научная статья по теме КИБЕРНЕТИКА ЖИВЫХ СИСТЕМ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «КИБЕРНЕТИКА ЖИВЫХ СИСТЕМ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ»

Философские науки Социальная философия

Коломейцев А.Е., кандидат философских наук, доцент Московского института открытого образования

КИБЕРНЕТИКА жИВЬ1Х СИСТЕМ: ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА

НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ

«Народонаселение (население), непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей, живущих на Земле в целом или в пределах какой-либо её части (стране, группе стран и т.п.). Ориентировочно к концу эпохи палеолита численность народонаселения достигала 3 млн. человек, к концу неолита - 50 млн. человек, в начале нашей эры на Земле было уже 230 млн. человек, к концу 1-го тысячелетия н.э. - 275 млн. человек, в 1900 - 1,6 млрд. человек, ныне народонаселение мира достигло 6 млрд. человек. Крупнейшие по численности народонаселения страны: КНР - 1179, Индия - 897, США - 258, Индонезия -188, Бразилия - 156, Россия - 148 млн. человек. В 80-х гг. народонаселение мира ежегодно увеличивалось примерно на 80 млн. человек»1.

«Население - народонаселение, совокупность жителей какой-либо территории (земного шара, страны, области, города и т.д.).

В демографии население рассматривается как совокупность людей, самовоспроизводящаяся в процессе смены поколений. Способность к самовоспроизводству - главное качество, выделяющее население как подсистему в системе «общество» и отличающее его от других совокупностей людей, например, таких, как производственный коллектив, жильцы дома и т.п. Население составляет физическую основу общества, воспроизводство населения - физическую основу воспроизводства общества, общественных отношений.

В реальной жизни население и общество составляют единство; выделение населения из системы «общество» возможно лишь в научной абстракции. Характер и степень воспроизводства населения, изменение его численности, половозрастной и брачно-семейной структуры, с одной стороны, обусловлены историческим развитием общества, всей системы общественных отношений, а с другой стороны, оказывают влияние на ход общественного развития»2.

«Мальтус (Ма1Шш) Томас Роберт (17 февраля 1766, Рокери, Сэррей - 29 декабря 1834, Бат, Сомерсетшир) - английский экономист, теоретик народонаселения. Окончил Колледж Иисуса в Кембридже (1788), приходской священник, с 1805 профессор истории и политической экономии в Колледже Ост-Индской торговой компании в Хэртфорде, Хэйлсбери.

Современники отмечали широту интересов Мальтуса в разных областях научных исследований, но особо подчёркивался его вклад в «политическую философию» (в которую включались его исследования народонаселения, ренты, прибыли; его разработки терминологии и нормативов политической экономии; его изучение «влияния реформации и революций» на нравы, мораль и религию, определяющие «характер нации» и т.д.). Научное и философское мировоззрение Мальтса складывалось на основе самобытных английских традиций духовного рационализма 17-18 вв. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Мандевиль и др.), получивших массовое распространение в образованных общественных кругах. Сам Мальтус отмечал, что идеи великих

1 Российская социологическая энциклопедия. - М., 1999. - С. 309-310.

2 Российская социологическая энциклопедия. - М., 1999. - С. 309-310.

философов утвердились в обществе благодаря широкому распространению книгопечатания, политических памфлетов, хроники парламентских и др. политических дискуссий, особенно усилившихся в последние десятилетия 18 в. в связи с общественно-политическими переменами в Северной Америке и во Франции. Социальные утопии, идеи политического и общественного переустройства человеческого общества в будущем, акцентирование внимания на проблемах «прав человека», «достижения всеобщего благоденствия», научного и общественного прогресса - вся основная литература по этим темам была добросовестно и критично проанализирована им. Свои оценки современных ему социальных и политических проблем Мальтус соотносил с трудами Д. Юма, А. Смита (особенно в области разработки учения физиократов), Э. Бёрка (идеи, идеалы и практика раннего этапа Французской революции). Полностью в духе установок 18 в. Мальтус считал, что все поддающиеся систематизации общественные явления основаны на природных естественных законах.

Для обоснования «закона народонаселения» (в дальнейшем буквально слившимся с его личностью как в критических, так и апологетических трудах о нём) Мальтус использовал статистические данные и выводы своих предшественников в этой области исследований: Р. Уоллеса (картина упадка процветающего утопического общества под воздействием по-пуляционных перемен), сэра Дж. Стюарта, Дж. Таунсенда и др. Однако суть, направленность и цель первой анонимной публикации Мальтуса («Эссе о законе народонаселения, как он воздействует на будущее усовершенствование общества. С замечаниями соображениям м-ра Годвина, м-е Кондорсе и других писателей», Лондон, 1798) глубже и серьёзнее, чем это обозначено в заглавии. Мальтус выдвинул два постулата: пища (шире: средства жизнеобеспечения) необходима человеку; 2) взаимное тяготение полов друг к другу - неизбежно и не ослабевает на протяжении всего существования человечества (в последнем, на неопределённых основаниях сомневался Годвин). Рост средств жизнеобеспечения (продукции аграрного производства) происходит медленнее (первоначально Мальтус соотносил рост средств жизнеобеспечения и увеличение объёма популяции так, что первое возрастает в арифметической прогрессии, тогда как второе - в геометрической; позднее он отошёл от этого жёсткого утверждения), чем расширенное воспроизводство населения. До начала регулярных переписей народонаселения в западном мире в 19 в. это не представлялось самоочевидным. Многие правительства продолжали поощрять рост народонаселения. Утописты же думали, что проблема гиперпопуляции станет актуальной лишь через тысячелетия. Мальтус связал с этими динамическими диспропорциями неизбежность существования нищеты, её усиливающееся разлагающее давление на жизнь и культуру народных масс (рост благосостояния государства вовсе не был прямо пропорционален повышению благосостояния каждого его жителя). Лишь ликвидация относительной перенаселённости (этот термин Мальтус не использовал, но суть явления уловил и описал) в каждом государстве, в каждом географическом ареале, могла бы прервать воспроизводство нищеты. Он впервые исследовал на теоретическом, методологическом и практическом уровнях вопрос о формах (разрушительные, т.е. действия стихийных природных процессов и эпидемий; предупредительные, т.е. этнокультурные мероприятия по ограничению рождаемости) и средствах (сознательное воздержание) оптимизации рождаемости. Работы Мальтуса позволяют говорить о нём как о предшественнике таких научных дисциплин, как этнология, экология, география человека, популяционная статистика, социология. Соответствующие новые данные включались Мальтусом в расширенные переиздания своего основного труда в 1803, 1806, 1807, 1817, 1826: «Эссе о законе народонаселения; или разбор его прежнего и нынешнего воздействия на человеческое счастье; с исследованием наших соображений о будущем устранении или смягчении зол, которые ему сопутствуют».

В области политической экономии Мальтус также проявил себя оригинальным мыслителем, указывая, что эта «наука обнаруживает большую близость к наукам о морали и политике, чем к математике». Его труд «Принципы политической экономии» (1820) подвергся разрушительной критике современниками (Д. Рикардо), но в 20 в. он по достоинству оценён Дж.М. Кейнсом, который включил Мальтуса в число самых выдающихся интеллектуальных представителей английского народа. Высоко ценили труды Мальтуса Дж. Милль и Дж.С. Милль, Ч. Дарвин, А. Уоллес и др. Плагиатором, эпигоном, «попом», продажным служителем высших классов, человеконенавистником ославлен Мальтус в марксистской литературе. [Слава марксистской литературе!]. «Абстрактный закон населения, - пишет К. Маркс, -существует только для растений и животных, пока в эту область исторически не вторгся человек». [Ну и слава богу ~ что вторгся: жить всем стало ~ исторически веселее]»3.

«Мальтузианство, - как его рассматривает ортодоксальный марксизм-ленинизм, - это антинаучная и реакционная теория, выдвинутая английским попом Мальтусом (1766-1834), ярым противником трудящихся. В своём сочинении «Опыт о законе народонаселения» (1798) Мальтус утверждал, что, в то время как средства существования увеличиваются в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4, 5 и т.д.), рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии (1, 2, 4, 8, 16 и т.д.). Разрыв между численностью населения и количеством производимых средств потребления Мальтус объявил естественным и вечным законом; смягчить его действие возможно лишь путём ликвидации перенаселения, т.е. путём осуждения трудящихся на голодную смерть и безбрачие. Мальтузианцы, следовательно, считают, что не капитализм, эксплуататоры, а трудящиеся сами (ввиду их многочисленности) являются виновниками своих бедствий, голода и нищеты. Выводы Мальтуса, писал Маркс, «построены в интересах господствующих классов вообще и реакционных элементов этих господствующих классов в особенности; иными словами, ради этих интересов он подделывает науку. Интересы же эти не считаются ни с чем, раз дело касается угнетённых классов» («Теории прибавочной стоимости», т. 2, ч. 1, 208). Маркс доказал, что «перенаселение» вовсе не является вечным и неизменным законом природы, но исключительно историческим законом капиталистического способа производства. В России точки зрения Мальтуса придерживались Струве, Булгаков и др. Ленин доказал, что «перенаселение в земледельческой России объясняется господством капитала, а не отсутствием соответствия между размножением и средствами существования населения» (т. 1, с. 458).

Современная буржуазная философия возрождает мальтузианские теории, используя их в качестве орудия борьбы против трудящихся и в интересах империалистической экспансии. Англо-американские лжесоциологи (Фохт и др.) откровенно выступают с теориями искусственного сокращения населения, т.е. истребления «избытка» трудящегося населения, заявляя, что в этом заключается источник преодоления

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком