научная статья по теме КИБЕРНЕТИКА ЖИВЫХ СИСТЕМ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ПРОТИВ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА Науковедение

Текст научной статьи на тему «КИБЕРНЕТИКА ЖИВЫХ СИСТЕМ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ПРОТИВ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА»

Меськов В. С., доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой Коломейцев А.Е., кандидат философских наук, доцент (Московский институт открытого образования)

КИБЕРНЕТИКА ЖИВЫХ СИСТЕМ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ПРОТИВ ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА

Время. Кризис - это суд времени. Глобальный кризис - это суд времени над человечеством. Бог ведь - судья времени, а жизнь человека - его экзекутор. Homo sapiens - человек разумный, мера же разумности человека реализуется в его жизненной деятельности в условиях труда, поэтому прогресс разумности в человеке есть степень интеллектуального наполнения его труда, есть труд как живое воплощение человеческого интеллекта. Исторический анализ общественного развития показывает, что на всех этапах общественного существования, начиная от древнего общинно-племенного и кончая современным национально-государственным, способность к выживанию и эволюции обнаруживали те общинные образования, в которых пробивалось торжество разумности и укреплялись ростки интеллекта. Под интеллектом при этом необходимо понимать человеческую способность к разумному мышлению и осмысленному действованию, а его развитие следует интерпретировать как необходимое условие общественного прогресса и гарантию его предвидимого будущего.

Научное построение в трудах К. Маркса теории и стратегии капитала необходимо выводит аналитическую мысль за пределы рассмотрения материального производства как преимущественного «движения вещей» - производства меновых стоимостей и регулирования их обмена. Поняв природу и логику товарного производства как этап развития общественной жизни, марксизм прогрессивно устремился к представлению такого общественного существования, сутью которого становится производство самого человека, форм его общения и обмена деятельностью. В такой трактовке общественного прогресса человек становится главной социальной ценностью, а сама идея развития являет себя со стороны не только материального, но и духовного благосостояния общества. Соответственно, разработка модели исторического самодвижения общественного производства на данной платформе проявляет идеалы трудового общежития не как случайные заблуждения исторического духа, а как естественные ориенталии цивильной мысли, определяющей свой тип рациональности на формах целесообразной деятельности субъекта и обращенной к анализу разумности с точки зрения труда.

В кибернетике живых систем интеллект является связующим звеном между трудом, в котором он технологизируется и воплощается, и капиталом, который он организует и направляет. Имманентно и сущностно интеллект содержится в любом трудовом процессе, а трансцендентно и показательно он реализует себя в процессах организации и управления всеми сторонами личной и общественной жизни людей. Без человека - нет капитала, а сам термин «капитал» (фр., нем., англ. = capital) имеет латинское происхождение (capitalis) и буквально означает «головной» и «главный», что и определяет социальную функцию капитала как организатора и демиурга общественного производства. В непосредственном же процессе труда как сознательно организованной и продуктивно выраженной материальной и духовной деятельности человека его мысль является организатором труда, познанная логика труда - его управляющим принципом, наличие умения - руководящим началом, а надежда на товарную стоимость продукта или социальную значимость результата выступает ценностным вдохновителем трудовой деятельности индивида, основанием его упорства и целью устремлений, аксиологическим детерминантом воли. Следовательно, труд как са-

моорганизующаяся функциональная система или саморазвивающееся функциональное пространство жизнедеятельности человека содержит в себе не только материальные элементы как базисный субстрат своей основы, но и духовные принципы как субстанциальный капитал своей организации и развития, что погружает капитал и труд в глубины интеллекта как сферы конструктивной духовности, структурированной материальной действительностью, когда мы видим интеллект как реальную человеческую способность к мышлению и действию. Интеллект при этом выступает как собственность труда, приобретающая в своих мутационных схемах индекс капитала как принципа-организатора развития, ибо в сфере чистых определений «капитал» - это (по выбору модели) = «ген» развития собственности или его «божественное» начало.

Превращение индустриального общества в постиндустриальное, а последнего в информационное ведет к резкому скачку интеллектуальных возможностей и сил общественного субъекта, что и составляет суть интеллектуальной революции. Уровень богатства информационного общества определяется не запасами сырья, а интеллектуальным потенциалом, когда главным видом общественной собственности и собственности личности выступает собственность интеллектуальная. Интеллектуал-работник становится центральной фигурой материального производства. Наступает эпоха интеллект-капитала. Через аграрную революцию к промышленной, а от нее - к научной, технической и информационной - таков путь революционного становления интеллекта и его движения к собственно-революционной точке - революции интеллектуальной. Интеллектуальная революция означает, что главной целью интеллекта в общественном производстве становится производства самого общественного интеллекта, расширенное и возвышенное интеллектуальное самопроизводство. Из средства создания материального благополучия в жизни он превращается в цель общественного благосостояния - в общественно целесообразную силу, сохраняющую и приумножающую духовные потенции нации и государства как их высшие жизненные цели. Общество интеллект-капитала - это и есть социальный институт общественных отношений, основанный не на физическом принуждении к труду, не на административном насилии и денежном стимулировании, не на рыночной дисциплине производительной деятельности - а на эффекте самодисциплины ума и воли, самоорганизации сознания и деятельности, - это разумно осознанный тип трудового жизнеустройства, основанный на принципах социального гуманизма. Общество интеллект-капитала - это ассоциация людей, умеющих превратить осознание и понимание жизни в осмысленное жизне-делание, в разумное творчество своей собственной жизни.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком