научная статья по теме КИПУ ИЗ ЧУПАЧУ: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПОДАТНОГО НАСЕЛЕНИЯ ИМПЕРИИ ИНКОВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КИПУ ИЗ ЧУПАЧУ: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПОДАТНОГО НАСЕЛЕНИЯ ИМПЕРИИ ИНКОВ»

E.G. Alexandrenkov. The First European Account of Beliefs of the Americas' Natives ("Relación" by Ramón Pané)

Keywords: Ramón Pané, Christopher Columbus, Bartolomé de las Casas, José Juan Arrom, the Antilles, myth, beliefs, healing, black magic

Ramón Pané's "Account" (also known as "Treatise") of the worldview of the Americas' natives -namely, of Haiti's population - was written in the late 15th century and is a description of a myth about the origins of people, as well as a number of cultural and natural elements. It also describes some of the beliefs and rituals, the use of hallucinogens in prophecy, the healing of the ill and revenge for their death. It introduces deities of various chiefs. The "Account" closes with some observations on the conversion of the natives to Christianity. The myth described by Pané reveals certain parallels to myths of native peoples of the Continental Americas, primarily of South America. Pané's "Account" is valuable as the earliest report on the worldview of peoples inhabiting the Western Hemisphere at the moment of Europeans' appearance there, and the only one available for the Greater Antilles in particular.

ЭО, 2014 г., №1

© С.А. Куприенко, В.Н. Талах

КИПУ ИЗ ЧУПАЧУ: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПОДАТНОГО НАСЕЛЕНИЯ ИМПЕРИИ ИНКОВ

Ключевые слова: империя инков, календарь, кипу, организация труда, население, Перу, подать

Статья посвящена анализу трудовых повинностей и организации труда в экономике инков, а также их взаимосвязи с социальной структурой империи, на основе данных кипу из Чупачу. Прослежена связь доходной части "финансов" империи с календарной системой инков и численностью населения, и проанализированы принципы государственной фискальной политики.

Социально-экономическое устройство империи Тавантинсуйу остается одним из центральных направлений исследований доколумбового Перу. При этом, несмотря на относительное обилие свидетельств колониальных авторов, практическое отсутствие аутентичных индейских источников по проблеме затрудняет получение однозначно обоснованных выводов.

В связи с этим исключительный интерес представляет составленный в 1562 г. отчет испанского чиновника Иньиго Ортиса де Суньиги, сохранивший описание специфического носителя информации, связки кипу, изготовленной еще во времена инков и описывавшей "подати" индейцев из перуанской провинции Чупачу (Уануко, север горной области Центральных Анд), где проживало несколько этнических групп, в первую очередь чупайчу (Kuznar 1996: 6). Впрочем, самого кипу Ортис де Суньига, по

Сергей Анатольевич Куприенко - аспирант кафедры истории древнего мира и средних веков исторического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко; e-mail: creos@narod.ru; Виктор Николаевич Талах - независимый исследователь, Киев, e-mail: talaky2012@yandex.ua

всей вероятности, не видел, а лишь описал его со слов индейцев. Впервые материалы, относящиеся к "Кипу из Чупачу" (так принято называть описанный Суньигой памятник), стали предметом научного изучения в 1967 г. благодаря американскому историку Джону В. Мурре (Ortiz de Zúñiga, Murra 1967). В дальнейшем анализ кипу предпринимали К.Дж. Джулиен, Т.Й. ЛеВэн, Г. Эртон, Л.А. Кузнар, В. Москович (LeVine 1987; Julien 1988; Kuznar 1996; Urton, Nina Llanos 1997; Urton 2010; Moscovich 2006). В результате их исследований установлено, что в кипу содержались сведения о ротационных работах индейцев.

Такой способ организации труда представлял один из основополагающих принципов хозяйственного устройства империи инков. По всей видимости, он не был введен в практику самими инками, а был заимствован ими из опыта предыдущих государственных образований на территории Перу.

Современные исследования показывают, что в Центральных Андах прибавочный продукт отчуждался у непосредственных производителей не столько в предметной, вещественной форме, сколько непосредственно как живая рабочая сила податных людей атунруна/пурикруна, организованная с помощью миты (кеч. очередь; ротационная система выполнения повинностей рабочими командами) общиной айлью (Damian de la Bandera 1968: 496-498).

Следует отметить, что до сих пор не установлено единого названия для податного населения империи инков. В литературе и словарях можно встретить по меньшей мере два термина: атунруна (кеч. простолюдин; грубый человек, невежда; крестьянин (не житель города); земледелец; высокий ростом человек) и пурик, или во множественном числе - пурикруна (кеч. пурик - путник; "глава одной семьи"; "глава домохозяйства"; мужчины от 25 до 50 лет, выполнявшие всю работу, шедшие на войну и обрабатывавшие поля чакра (кеч. возделываемое поле), носившие подать в постоялые дворы тампу и хранилища) (Domingo de Santo Tomás 1560; Anonimo 1586; González Holguín 1608). По нашему мнению, исходя из содержательного анализа приведенных лексикографических материалов, правильнее применять термин пурик для обозначения мужчины, главы домохозяйства, выполнявшего повинности в пользу различных выгодополучателей: государства, правителя сапай инки (Bravo Guerreira 1992: 46; ^^icHm 2011b: 33), мумий правителей, различных храмов и главных кураков провинций (этнических лидеров).

