научная статья по теме КИМ ДЖИХА: ДВЕ ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА - БУНТАРСТВО И КОСМИЗМ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «КИМ ДЖИХА: ДВЕ ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА - БУНТАРСТВО И КОСМИЗМ»

ЭССЕИСТИКА

КИМ ДЖИХА: ДВЕ ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА - БУНТАРСТВО И КОСМИЗМ © 2013 Н. И. НИ

В статье анализируется эволюция творчества одного из ведущих южнокорейских поэтов Ким Джиха, как два полярных мировоззренческих аспекта (бунтарство и космизм) нашли отражение в его поэзии.

Ключевые слова: поэзия Республики Корея, бунтарство, космизм, пхансори, Ким Джиха, период правления Пак Джонхи.

Ким Джиха, настоящее имя Ким Ёнгиль, родился 4 февраля в 1941 г. в г. Мокпхо (провинция Южная Чолла). Среднюю школу окончил в г. Вонджоне (провинция Кенсан), куда переехала семья. В 1966 г. окончил факультет эстетики Сеульского национального университета. Литературный дебют состоялся в 1969 г., когда были напечатаны его стихотворения "Желтая земля", "Дождь", "Цветки бобов" в ноябрьском номере журнала "Поэт" (Сиин).

* * *

Выходец из провинции Чолла, основную массу населения которого составляли крестьяне, Ким Джиха не мог смириться с возвратом сословной иерархии. А именно такой политики придерживался Пак Джонхи, взявший за образец курс на создание крупных экономических конгломератов чэболЬ по типу японских. Во главе их поставил своих людей из круга военных, вернул конфуцианский стиль правления, по существу "реанимировал" конфуцианство в новых условиях жизни. Страна в правление Пак Джонхи жила и по строгим законам чрезвычайного положения, работала по 12-16 часов в сутки. Люди из деревень уезжали в города, деревни нищали, что вызывало крайнее недовольство крестьян. Период 1960-1970-х гг. характеризовался бурными студенческими волнениями. На смену либерального правления в Корею пришла власть военных. До этого в стране царила полная анархия, страшная бедность, и в то же время - необузданная страсть к свободе людей, долгое время живших в полуфеодальных условиях. Это привело страну к хаосу, как было отмечено выше, к власти пришел генерал Пак Джонхи. Традиционалист со светским образованием, приверженец сословной иерархии. Отношение историков к данной личности неоднозначное. Президент Пак Джонхи, душивший всякое инакомыслие, в то же время был великим реформатором, заложившим основы нынешнего экономического чуда Южной Кореи.

В стране вводилась строгая дисциплина: экономическая и политическая. "Четвертая Республика (период правления Пак Джонхи), как правило, оценивается и в корейской, и в отечественной литературе как период крайне жесткой тоталитарной власти и наиболее диктаторский период современной корейской истории, ибо его характеризовали введение чрезвычайного положения, запрет на любую политическую активность. Издавались пре-

1 Чэболь - южнокорейские крупные финансово-промышленные конгломераты, принадлежащие как правило одной семье. Крупнейшие из них - "Самсунг", "Хёндай", "LG".

зидентские указы, которые были направлены на прямое удаление оппозиции. Военные суды выносили большое число приговоров по политическим статьям за нарушение указов президента (включая, смертные)" [Самсонов, 2005, с. 163].

В 1970 г. был напечатан памфлет Ким Джиха "Пять бандитов-воров", изображающий социальную несправедливость в острой сатирической манере. Вскоре поэт был арестован и обвинен в распространении коммунистической пропаганды.

Пять бандитов-воров (О чок)

(Отрывок из поэмы)

Пишу стихи, не аккуратно, а так как вышло. Наконец-то кончиком своего пера в присутствии духа я вытаскиваю наружу злостные преступления.

Наказан палками по ягодицам так, что мышцы и кости зудят до сих пор.

От черных железных наручников ноют запястья рук.

О чем так часто хочу написать, молчать нетерпимо.

Хоть и боль от палок еще сильна, Я страшную историю поведаю о злостных бандитах.

И в старину и в глубокой древности в полнолуние первого месяца третьего дня под Пэктусаном2 была определена граница страны.

Услышь нас, встань среди всех, самый лучший первопредок!

Мы собрались на восточной площади в бурном ожидании Тангуна3.

Как ушедший первопредок-солнце, солнце, взойди, солнечный род, явись!

Разве была когда-нибудь такая нищета?

Есть ли среди народа, кто бы умер от переедания?

Или надоела бы шелковая одежда, которую в сезон распродаж можно снять и купить другую?

Труд честных людей много раз выдавали за воровство.

Сынок высокопоставленного чинуши в тот же год все прибирал к рукам.

Аморальность, принудительные налоги переполнили чашу терпения

И в мирное время обворовывают народ.

Вероятно, у мудрых королей привычка воровать с трех лет4

До 80 лет осталась, что же с этим делать?

В самом центре Сеула живут пять воров.

На юге куча дерьма лежит,

Грязная вода в Ханган-реке клокочет,

На севере валяется помет ощипанных кур

Под голой корой на западе, севере, востоке пьют все соки.

Между Югом и Севером трещат дощатые хибарки.

Панцирь краба трещит, хрящ носа трещит, выворачивая все наизнанку.

Ким Джиха

2 Пэктусан - гора в плоскогорье Чанбэксан, в переводе с корейского Пэкту - белая голова, находится в КНДР - высшая точка Маньчжуро-Корейских гор.

3 Тангун - мифический первопредок, основатель древнего государства Чосон на полуострове Корея, сын Небесного владыки и матери-медведицы.

4 Корейские пословицы: "Привычка воровать с трех лет остается до восьмидесяти", "Кто украл иголку, украдет и вола".

Парк, лечебную воду огородили забором, по своему усмотрению пишут ложные отчеты.

Королевский дворец весь в цветах, днями и ночами оттуда доносится музыка на национальных инструментах, слышны удары по рисовой массе5.

Финансовая олигархия, члены национального собрания, высокие должностные лица,

Генеральский состав, мировой судья - все известные миру.

Печень болит, боль выросла величиной с Намсан гору, горло пересохло, словно нет воды на горе без травы и деревьев.

Жестокость всего мира в логове пяти бандитов

Превратилась во внутренние органы каждого человека.

Эти гады к животам прилипли большими воловьими яйцами и стали помощниками воров, доящими семь драгоценностей6.

Сначала воровал один главарь, потом - каждый чиновник.

И днем и ночью предаются воровству, совершенствуясь в мастерстве...

<"Сасанъге", 1970>

Напечатанная в католическом журнале "Идеология" (Сасанъге) поэма вызвала недовольство властей. Весь тираж журнала был конфискован, а поэт и издатели арестованы.

Лим Хюнён, литературный критик, профессор университета Чунъан, позже отметил: «Период возрождения конституционных реформ в Корее при президенте Пак Джонхи до и после 1969 г. сопровождался бурными демонстрациями против правительства. Поэма Ким Джиха "Пять бандитов-воров" была первым сигналом к возгоранию пламени борьбы против диктатуры власти» [Kim Chi-ha, 2006].

Поэма тяготеет к форме пхансори1, по жанру близкой к сказу. Автор выступает как сказитель, произведение изобилует просторечными выражениями, диалектизмами, образами из мифологии. Современной действительности поэт противопоставляет древность в ее первозданной чистоте, призывает мифического первопредка Тангуна.

Обращение к древности характерно для многих корейских поэтов. Правитель - солнце, его окружение - солнечный род. Именно они спасут страну и народ. В основе отождествления правителя с солнцем положено древнее представление корейцев о сакральной роли правителя. М.И. Никитина писала, что миф о Женщине-Солнце и ее родителях является основным солярным мифом корейской культуры [Никитина, 2001, с. 12]. Этот солярный миф скрывается под поверхностным наслоением в одном из буддийских ритуалов государства Силла, имевших место при Кёндок-ване (VIII в.). В основе ритуала -брак государя с Женщиной-Солнцем, устанавливающий гармонию в мире и обществе. Вероятно, отсюда призыв поэта: "О, солнечный род, явись!" Поэт указывает на восточные границы страны, где, по-видимому, во второй половине VII в. при государях Мунму-ване и Синмун-ване происходило её активное освоение и превращение в часть общегосударственного сакрального пространства. Традиция наблюдать восход солнца с востока уходит глубокими корнями в древность, обозначающая следить за восточными границами. В поэме Ким Джиха вспоминает этот обычай, когда народ собирался на пространстве с востока и встречал восход солнца: Мы собрались на восточной площади в бурном ожидании Тангуна (солнца).

5 Корейский хлеб из клейкого риса, готовится в аграрные праздники и к семейным торжествам; пропаренный рис в плоских деревянных чанах бьют деревянными колотушками (чаще всего молодые мужчины или юноши), превращая в однородную массу.

6 Семь драгоценностей (золото, серебро, лазурит, раковина тридактна, агат, коралл, горный хрусталь или жемчуг).

7 Пхансори - корейская народная драма, в которой синкретически слились музыкальная драма и народный песенный сказ. Актер пхансори под ритм чанго (ударного инструмента) передавал содержание инсценированного произведения, чередуя пение (чхан) с речитативом (анири) и сопровождая рассказ танцевальными и мимическими движениями (палим) [Концевич, 2001, с. 393].

Наивная вера в справедливого монарха характерна для простого народа и традиционного патриархального сознания. Здесь перед нами молодой Ким Джиха, выходец из народа, мечтающий о сословном равенстве и мудром правителе. Нынешние властители далеки от правителей древности, они грабят народ, вынуждая его бедствовать.

Радикализм убеждений вылился в прямые обличительные выражения, порой в непристойные ругательства. Необузданная молодая энергия жаждала быстрых перемен, а возможно, и к движению на Север, ведь не зря же упомянут Тангун, останки которого погребены в Северной Корее.

Ким Джиха - уроженец Южной Чолла, в тот период истории Кореи самой бедной провинции, где постоянно вспыхивали крестьянские волнения, которые жестоко подавлялись властями. Демократически настроенных людей привлекали идеи равенства и свободного труда, они оглядывались на Север полуострова, где в 1960-1970-х гг. (благодаря помощи Советского Союза) экономическая и политическая ситуации были более стабильными.

Сборник "Желтая земля" - первая книга поэта, увидела свет в декабре 1970 г. в издательстве "Ханельмунго". Название сборника глубоко символично. Желтый - цвет земли и траурной одежды в корейской конфуцианской культуре, в желтой земле - останки родных и д

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком