научная статья по теме КЕЙР ГАРДИ - ПЕРВЫЙ ЛИДЕР БРИТАНСКИХ ЛЕЙБОРИСТОВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КЕЙР ГАРДИ - ПЕРВЫЙ ЛИДЕР БРИТАНСКИХ ЛЕЙБОРИСТОВ»

© 2009 г.

Е.А. СУСЛОПАРОВА

КЕЙР ГАРДИ - ПЕРВЫЙ ЛИДЕР БРИТАНСКИХ ЛЕЙБОРИСТОВ

За более чем 100-летнюю историю лейбористская партия Великобритании сменила почти два десятка лидеров. Не будет преувеличением сказать, что каждая эпоха рождала своего руководителя, воплощавшего в себе как сильные, так и слабые стороны партии на определенном этапе ее развития. Например, осторожный Р. Макдональд, мастер политического маневра, сумевший интегрировать лейбористов в британскую двухпартийную систему в 20-е годы ХХ в.; безупречный К. Эттли, возглавивший послевоенное лейбористское правительство 1945 г, заложившее в Великобритании основу "государства благосостояния"; в конце 50-х - начале 60-х годов "боец" Х. Гейтскелл, прошедший с лейбористами, как это принято говорить, "через пустыню" и запомнившийся отчаянными попытками выйти за рамки "коллективистского социализма". Нельзя не вспомнить весьма удачливого на выборах Г. Вильсона, почти заставившего соотечественников поверить в безграничные возможности научно-технической революции. Вот лишь некоторые имена. Завершающим аккордом на сегодняшний день явилось поколение "новых лейбористов", приложившее немало усилий, чтобы реформировать партию на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Каждый лидер олицетворял свое время.

Фигура первого лейбористского руководителя К. Гарди на этом фоне выглядит, пожалуй, наиболее загадочной. Во-первых, Гарди оказался у руля партии в начале ХХ в., в непростые годы, когда лейбористы делали лишь первые шаги в поисках своей самоидентичности. Во-вторых, в силу своеобразия личности: противники и политические оппоненты видели в нем, порой, чуть ли не бунтовщика, непредсказуемого и неукротимого, со всей силой готового обрушиться на устои старой доброй Англии. Почитатели, напротив, питали к нему безграничное уважение как к человеку, на заре лейбористской истории заложившему основу независимого рабочего представительства, вдохнувшему жизнь в партию, которой было суждено пережить и его, и несколько поколений его последователей.

Более того, без преувеличения можно сказать, что чем мощнее становились лейбористы на протяжении ХХ в., тем больший вес обретала фигура Гарди, постепенно превращаясь в некий мифический образ "отца основателя". Как писал лейбористский историк Дж. Коул, даже те, кто ругал Гарди при жизни, после его смерти присоединились к общей череде восхвалений1. Интересно и то, что на фоне внутрипартийных политических баталий, разворачивавшихся в лейбористских рядах на протяжении последующих десятилетий, Гарди оставался "точкой отсчета", неким символом, перед которым безоговорочно снимали шляпу как правые, так и левые социалисты. По справедливому замечанию известного британского исследователя К. Моргана, одна лишь фраза "если бы Гарди был жив", уже была надежной гарантией восстановления единства и согласия на партийной конференции2.

Суслопарова Елена Алексеевна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

1 Cole G.D.H. James Keir Hardie. London, 1941, p. 34.

2 Morgan K.O. Keir Hardie, Radical and Socialist. London, 1975, p. 1.

Принято считать, что Гарди был первым настоящим рабочим депутатом в английском парламенте, который вел себя соответственным образом и сумел без ложного лицемерия не только озвучить требования и выразить протест неимущих в стенах, не привыкших к подобным выступлениям, но и явиться на заседания в вызывающем головном уборе - кепке! Однако типичным рабочим человеком Гарди в действительности никогда не был, и этот образ слишком схематичен, чтобы воспринимать его всерьез.

Возможно, встречающееся на страницах британской историографии утверждение, будто Гарди вообще был аутсайдером в лейбористском движении выглядит слишком резким и несправедливым3. Тем не менее, определенная доля истины в этом присутствует. Гарди был необычен, противоречив, умел эпатировать публику, и, не исключено, что получал от этого определенное удовольствие. Спустя более века в рассказе об этом человеке все сложнее отделить миф от реальности. Жизнь Гарди, в том числе и загробная, окутана легендами. Одна из наиболее символичных состоит в том, что через 30 лет после смерти (в 1945 г.) во время спиритуалистического сеанса (!) он явился своим последователям и благословил третье лейбористское правительство Эттли4. Мораль такова, что поколение 40-х годов по-прежнему нуждалось в его одобрении.

Не удивительно, что личность Гарди неоднократно привлекала внимание многих исследователей. Среди основных публикаций можно назвать работы У. Стюарта, Г. Файфа, Дж. Коула, Э. Хьюза, Дж. Кокберна, Я. Маклина, наиболее интересную, с моей точки зрения, биографию К. Моргана, публикации Ф. Рейда и других авторов5. Из отечественных историков, обращавшихся к деятельности К. Гарди, необходимо выделить в первую очередь В.Н. Виноградова6. Однако фигура первого лейбористского лидера поистине необъятна, что оставляет значительный резерв и для новых исследований.

Что же в реальности представлял собой этот политический деятель, в чем заключались его сильные и слабые стороны, насколько его личность и взгляды предопределили будущее лейборизма? На эти вопросы предполагается дать ответ на страницах данного очерка.

РАННИЕ ГОДЫ

Сам Гарди свое детство и молодость называл не иначе как унылыми, подчеркивая, что так никогда и не почувствовал, что значит быть ребенком7. Он появился на свет 15 августа 1856 г. в местечке Легбрэннок на западе Шотландии и с детства познал лишения и нищету. Будучи незаконнорожденным, даже ставшую известной фамилию он обрел лишь спустя несколько лет, когда мать в 1859 г. вышла замуж за корабельного плотника Д. Гарди. В возрасте восьми лет Кейр уже был вынужден зарабатывать на жизнь, а в 10 лет первый раз спустился в шахту. Именно там ему в полной мере открылась вся неприглядная сторона жизни труженика, связанная с тяжелой и опасной работой под землей.

Однако уже в юные годы в характере Гарди, его мировоззрении было нечто, не вполне вписывавшееся в стереотип простого шотландского углекопа. Он был весьма честолюбив и, что гораздо важнее, обладал ярко выраженным стремлением к самообразованию. Будучи шахтером, Гарди посещал вечернюю школу, где обучился грамоте.

3 Morgan K.O. Labour People, Leaders and Lieutenants, Hardie to Kinnock. Oxford, 1987, p. 24.

4 Ibid., p. 27.

5 Stewart W. J. Keir Hardie. A Biography. London, 1921; Fyfe H. Keir Hardie. London, 1935; Hughes E. Keir Hardie. A Pictorial Biography. London, 1950; Cockburn J. The Hungry Heart. A Romantic Biography of James Keir Hardie. London, 1956; Mclean I. Keir Hardie. London, 1975; ReidF. Keir Hardie. The Making of a Socialist. London, 1978.

6 Виноградов В.Н. У истоков лейбористской партии (1889-1900). М., 1965; его же. Закат К. Гарди и возвышение Р. Макдональда. - Новая и новейшая история, 1972, № 5.

7 Labour Leader, 1906, v. 3, № 14, p. 217.

В литературе его внимание привлекал прежде всего исторический жанр. Гарди читал биографии известных деятелей прошлого, увлекался Т. Карлейлем, шотландскими легендами и поэзией, стал почитателем своего знаменитого соотечественника Р. Бернса. Ему импонировал романтический индивидуализм. Много позже Гарди признавался, что в плане становления личности обязан этому поэту более чем кому бы то ни было, так как "он придал форму и наполнил содержанием мое незрелое мышление"8.

Интересно, что сугубо политическая и экономическая литература в эти годы не вызывала у Гарди особого интереса. Впрочем, несомненное влияние на его мировоззрение оказал известный английский писатель и теоретик искусства, идеолог прерафаэлитов Дж. Раскин9. Романтический протест против буржуазной действительности, ценностей современного промышленного мира, его эгоизма и бездушия привлекали молодого Гарди.

Другая важнейшая сторона жизни, без которой невозможно представить формирование его личности - это христианская этика. Одно время Гарди увлекался доктриной евангелической церкви10. Однако в целом его сложно было причислить к сторонникам какого-то определенного религиозного течения. Именно эти юношеские увлечения и христианская вера объясняют, почему Гарди в дальнейшем будет привлекать в социализме, прежде всего, нравственная идея, понятия справедливости, братства, этические ценности.

С конца 70-х годов XIX в., живя в Шотландии, Гарди приобщился к тред-юнионистской работе. Он стал одним из активистов профсоюза шахтеров в Ланаркшире под началом А. Макдональда. Ситуация на шахтах в то время была плачевной. На фоне экономической депрессии заработная плата рабочих неизменно сокращалась. В результате в 1879-1881 гг. по региону прокатилась волна достаточно крупных забастовок с участием Гарди. Эта череда драматических событий явилась своего рода рубежом в его биографии. Гарди выгнали с шахты в Гамильтоне, что означало конец шахтерской карьеры. Работодатели не желали больше видеть его на рудниках. В итоге, с одной стороны, всего за несколько лет будущий лейбористский лидер обрел репутацию упорного и пламенного борца за интересы рабочих. С другой, как писал К. Морган, в глазах широкой публики он предстал скорее непрактичным, импульсивным бунтовщиком11. В любом случае в 26 лет рабочий путь Гарди - закончился навсегда.

Началась карьера Гарди - журналиста. Ему удалось получить работу репортера в местной либеральной газете "Камнок ньюс", а затем в еженедельнике "Эрдроссен энд солткоатс геральд". С 1884 г. он довольно часто выступал на митингах либеральной партии. Тем не менее, на рубеже 1886-1887 гг. мировоззрение Гарди претерпело определенную трансформацию, на что обращают внимание его биографы. Ф. Рейд, в частности, связывает это с совпавшей по времени одной из крупнейших за всю историю графства стачкой в Ланаркшире, в ходе которой активно использовалась полиция, а также проводились аресты. С его точки зрения, эти события произвели на Гарди очень сильное впечатление12. Так или иначе в его заметках и выступлениях все отчетливее начинают звучать более радикальные требования. Гарди уходи

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком