научная статья по теме КАЗАНСКАЯ ШКОЛА МОНГОЛОВЕДОВ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «КАЗАНСКАЯ ШКОЛА МОНГОЛОВЕДОВ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ»

КРИТИКА

И

БИБЛИОГРАФИЯ

ОБЗОР

КАЗАНСКАЯ ШКОЛА МОНГОЛОВЕДОВ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ

© 2009

В.Э. РАДНАЕВ

Казанская школа монголоведов сложилась и развивалась в первой половине XIX в. как неразрывная часть российского востоковедения, в то время сосредоточенного в двух центрах - Азиатском музее Санкт-Петербургской АН и Казанском университете. История создания этой школы и научная деятельность ее основоположников - О.М. Ковалевского, В.П. Васильева, Д. Банзарова, Г. Гомбоева, А.А. Бобровнико-ва - получили широкое освещение как в общих трудах российских авторов по развитию востоковедения и монголистики в нашей стране, так и в индивидуальных монографиях, вышедших в дореволюционное, советское и постсоветское время. Есть работы по этой теме и у зарубежных ученых.

Казанская школа монголоведов структурно базировалась в трех центрах: Первой казанской гимназии (1769-1855), Казанском университете (1807-1855) и Казанской духовной академии (18431920), в которых изучались восточные языки и словесность, история стран Востока. Монгольскую словесность начинали изучать в гимназии по расширенной программе, согласно которой гимназисты усваивали параллельные языки (для будущих монголистов обязательным был татарский, а на основе латыни - английский, немецкий и французский языки). В университете предметы соответственно усложнялись: монголисты продолжали освоение монгольской филологии и истории Монголии, изучали буддизм, философию, всеобщую историю, историю всемирной и русской литературы. По окончании университета студенты представляли диссертацию, которая по содержанию и насыщенности материала намного превышала уровень дипломных работ. В духовной академии основными предметами были догматы христианства, но слушатели изучали также буддизм или ислам.

Казанский университет по праву гордится своим славным прошлым. В нем создан и функционирует музей, экспонаты которого наглядно демонстрируют посетителям и студентам достижения этого учебного заведения на протяжении многих лет. Здесь проводятся крупные научные мероприятия, например конференция "Казанское востоковедение: традиции, современность и перспективы" (1996), "Катановские чтения" (1998), 2-й Всероссийский съезд востоковедов (1999), конференция "Мирза Казембек и отечественное востоковедение" (2000), симпозиум "200-летие со времени учреждения кафедры восточных словесностей в Казанском университете" (2007) и др.

Казанская школа монголоведов первой половины XIX в. имеет свою небольшую историографию, состоящую из ряда монографий, а также разделов и глав отдельных книг. Самым старым изданием является "Историческая записка о Первой казанской гимназии", изданная В.В. Владимировым в 1867 г. В ней автор описал создание и деятельность этого учебного заведения. Успешно окончившие гимназию имели возможность поступления в местный университет, а другие "поступали на службу в разные ведомства на должности не только учителей, но и переводчиков" [Владимиров, 1867, с. 61]. Для гимназистов-бурят преподавание монгольского языка начиналось с четвертого класса и продолжалось по седьмой класс включительно. Монгольский язык преподавали проф. А.В. Попов, затем - М.Т. Навроцкий и К.Ф. Голстунский. У гимназистов-бурят, живших в общежитии, были комнатные надзиратели - Г. Никитуев, Г. Гомбоев, которые проводили практические занятия как с гимназистами, так и со студентами университета. Будущий синолог и тибетолог В.П. Васильев жил в общежитии с гимназистами и был учеником ламы, надзирателя Г. Никитуева. В.В. Владимиров в своей записке уделил особое внимание бюджету и хозяйству гимназии, административной деятельности дирекции в целом.

I

Вслед за книгой по истории этой гимназии в 1892 г. появилась обширная монография Г.В. Знаменского - "История Казанской духовной академии за I (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.)", где он представил интересную картину жизнедеятельности академии, причем нарисовал ее в лицах слушателей и преподавателей. Автор отмечает, что главным предметом на миссионерском отделении Казанской духовной академии были патрология и основные догматы этой религии. Функционировали также противобуддийское и противомусульманское отделения, в которых критике подвергались основы буддизма и ислама [Знаменский, 1852].

Впервые биографические сведения о проф. О.М. Ковалевском и А.В. Попове появились в "Биографическом словаре профессоров и преподавателей Казанского университета (1804-1904 гг.)", составленном Н.П. Загоскиным [Загоскин, 1904].

Акад. В.В. Бартольд читал в Ленинградском государственном университете и Ленинградском институте живых восточных языков лекции по истории русского востоковедения XIX в. Лекции его были изданы отдельной книгой дважды, а затем включены в его "Сочинения". Освещая историю организации кафедры монгольского языка на философском факультете Казанского университета, он сообщал, что "попечитель Казанского учебного округа принял решение об учреждении кафедры монгольского языка и литературы в Казанском университете в 1828 г.", а учителем монгольского языка был назначен А.В. Игумнов. На основе изучения архивных источников В.В. Бартольд установил, что О.М. Ковалевский и А.А. Попов в то же время были назначены адъюнктами после сдачи экзаменов у Шмидта в Петербурге [Бартольд, т. 9, 1977, с. 453].

Историографом Казанского университета стал М.К. Корбут, издавший монографию "Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина за 125 лет (1804/05-1929/30)" [Корбут, 1930]. Многие историки по праву считают его труд основополагающим.

Казанский историк Г.Ф. Шамов был одним из зачинателей изучения становления русского монголоведения. Его диссертация "Роль востоковедов Казанского университета в изучении Монголии и Китая (I половина XIX века)" содержит огромный и весьма разнообразный документальный материал по истории образования восточного разряда на философском факультете Казанского университета. Ученый впервые затронул наиболее важные аспекты организации восточного разряда, коснувшись также общих вопросов семантики самоорганизующихся систем [Шамов, 1956]. Изучив труды бурятских, московских, ленинградских монголоведов, основательно исследовав архивы Казани, Ленинграда по монголоведению, Г.Ф. Шамов написал монографию "Профессор О.М. Ковалевский. Очерк жизни и научной деятельности" [Шамов, 1983]. Книга была отрецензирована Д.Б. Улымжие-вым и В.Л. Успенским, в целом высоко оценившими труд Г.Ф. Шамова.

История русского монголоведения освещается также в общих трудах по российскому востоковедению. Группой востоковедов была издана монография "История отечественного востоковедения с XVIII в. по 1917 г." в 2-х книгах, которая ныне является наиболее полной в освещении становления и развития российского востоковедения, определившая его место и роль в мировой науке о Востоке. В первой книге под заглавием "История отечественного востоковедения до середины XIX века" в главе 3 есть параграф о казанском центре востоковедения [Мазитова, 1990], где показаны роль и место монголоведения в этом центре, а в главе 6 - параграф, где даны оценка и общая картина развития монголоведения этого периода [Сазыкин, 1990].

Кроме историков востоковедения из центра историей русского монголоведения в России в первой половине XIX в. занимались и периферийные ученые. Так, Д.Б. Улымжиев опубликовал серию статей о казанских монголоведах XIX в., которые вошли в книгу "Страницы отечественного монголоведения", состоящую из семи очерков о жизни и деятельности О.М. Ковалевского и А.В. Попова, их учеников Д. Банзарова и А.А. Бобровникова, чьи научные труды вошли в основной фонд монгольского языкознания того времени [Улымжиев, 1994]. В этих историко-научных и биографических эссе о монголоведах показано состояние русского монголоведения в Казани той эпохи в целом, без дифференциации на научные дисциплины. В рецензии на нее В.И. Рассадина говорится: "Книга Д.Б. Улымжиева представляет собой весьма ценное и своевременное исследование, актуальность которого ныне очень велика в связи с возрастанием интереса народа к своей истории и культуре, к истории науки своего Отечества. Она пробуждает у читателя добрые чувства к давно ушедшим людям, гигантам науки и знания, рождает законную гордость, что мы являемся потомками этих людей и продолжаем начатые ими дела. Книга учит молодежь никогда не забывать своих славных предков, своих сказителей и певцов, летописцев и ученых, хранителей фольклора, создающих и составляющих бессмертную славу народа" [Рассадин, 1995, с. 3].

Ряд ученых Казанского университета в советское и постсоветское время опубликовали работы общего характера. Так, Р.М. Валеев в 1998 г. издал монографию "Казанское востоковедение: истоки

и развитие (XIX в. - 20-е гг. ХХ века)", охватывающую почти полтора века, включив в это исследование очерк о развитии татарской филологии. В главе "Казанский центр востоковедения в первой половине - середине XIX в." освещается история становления и развития востоковедных дисциплин в Казани, подняты проблемы изучения Монголии, Китая и других стран [Валеев, 1998]. Как отмечает автор, после перевода восточного разряда Казанского университета в Петербургский университет в 1855 г. здесь было сохранено изучение тюркских языков в знак уважения местных традиций и национальной среды. К сожалению, научная литература о казанском периоде монголоведения, появляющаяся в Улан-Удэ, Элисте, Улан-Баторе, автором учтена слабо, ей не даны критические оценки.

Монография В.Д. Дугарова "Взаимоотношения России и Монголии в XVII-XIX веках" тематически близка обобщающему труду Р.М. Валеева. Вторая глава монографии включает такие разделы, как "Формирование основ российского монголоведения: конец XVII-XVIII вв.","Роль иностранных ученых в развитии монголоведных исследований", "Российское монголоведение в I половине XIX в.: казанский период", "Значение трудов исследователей Восточно-Сибирского региона в развитии монголоведения в России". Все эти аспекты русского монголоведения В.Д. Дугаров затрагивает на широком фоне прошлого и современного состояния монголоведения, уделяя особое в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком