научная статья по теме КИЕВСКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ НЕКРОПОЛЬ И ЦЕРКОВЬ БОГОРОДИЦЫ ДЕСЯТИННАЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КИЕВСКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ НЕКРОПОЛЬ И ЦЕРКОВЬ БОГОРОДИЦЫ ДЕСЯТИННАЯ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2004, № 1, с. 35-45

КИЕВСКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ НЕКРОПОЛЬ И ЦЕРКОВЬ БОГОРОДИЦЫ ДЕСЯТИННАЯ

© 2004 г. К. А. Михайлов

Институт истории материальной культуры РАН, Санкт-Петербург

Изучение исторической топографии древнего Киева является одним из самых важных и интересных вопросов древнерусской историографии. Проблемы хронологии и микротопографии столицы древнерусского государства уже почти два столетия волнуют ученых. Именно по этому этим научным сюжетам посвящали свои труды самые известные отечественные и зарубежные археологи (Каргер, 1958; Толочко, 1972; Килиевич, 1982; СаПшег, 1987). Исследователи собрали и обобщили большинство доступных на тот момент архивных сведений, материалов письменных и археологических источников. Может показаться, что все основные проблемы с топографией раннесредне-векового Киева уже решены. Однако результаты последних десятилетий археологических работ как на Подоле, так и на Старокиевской горе позволяют вновь обратиться к топографии Киева X в. Например, раскопки Подольской и Старокиевской экспедиций ИА НАНУ, на наш взгляд, наглядно показали, что в первой половине X в. основные жилые и торговые кварталы города располагались на Подоле, вблизи берега Днепра (Сагайдак, 2002). Наоборот, на Старокиевской горе, по-видимому, находился огромный городской некрополь, который тянулся от Десятинной церкви до Софийского собора. Каждые новые раскопки обнаруживают в этом районе все больше погребений X в., перекрытых жилыми постройками Х1-Х11 вв. и древнерусскими храмами (Ивакин, 2002. С. 38-41; Мовчан, 2002. С. 61-63; Мовчан и др., 1999а. С. 124, 125; 19996. С. 28). Попытки выявить следы "довла-димирова" древнерусского строительства X в. на участках, занятых могилами, пока так и не увенчались успехом (Толочко, 1972. С. 63, 64; Килиевич, 1982. С. 47). По-видимому, и "древнейшее киевское городище" на Старокиевской горе, открытое Д.В. Милеевым, также прекратило свое существование до появления древнерусского Киева и древнерусского некрополя X в. По-видимому, этот некрополь был уничтожен, а его курганы снивелированы, во время строительства "города Владимира" в конце X в. (Килиевич, 1982. С. 151-157). Фактически в 990-е годы происходит полная перепланировка Киева с переносом княжеской резиденции, административного и религиозного центра на Старокиевскую гору из неизвестного и, вероятно, не

открытого до сих пор места (Булкин и др., 1978. С. 10-15; Белецкий, 1996. С. 12). Аналогии подобному переносу административного и религиозного центра хорошо прослежены на материалах Гнез-дово и Смоленска, Шестовиц и Чернигова, Рюри-кова городища и Новгорода и, главное, прекрасно разработаны в отечественной историографии (Дубов, 1983. С. 70-82; Носов, 1993. С. 69-76; 2002. С. 115-118). Материальными свидетельствами этих процессов могут быть следы уничтожения старых языческих могильников, на месте которых стали воздвигать жилые постройки новых древнерусских городов. По-видимому, почти одновременно с киевским некрополем, на рубеже Х-Х1 вв. подверглись разрушению или были застроены языческие кладбища Пскова, Чернигова, вероятно, Новгородского (Рюрикова) городища и Ладоги (Жаров и др., 1999. С. 82-84; 1991. С. 63-80; 1996. С. 100-118; Кузьмин, Волковицкий, 2001. С. 47-50).

Могильник на Старокиевской горе был разрушен во время практически единомоментной акции - строительства церкви Богородицы Десятинной и стен "города Владимира". Впоследствии остатки некрополя были снивелированы во время строительства "города Ярослава". Этому есть многочисленные археологические доказательства. Например, погребение в камере, оказавшееся под валом "города Владимира", открытое Р.С. Килиевич в 1984 г. на углу Десятинной улицы и площади Калинина, и ряд других находок (Килиевич, Xарламов, 1986; Сагайдак, 1988. С. 128). Значительную часть из почти 150 сохранившихся на Старокиевской горе погребений X в. составляют трупоположения, которые оказались на 50-70 см ниже снивелированной средневековыми строителями, поверхности. Уничтожению, в основном, подверглись курганы с погребениями по обряду сожжения, от которых сохранилось всего около десяти могил (Килиевич, 1982. С. 42).

Для эпохи раннего средневековья в могильниках Скандинавии и Руси хорошо прослежено соотношение трупоположений по отношению к кремациям. Например, в Гнездово общее число исследованных трупоположений не превышает 10% от общего числа погребений, а в крупнейшем могильнике Скандинавии - Бирке общее число ингума-

35

3*

Рис. 1. План-схема средневекового Киева (по П.П. Толочко) и расположение погребений в камерах X в.

ций достигает 50% (в^ипё, 1980. Р. 4-6; Жарнов, 1998. С. 95, 96). Судя по сохранившимся погребениям и тем пространствам, которые остались свободными между отдельными, открытыми археологами, трупоположениями, основную часть захоронений в киевском некрополе составляли погребения по обряду сожжения. По-видимому, большинство могил и курганов некрополя были уничтожены сознательно при строительстве нового городского центра.

Наиболее интересными для исследователей, значительными по размерам и с самыми богатыми материалами, оказались погребения в деревянных погребальных камерах. Таких погребений на Старокиевской горе к настоящему моменту обнаружено не менее 20, т.е. не менее 13% от

известных погребений некрополя (рис. 1). По числу этих погребений киевский городской могильник можно сравнивать с Гнездово, где сейчас зафиксировано не менее 29 камер X в. (т.е. около 4.4%) и с могильниками Бирки, где камеры составляют около 10% от числа всех погребений (Жарнов, 1991. С. 202, 203, 207; 1998. С. 95; Михайлов, 2001. С. 160). Высокий процент камер в Киеве связан с разрушением остальных типов погребений, совершенных над погребенной поверхностью. Соотнеся площадь киевского некрополя с числом сохранившихся камер можно представить, что это могильное поле было не меньше Центральной группы Гнездово или могильника Иеш1апёеп ("Черная земля") в Бирке. В Бирке только крупнейшая могильная группа Хемланден занимает площадь около 17 га, а гнездовские Лесная и Цен-

тральная курганные группы занимали 17 и 28 га (ОгМипё, 1980. Р. 5; Авдусин, 1999. С. 9, 12). По подсчетам П.П. Толочко, в "городе Владимира" к XI в. было застроено не менее 10 га и почти все это пространство было покрыто могильником X в. (Толочко, 1972. С. 174; Булкин и др., 1978. С. 15). На наш взгляд, новые исследования в киевском некрополе позволяют присовокупить к этим 10 га еще не менее 10 в "городе Ярослава". Эти находки наглядно подтверждают мнение М.К. Кар-гера о существовании единого городского могильника или "могильника I". Открытые раскопками камеры раскиданы в разных частях некрополя на Старокиевской горе. Однако погребальный инвентарь и погребальный обряд этих захоронений позволяет относить их к одной эпохе: все они были сооружены в течение X в. Сейчас уже не вызывает сомнений тот факт, что захоронения в камерах появились на Руси вместе со скандинавами, и то, что древнерусские погребения в камерах имеют прямые аналогии в скандинавских могильниках эпохи викингов (Авдусин, Пушкина, 1989; Жарнов, 1991; подробнее см.: Михайлов, 2001). За последние два десятилетия в историографии также прочно утвердилось мнение о том, что погребенные в камерах принадлежали к верхушке общества русов (Булкин и др., 1978. С. 141; Жарнов, 1991. С. 217, 218; Кирпичников и др., 1986. С. 231, 232; Лебедев, 1977. С. 151-156; Франклин, Шепард, 2000. С. 181-184).

В этом огромном древнерусском некрополе, сопоставимом с некрополями Гнездова и Бирки, известно наиболее тесное скопление богатых камерных захоронений X в. Это скопление расположено вблизи фундаментов древней Десятинной церкви (рис. 2). Погребальные камеры были открыты под церковью в разные годы экспедициями под руководством Д.В. Милеева, Ф.Н. Мовча-новского и М.К. Каргера. Это погребения (номера по каталогу М.К. Каргера): 109, 110, 112, 113, 123 (Каргер, 1958. С. 172-176, 178-185, 206-208; Килиевич, 1982. С. 150, 151; Андрощук, Осадчий, 1994. С. 100-102; Андрощук и др., 1996. С. 43, 44; Михайлов, 2001. С. 160, 161). Так, например, погребение № 109 открыли под южной апсидой церкви, на 0.5 м ниже фундаментов древнего храма. Погребение № 110 было обнаружено к северо-востоку от фундамента, т.е. буквально в 2-4 м от восточной - северо-восточной стен Десятинной церкви, но возможно и вплотную к ним. Погребение № 112 обнаружили к северо-западу от развалин Десятинной церкви, но, судя по сохранившимся чертежам и фотографии погребения, западная стенка погребальной ямы была нарушена фундаментными ямами. Исходя из этих данных, и из того, что на полевом чертеже разрез стены каменной постройки авторы чертежа попытались совместить с профилем погребения, по-видимому, погребение примыкало к стене каменного "дворца"

(рис. 2)1. Погребение № 113 было раскопано экспедицией под руководством М.К. Каргера под фундаментом центрального нефа древней Десятинной церкви. Погребение не было затронуто фундаментом средневекового храма, но его разрушил северо-западный столб новой Десятинной церкви, построенной в XIX в. Погребение № 123 обнаружили под подошвой фундаментов древнейшего храма, около юго-западного угла наружной галереи Десятинной церкви. Это самое крупное скопление погребальных камер некрополя. Эти камеры неоднократно публиковались различными исследователями, и принадлежность данных захоронений к этому типу погребений не вызывает никаких сомнений, поэтому их подробное описание пропущено. В двух из них были мужские захоронения, в одном - женское и еще в одном обнаружили парное погребение мужчины и женщины в сопровождении конского захоронения.

В связи с этим следует отметить несколько важных деталей. Во-первых, глубина всех погребений от современной дневной поверхности примерно 2.85-2.95 м, а глубина фундаментных рвов Десятинной церкви - 2.5 м (без учета деревянных свай).

Во-вторых, при строительстве храма в 991996 гг., после разрушения насыпей курганов, которые возвышались над погребениями, строители, безусловно, визуально могли наблюдать деревянные погребальные сооружения. Во всяком случае, фундаментн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком