца - это стебель картофеля. Если стебель картофеля крепкий, сильный, никакими вредителями и инфекциями не поврежденный, то есть, говоря образно, «с оглоблю» (а на изготовление оглобель выбирают крепкую, достаточно толстую жердь), клубни картофеля будут крупными, почти «с колесо». Таким образом, выражаемое здесь коммуникативное намерение - это пожелание, чтобы сильным был стебель картофеля и крупными - его клубни. Приращение смысла создается посредством гиперболы. Степень преувеличения столь высока, что придает благо-пожеланию шутливый характер. Средством создания выразительности благопожелания в данном случае является также синтаксический парал-

лелизм компонентов фразеологизма и эллиптическая структура каждой его части.

Садом садить, возом возить! - благопожелание при посадке картофеля, зафиксированное в Белозерском районе. У слова сад СРНГ фиксирует значение «время посадки овощей» (Пск., Твер., Арх.): «Последний сад овощей; Сады картофельные подошли» [2. Вып. 36]. Таким образом, можно полагать, что идея зафиксированного нами благопожелания - это пожелание своевременно произвести посадку картофеля, чтобы потом, когда придет время, для перевозки большого урожая картофеля потребовались не мешки и корзины, а возы. Не исключено, впрочем, что отношения между частями этого благопожелания условные и понимать их следует так: если садом садить, то потом, собирая урожай, удастся возом возить. В оформлении благопожелания опять видим синтаксический параллелизм компонентов. Обратим также внимание на дважды использованный в благопожелании лексический повтор (садом садить, возом возить).

Яма картови! - благопожелание звучит при уборке картофеля в Тар-ногском районе. Картовь - это диалектное наименование картофеля. В СРНГ в большом гнезде слов с корнем картоф(в)ь такое благопожелание не фиксируется. Но так называют картофель на весьма широкой территории распространения вологодских говоров (Баб., Верх., Арх., Вельск.): «Много ли картови-то у ней не окуцено?» (Баб., Юрк.). Картофель - это продукт питания и для людей, и для домашних животных, его в хозяйстве требуется много. Выращенный и собранный картофель на зимнее хранение укладывают в специально оборудованные ямы: «Картов хранили в ямах, которые рыли в огороде» (Арх., Вельск., Сельм.). В благопожелании «Яма картови!» слово яма - обозначение достаточно большого количества картофеля. Подобные структуры с названием вместилища как обозначения большого количества вмещаемого продукта весьма характерны для вологодских трудовых пожеланий (ср., например, при стрижке овец Кузов шерсти; Пестерь шерсти; Короба шерсти). Картофельные ямы раскрывают только к весне, возможно, поэтому это еще и пожелание, чтобы картофель был убран своевременно и впоследствии сохранен с должным качеством.

Возами не вывозить, ношами не выносить! - «Убирала я картошку у дома. Идет Матрена и говорит: "Возами не вывозить, ношами не выносить!"» (Тотьма). В описанной ситуации благопожелание употреблено применительно к ситуации копки картофеля. В таком же значении оно употребляется и в Сямженском районе. Однако наша картотека дает примеры употребления этого выражения и в ситуации завершения полевых работ - то есть тогда, когда с убранного поля вывозятся сжатые снопы. Это нередкий случай, когда одно благопожелание употребляется в разных ситуациях, так как многие из них аккумулируют в себе универсальн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком