научная статья по теме КЕРАМИЧЕСКИЙ "РИТОН" С ГОРОДИЩА САМОСДЕЛКА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КЕРАМИЧЕСКИЙ "РИТОН" С ГОРОДИЩА САМОСДЕЛКА»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2011, № 2, с. 149-155

КЕРАМИЧЕСКИЙ "РИТОН" С ГОРОДИЩА САМОСДЕЛКА

© 2011 г. Э.Д. Зиливинская

Институт этнологии и антропологии РАН, Москва (eziliv@mail.ru)

Ключевые слова: Нижняя Волга, средневековье, городище Самосделка, культовый керамический сосуд, подражание ритону, хорезмийский импорт.

The Samosdelka habitation site in the Astrakhan oblast is the only large settlement from the Khazar and Pre-Mongolian time in the Lower Volga discovered so far. It had always been a major center of pottery manufacture. The site yielded an unusual spheroconical vessel with a wide throat, a spout, a handle and zoomorphic appliqué decorations on the body. The vessel is indubitably a ceramic rhyton which has analogies in Central Asia and Iran.

Городище Самосделка, расположенное в Астраханской обл. в самом центре дельты Волги, - единственное известное в настоящее время крупное поселение хазарского и домонгольского периодов в низовьях Волги (Зиливинская и др., 2006). С 2000 г. здесь ведутся широкомасштабные исследования1, которые позволили выделить среди населения городища две этнические составляющие - болгар и огузов, переселившихся, вероятнее всего, с низовьев Сырдарьи. Во все времена Самосдельское городище являлось крупным центром керамического производства. Поражает не только обилие керамики, но и разнообразие форм сосудов и их декоративного оформления. Один такой уникальный сосуд был передан сотрудникам экспедиции местными жителями в 2001 г. (рис. 1). Сосуд красноглиняный, гончарный, хорошего обжига. Толщина стенок достигает 1-1.2 см. Поверхность его покрыта более светлым розоватым ангобом. Сосуд имеет сфероконическое тулово высотой 12.2 см. Максимальный диаметр находится в верхней трети тулова и составляет 7.5 см, нижний конец заострен. Сосуд имеет широкое (5.6 см в месте прикрепления к тулову), конически расширяющееся кверху горло. В месте прикрепления тулова к горлу сделан полукруглый в сечении валик шириной 0.5-0.6 см, венчик отбит. Сохранившаяся высота горла - 4 см.

В месте наибольшего расширения на тулове с одной стороны виден след от отбитой ручки круглого сечения (диаметр 3 см). С противоположной стороны находился носик, который также отбит. Диаметр его в месте прикрепления - 3 см, диаметр отверстия - 1.5. На боках сосуда, между ручкой и

1 Исследования велись в рамках "Хазарского проекта" при поддержке Российского Еврейского Конгресса.

носиком были сделаны налепы в виде рогов и ушей козы или сайги. С одной стороны рог сохранился полностью, а ухо частично отбито. С другой - на-леп утрачен полностью, но сохранился его след на ангобированной поверхности. От ручки, носика и зооморфных налепов к заостренному дну сосуда 5-зубцовой гребенкой прочерчены вертикальные, слегка волнистые линии. На горле также гребенчатым штампом нанесен орнамент в виде зигзагообразной линии. От вершин треугольников отходят вверх вертикальные линии, нанесенные штампом.

По совокупности признаков этот сосуд можно атрибутировать как ритон. Для обоснования этого утверждения необходимо хотя бы кратко рассмотреть, какие сосуды относятся к этой категории. Под ритоном обычно понимают сосуд в форме рога, украшенный скульптурным завершением и имеющий в нижней части сливное отверстие. Скульптурное оформление в большинстве случаев представлено головой или протомой животного, но может быть и иным - в виде изображения головы (фигуры) человека, фантастических существ, сцен из мифологии или разнообразных орнаментов. Наиболее ранние сосуды такой формы изготавливались из натуральных рогов. Исследователи считают, что рога животных, таких как горные козлы, архары, туры, быки использовались в качестве сосудов для заполнения жидкостью в глубокой древности (Рыбаков, 1949. С. 43; Массон, Пугаченкова, 1959. С. 67).

Сосуды в виде рогов достоверно прослеживаются с III-II тыс. до н.э. (Svoboda, Concev, 1956. S. 42, 106; Маразов, 1978. С. 9, 10). Н. Манассеро приводит наиболее раннее (IV тыс. до н.э.) изображение неолитической "Венеры из Лосселя" (Дордонь, Франция) с сосудом в виде рога в руках, а также

1

2

Рис. 1. Ритон Самосдельского городища (рисунок и фото).

многочисленные примеры существования подобных сосудов в энеолите и бронзовом веке на огромной территории, включающей Ближний и Средний Восток, бассейн Эгейского моря и Балканы (Мапаззего, 2008. Р. 11-14). Вопрос о происхождении ритонов решался в литературе различно. К. Вулли и Ф. Биссинг считали их родиной Малую Азию, А. Адриани - Египет, М. Ростовцев и Б. Свобода видели ее в области Иранского плоскогорья, также существовало мнение об индийском происхождении этого типа сосудов (Тревер, 1940. С. 107; Максимова, 1956. С. 218; БуоЪоёа, Сопсеу, 1956. Б. 47-55, 61, 107, 110). Однако некоторые исследователи полагают, что прародину сосудов из рога нельзя искать в одном месте, так как идея использования их могла возникнуть везде, где человек занимался охотой и скотоводством (Тревер, 1940. С. 108; Максимова, 1956. С. 218; Маразов, 1978. С. 6). Впоследствии ритоны начинают делать из металлов (в том числе драгоценных), придавая им богатое оформление. Керамические ритоны, скорее всего, возникают в качестве дешевой имитации металлических сосудов. Использование других материалов приводит к тому, что формы ритонов становятся достаточно разнообразными, но сохраняется некоторый намек на форму или фактуру рога.

Большинство исследователей согласны, что изначально ритоны использовались как культовые сосуды, хотя сущность этих культов не всегда поддается точному определению. Существует гипотеза, что изображения различных животных на ритонах являются реминисценцией тотема рода или племени, а также могут служить оберегами (Массон, Пугаченкова, 1959. С. 68). Более того, считалось, что сама форма рога предохраняет от действия яда (Тревер, 1940. С. 105). По мнению некоторых исследователей, возлияния вина и других напитков из зооморфных сосудов представляют собой "окультуренную" форму жертвоприношения животного (Антонова, 1986. С. 50; МеНЫап-СЫгуаш, 1991. Р. 101). Керамические ритоны, найденные в культовом центре Древнего Хорезма Калалы-гыр 2 (середина IV - начало II в. до н.э.), использовались в различных ритуалах, связанных с календарным циклом и культом плодородия (Калалы-гыр 2, 2004. С. 213-237). В эллинистическую эпоху рито-ны были связаны с дионисийским культом, о чем свидетельствуют украшающие их скульптурные образы (Тревер, 1940. С. 106, 107; БуоЪоёа, Сопсеу, 1956. Б. 65-69, 111; Трейнер, 2005. С. 22, 23).

Несмотря на наличие обширной литературы, посвященной ритонам, в определении этой категории

сосудов существуют значительные разночтения. При дефиниции ритона исследователи ссылаются на античных авторов Афинея и Дорофея Сидонско-го, которые описывают их как сосуды в форме рога, имеющие внизу отверстие. Через него вытекает тонкая струя вина, которую ловят ртом или наливают в чаши, что также часто можно наблюдать на изображениях античного времени. На основании этих источников Б. Свобода основополагающим признаком считает форму рога, а И. Маразов, напротив, большее значение придает наличию сливного отверстия в нижней части сосуда (Svoboda, Concev, 1956. S. 41, 42, 106-108; Маразов, 1978. С. 5, 6). Собственно, само слово qutov в греческом является производным от глагола фею, означающего "течь, струиться, сочиться" (Frisk, 1973-1979; Chantraine, 1999, s.v. фею). Сосуды в виде рога без сливного отверстия греки называли словом Kspaq, т.е. "рог" (Тревер, 1940. С. 108; Маразов, 1978. С. 5; Manassero, 2008. P. 3).

Часто при определении ритона на первый план выступает зооморфное оформление, т.е. наличие головы или протомы животного в нижней части. Некоторые исследователи объединяют все зооморфные сосуды в одну группу, причем если К. Тухельт корректно называет их "сосудами в форме животных" (Tiergefässe), выделяя среди них ритоны, снабженные сливным отверстием, Р. Гиршман относит все зооморфные сосуды к категории ритонов (Tuchelt, 1962; Ghirshman, 1962; 1963). В результате, как отмечает Н. Манассеро, сегодня под определением "ритон" обычно понимается какой бы то ни было сосуд, представляющий пластическое изображение животного или его анатомической части на более или менее протяженном тулове и предпочтительно, но не обязательно снабженный отверстием стока (Manassero, 2008. P. 4).

Форма сосудов, называемых в литературе ри-тонами, также весьма разнообразна. Кроме уже упомянутых ритонов в виде рогов с отверстием в нижней части, к ним относят сосуды в виде тела животного с двумя отверстиями для наливания и выливания жидкости. Такие сосуды известны в различных регионах с III тыс. до н.э., родиной их считается Месопотамия (Svoboda, Concev, 1956. S. 22-28, 103; Маразов, 1978. С. 9; Manassero, 2008. P. 14, 15). В III-II тыс. до н.э. в двух центрах - на Крите и в Анатолии - появляются сосуды в виде голов животных, которые часто имеют отверстие слива (Svoboda, Concev, 1956. S. 30-33, 104-107; Маразов, 1978. С. 9, 10; Manassero, 2008. P. 8-11). В Передней Азии происходит соединение сосудов в виде голов и в виде рогов. В начале I тыс. до н.э. такие сосуды получают широкое распространение

в Иране, где происходит их дальнейшее развитие в двух направлениях. В одном случае - это сосуды в виде сильно расширенного рога, сливное отверстие которого оформлено небольшой по размеру головой животного. В другом - головы животного сильно расширяются, рог теряет изгиб и сокращается в длину. Сливное отверстие, главный определяющий признак ритона, исчезает, и сосуды превращаются в кубки в виде голов (Маразов, 1978. С. 10, 11). Тем не менее, такие кубки также часто называют рито-нами и даже выделяют в отдельный тип (Svoboda, Concev, 1956. S. 36-38, 105).

Кроме этих основных форм к ритонам относят яйцевидные сосуды с ножкой, горлом и скульптурным оформлением, известные еще в Минойской культуре (Svoboda, Concev, 1956. S. 29, 30, 103). Близки к ним по форме амфоровидные ритоны, происходящие от амфор, в нижней части которых делается одно или два сливных отверстия, а одна или две ручки украшаются фигурами реальных или фантастических живо

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком