ТОЧКА ЗРЕНИЯ
ИСТОКИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
КИТАЙ.
КАК ТРАКТУЕТСЯ «ТРАДИЦИОННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» РОССИИ
В 2001 г. был заключен «Договор между РФ и КНР о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве», в 2004 г. подписано соглашение о линии границы у города Хабаровска и на реке Аргунь. В 2008 г. была завершена демаркация линии прохождения границы на всем ее протяжении.
В 2006 г. был проведен Год России в Китае, в 2007 г. - Год Китая в России. 2009 г. - это Год русского языка в Китае, 2010 г. - Год китайского языка в России.
С 15 сентября по 15 октября 2009 г., т. е. во время празднования в Китае 60-летия КНР и 60-летия установления дипломатических отношений между КНР и нашей страной, в Китае проводится месячник китайско-российской дружбы. (Кстати, впервые после 1952 г.)
Можно предполагать, что стороны идут и к тому, чтобы провести через некоторое время, в соответствии с договором 2001 г., Год добрососедства России и Китая, Год дружбы России и Китая, Год сотрудничества России и Китая.
Очевидно, что в обеих странах есть политические силы, которые исходят из насущной необходимости укреплять наши двусторонние связи. В то же время есть некоторые основания предполагать, что в Пекине, вероятно, дело не обходится без противоборства разных подходов по этому вопросу.
В этой связи представляется нелишним внимательно следить за оценками ученых КНР внешней политики России и откликаться на них.
Ю.М. ГАЛЕНОВИЧ
Доктор исторических наук
С началом нынешнего столетия совпадающие национальные интересы России и Китая побуждают обе наши страны делать шаги в сторону углубления сотрудничества и взаимопонимания.
Так, нельзя не обратить внимание на то, как в КНР трактуют в настоящее время то, что там именуется «традиционной политической культурой России». Под «политической культурой», судя по всему, имеется в виду состояние умов, образ мыслей, которые определяли и определяют внешнюю политику, в данном случае, России.
В качестве отправного пункта можно принять высказывания руководителя центра изучения международной стратегии Центральной партийной школы КПК профессора Цзян Чанбиня, специализирующегося в области взаимоотношений Китая и нашей страны.
Его суждения содержатся в статье под названием «История возвращения острова Хэйсяцзы-дао (острова Большой Уссурийский у города Хабаровска)», помещенной в центральном пекинском внешнеполитическом журнале Шицзе чжиши.
Эта статья была опубликована в связи с завершением демаркации российско-китайской грани-
цы. (Попутно отметим, что в упомянутой статье разумное компромиссное решение обеих сторон относительно линии прохождения границы на островах у города Хабаровска трактуется как некая победа одной стороны над другой и как «возвращение» ей земель, которые другая сторона якобы в свое время «незаконно захватила и временно присвоила себе».)
ИМПЕРСКОЕ МЫШЛЕНИЕ РУССКИХ
В статье, в частности, говорилось и о «традиционной политической культуре России».
Согласно трактовке Цзян Чанбиня, России, начиная с Московского княжества ХV в., а затем - царской России*, императорской России и Советской России, присуща одна и та же «традиционная политическая культура».
Иными словами, в России как нации на протяжении ее истории произошла смена ряда государственных устройств, но политическая культура, присущая нации и определяющая внешнюю политику государства, остается неизменной. Она сформировалась к ХVI в. и действует вот уже более 5 веков. Это и есть то, что в КНР некоторые авторы сегодня именуют «традиционной политической культурой» России.
* Имеется в виду Московское, или Русское, государство, начиная с великого князя Ивана III Великого (1462-1505), фактически заложившего фундамент этого государства и именовавшего себя государем «всеа Руси» задолго до первого «официального» венчания на царство Ивана IV в 1547 г. (прим. ред.).
Эта политическая культура, по мнению китайского ученого, складывается из двух частей.
Первая из них представляет собой внешнеполитическую стратегию и тактику государства. Собственно говоря, речь идет о государственном и национальном внешнеполитическом мышлении в России. При этом Цзян Чан-бинь подчеркнуто не делает различия между внешнеполитической идеологией государства и нации в нашей стране. Иными словами, то, что обычно относится к области внешней политики того или иного государства, этот китайский ученый приписывает России как нации, пытаясь представить ее как «политику на все времена».
Это политическое мышление он характеризует с самого его начала и до сегодняшнего дня и далее как «захватническое, агрессивное и экспансионистское». Девизом России в этом смысле, с точки зрения Цзян Чанбиня, выступает формула: «Что мое - то, уж, конечно же, мое; а что (пока что) твое, то (со временем) - тоже станет моим»1.
При этом в качестве иллюстрации приводится история России, которая толкуется следующим образом. Московское княжество располагалось на территории площадью всего в 2,8 млн кв. км. Однако в результате проведения на протяжении 5 веков, начиная с XVI в., экспансионистской политики Россия в советские времена имела самую обширную во всем мире территорию в 22,4 млн кв. км2. Россия превратилась в империю, которая приобрела все эти земли путем агрессии, захвата, войн и экспансии.
роль лидера православия. При этом центральной идеей или девизом православия в России стало «избавление и спасение всего че-ловечества»3. Иными словами, Россия, руководствуясь православием, намерена «спасать все человечество», то есть «избавить его» от всех иных верований и подчинить его своей «единственно правильной» вере. (Кстати, сам термин «православие» буквально переводится на китайский язык как «правильное восточное учение».)
Соединение экспансионистской внешней политики государства с религиозным сознанием, претендующим на то, чтобы «спасать все человечество» (то есть «навязать всему человечеству свой образ мыслей»), и формирует, с точки зрения китайского ученого, «традиционную политическую культуру» России.
ЛЕНИН ТОЖЕ «ПРОВИНИЛСЯ»
При этом в новом свете в Китае подается и роль Октябрьской революции, и политика В.И.Ленина в отношении Китая.
В этой связи приводится высказывание Мао Цзэдуна, который говорил: «В чем, собственно говоря, отличие Советского Союза от нас? Во-первых, в том, что Россия - это империализм. Во-вторых, к этому там добавилась еще и Октябрьская революция, в результате которой очень многие в России очень уж возгордились, как говорится, высоко задрали
«ЧТО МОЕ, ТО МОЕ, А ЧТО ТВОЕ, ТО СТАНЕТ МОИМ»
Таким образом, имперское экспансионистское мышление -неотъемлемая часть «традиционной политической культуры» России.
Другая часть этой «политической культуры» в трактовке китайского ученого - это господствующая в идеологии России религия, то есть православие.
Цзян Чанбинь подчеркивает, что после падения Византии в 1453 г. Россия присвоила себе
свой хвост»4. Иными словами, Мао Цзэдун трактует сознание людей в России как традиционное и сохраняющееся до последнего времени имперское мышление, отягощенное самомнением, порожденным и усиленным представлением о значении Октябрьской революции для всего человечества.
Китайский эксперт также считает, что Ленин критиковал экспансионистскую внешнюю поли-
Сталин не очень доверял Мао Цзэдуну, но китайский вождь побаивался его. Зато все распевали песню: «Сталин и Мао слушают нас!»
тику России, в том числе в отношении Китая, только тогда, когда он шел к власти, то есть до победы революции. Придя же к власти, российский лидер стал строить свою политику, исходя из всё тех же интересов государства: «Государственные интересы Советской России стали фактором, которым он руководствовался...». Иными словами, он фактически продолжил политику царской России.
Цзян Чанбинь обращает внимание на то, что Ленин в связи с освобождением Владивостока в 1922 г. послал по телеграфу свое приветствие, а также на то, что до сих пор во Владивостоке все еще стоит бронзовый памятник Ленину, на котором есть его слова: «Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский...».
Из этого следует, что в КНР сегодня пересмотрели отношение к позиции Ленина применительно к Китаю. Ранее на протяжении многих лет в КПК противопоставляли взгляды Ленина, который якобы обещал вернуть Китаю земли, «захваченные» у него Россией, позиции последующих советских лидеров, которые, дескать, «нарушили обещание» Ле-
Н.С.Хрущев тоже не очень доверял Мао Цзэдуну, но тот считал себя «заслуженнее» советского вождя.
нина и «отказались возвращать земли Китаю».
Теперь, по словам Цзян Чан-биня, в КНР это представление о позиции В.И.Ленина считают ошибочным, утверждая, что ни Ленин, ни кто-либо иной из советских руководителей никогда не считали договоры о границе с Китаем «неравноправными» и не обещали «вернуть» Китаю
«его» земли. За что их в КНР и осуждают.
В КНР также утверждают, что и после Октября 1917 г. СССР, как говорил Дэн Сяопин в 1989 г. в беседе с М.С.Горбачевым, «осуществлял агрессию» против Китая и нанес «величайший урон интересам Китая» (имелись в виду решения Ялтинской конференции 1945 г.)5.
Одним словом, в представлении, существующем сегодня в некоторых китайских кругах, Россия - и досоветская, именуемая царской и императорской, и советская, - якобы проводила исключительно агрессивную, захватническую, экспансионистскую политику, в том числе и по отношению к Китаю, как и ко всему миру на Востоке и на Западе.
Россия - и дооктябрьская и послеоктябрьская - осуждается за то, что она якобы всегда строила свои отношения и с Китаем как государством, и с китайцами как нацией на «неравноправной» основе.
Цзян Чанбинь считает, что «людям Советского Союза» «не было особенно свойственно уважение» ни к интернационализму, ни к международной этике, ни к международной нравственности. Иными словами, такие понятия, как «интернационализм», «бескорыстие», «уважение к международному праву», даже «нравственность» использовались в советский период для того, чтобы обмануть китайцев, добиваясь на самом деле только чистой выгоды для себя за счет ущемления интересов Китая.
Таковы рассчитанные на ш
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.