Руководство митой осуществлялось начальниками различного ранга, называвшимися, как правило, либо камачикуками (кеч. "надзиратель") либо кураками (кеч. "правитель", "владыка", "глава"), действовавшими, однако, от имени государства, которое монополизировало использование рабочей силы пуриков и их начальников (Rostworowski 2005: 20). Мита выступала в форме разнообразных трудовых повинностей: земледельческих, пастушеских, рыболовецких, солеварных, по наполнению хранилищ и амбаров, по надзору за постоялыми дворами тампу (кеч. "постоялый двор", "гостиница") и корпачани уаси (кеч. "дом для путников"), по ремонту и строительству дорог, мостов и т.п. В связи с выполнением этих работ часть населения, сформированная в рабочие команды, некоторое время отсутствовала в своем айлью, хотя продолжала числиться в реестрах пуриков, тогда как оставшиеся в айлью жители выполняли камарико - работу общины в пользу своих временно отсутствующих жителей (Murra 1983: 79-80). В дальнейшем пурики из рабочих команд возвращались на место постоянного проживания, а те, кто выполнял камарико, занимали их места.

При этом регулирование характера, объемов и порядка отбывания повинностей осуществлялось в соответствии с принципом взаимности или реципрокции (айни на языке кечуа) между разными экологическими районами, что было особенно актуально для инкского государства с его разнообразными рельефными и климатическими зонами. Принцип взаимности айни означал также сбалансированные отношения между индивидами, социополитическими группами (кеч. айлью - "община"), а также меж-

ду последними и государством в том, что касается "взятого или предоставленного". Такие отношения играли важную роль в обмене рабочей силой как во времена инков, так и у современных народов кечуа и аймара (Urton, Nina Llanos 1997: 182).

Американский историк Теренс Н. Д'Алтрой, изучавший методы эксплуатации, характерные для Тавантинсуйу, сделал вывод, что во взаимоотношениях рядовых тружеников с привилегированными слоями властвовал принцип "асимметричных взаимовыгодных актов дарения", который предполагает первоначальное изъятие государством земли и других ресурсов (но не продуктов деятельности!) со следующим их возвращением непосредственным производителям при условии, что последние большую часть своего времени должны теперь работать на государство, и оно же берет на себя ритуальное руководство деятельностью работников и гарантирует ее безусловный успех (D'Altroy, Earle 1985: 189; Купркнко 2011a: 23).

"Кипу из Чупачу" как раз и содержит данные о рабочих разнарядках, выполнявшихся местным населением (Murra 1984: 83; LeVine 1987: 23; Julien 1988: 265; Urton, Nina Llanos 1997: 185). При этом на основе данных более ранних инспекций, в частности, проведенных в Чупачу в 1549 г., установлено, что в этой провинции население было сгруппировано по десятичному принципу в номинальные четыре уаранки (кеч. "тысяча") или четыре тысячи "плательщиков подати" (Murra 1984: 83; LeVine 1987: 23; Julien 1988: 265; Urton, Nina Llanos 1997: 185). Во времена инков река Пилькумайу разделяла провинцию Чупачу на две половины, так что на каждом берегу располагалось по 2 уаранки, но археологические исследования показывают, что одна из четырех уаранок, судя по архитектуре и быту, отличалась от других. По всей видимости, необходимая "штатная численность" была сформирована искусственно в результате административных преобразований и/или переселений. На это указывает правитель этноса керос Шулька Кондор, который заявлял, что "...во времена инги Гуайна Капа, они были из уаранки, что называлась йачас, и которых была тысяча, а потом Гуаскар инга их поделил и соединил эти три пачаки [кеч. "сотня"] из Чупачос" (Murra 1983: 91). Упоминание Васкара позволяет утверждать, что административные преобразования имели место во время его правления, 1527-1532 гг. (Juan de Santa Cruz Pachacuti 1968: 311; Anello Oliva 1895: 59), но скорее всего речь должна идти о времени до 1530 г.

Впрочем, несмотря на то, что номинальное число домохозяйств - 4000, анализ "Кипу из Чупачу" показывает, что фактически в области было 4108 домохозяйств, и распределение заданий производилось согласно численности всего населения провинции, как об этом пишет историк К.Дж. Джулиен (Julien 1988: 265). Впрочем, в публикации ее расчетов допущена опечатка - в колонке "Процент от 4000", указано 112,7% вместо 102,7%, которая была некритично продублирована у В. Москович (Moscovich 2006: 117). В сводном виде данные кипу о распределении работников по видам повинностей, согласно Дж. Джулиен, выглядят следующим образом (Таблица 1).

Следует отметить, что в 17 из 28 случаев количество привлекаемых к мите работников кратно 40, то есть одной сотой от "штатной численности" работников провинции. Из этого Г. Эртон делает вывод, что по общему правилу рабочие разнарядки устанавливались для 1%, или 40 "плательщиков подати" (Urton, Nina Llanos

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком