научная статья по теме Китайские политические элиты: история и современность Философия

Текст научной статьи на тему «Китайские политические элиты: история и современность»

М.А. РОДИОНОВ доктор военных наук, профессор, профессор факультета национальной безопасности РАНХ и ГС при Президенте РФ*

Т.А. ВОЛКОВА аспирант факультета национальной безопасности РАНХ и ГС при Президенте РФ *

Китайские политические элиты: история и современность

"Лучшее из лучшего - покорить чужую армию, не сражаясь"

Сунь Цзы

Современный Китай - один из основных центров мировой геополитики. Об этом свидетельствуют размеры его ВВП, золотовалютных резервов, объем внешней торговли, сумма выданных кредитов, численность армии и др. Необходимым условием достижения таких показателей, по ряду из которых Китай обогнал США, явилось эффективное функционирование политических элит, от которых во многом зависит выбор методов и средств осуществления преобразований общества и государства, обеспечение национальной безопасности. Продолжая предыдущие исследования вопросов элитизма, обратимся к анализу особенностей китайских политических элит.

Китайская цивилизация - одна из самых древних. В силе и стабильности исторической традиции заложен ее стратегический ресурс, основанный на социальной гармонии. Менталитет китайской политической элиты сочетает два соперничающих философских

л

начала1. Первое - основанная на учении Конфуция концепция этноцентризма, противопоставляющая Поднебесную и окружающий "варварский" мир. Второе - обосновываемая школой легистов концепция внешней открытости, выгодных контактов с другими народами. В соответствии с конфуцианством, главное - это достижение гармонии в семье, обществе, государстве в целом, остальные народы рассматриваются как нарушающие гармонию варвары. Легистская теория предполагает, что над всей жизнью китайского общества должна стоять власть всемогущего правителя2. Отношения между элитой и народом рассматриваются как отношения между родителями и детьми, государство - как большая семья.

^ Родионов Михаил Александрович, e-mail: rodionov 3413 @ya.ru ** Волкова Татьяна Александровна, e.mail: volkova 237@ mail.ru

1 Дергачев В. Цивилизационная геополитика (Геофилософия). Междисциплинарный учебник для вузов. Киев, 2004. URL: http://dergachev.ru/book-geof/7.html

2 См.: Литвак Б.Г. Дэн Сяопин. Великие управленцы. Электронный ресурс. URL: http://www.bglitvak.ru/?page_id=274/&tpwf_mode=main

По словам Г. Киссинджера, Китай исторически является не традиционной нацией-государством, а постоянно существующим естественным феноменом. Поскольку современная китайская политическая элита во многом руководствуется сложившейся тысячелетия назад имперской концепцией мироустройства, "любая попытка понять дипломатию Китая в XX в. или его роль в XXI в. должна базироваться, даже если это покажется примитивным, на понимании и в

л

контексте традиций этой страны"1.

Из идеального представления Конфуция об управлении государством вытекает принцип меритократии в отборе элиты. Истоки китайской системы экзаменов уходят в 165 г. до н.э., когда император вызывал кандидатов на управленческие государственные должности для прохождения теста на моральные качества. По всей стране проводились экзамены на государственные должности, при этом любой человек мог поступить на государственную службу. Дальнейшее развитие системы привело к обязательным письменным экзаменам для желающих стать служащими и введению экзаменов для дворцовых и военных чинов. В части наказаний китайский кодекс был очень жестким, что позволяло поддерживать в элите высокий процент честных, талантливых, преданных людей. Правительство Китая было опорой династии на протяжении веков, являясь одной из самых эффективных администраций той эпохи2. Система экзаменов для чиновников совершенствовалась в течение тысячелетий и действует до сегодняшнего времени. Помимо экзаменов руководящие лица должны работать честно и быть справедливыми, в противном случае их ждет суровое наказание, вплоть до смертной казни.

Китайской политической элите исторически присуще стратегическое мышление, базирующееся на исторических и культурно-цивилизационных особенностях Китая, для которого характерно долгосрочное планирование и накопление преимуществ для достижения целей, с учетом геополитических и социально-экономических факторов. В современных условиях вопросы стратегического планирования

о

приобрели особую значимость3.

Прагматизм Китая выражается в его отношении к завоевателям. Когда они побеждали в сражениях, чиновничья элита Поднебесной предлагала свои услуги, убеждая в эффективности китайских подходов. С каждым поколением завоеватели все более ассимилировались в тот порядок, который они стремились покорить. Все это происходило благодаря китайской элите, которая натравливала одни страны на другие, руководствуясь принципом "внутренние войны между варварами

1

Киссинджер Г. О Китае. Пер.с англ. В.Н. Верченко. М., 2013, с. 19.

2 См.: Рейн Крюге. КИТАЙ. Полная История Поднебесной / Пер. с англ. Д. Воронина, Ю. Гольдберга. М., 2006, с. 145-149.

3 См.: Родионов М.А. Проблемы информационно-аналитического обеспечения современного стратегического менеджмента // Научный вестник МГТУ ГА, 2004,№ 202, с.65-69.

благоприятны для Китая"4. "Конфуцианский" и "легистский" стержни культуры, величина китайского суперэтноса также всегда являлись гарантом его сохранения.

Во времена династии Цин Китай привлек внимание западной цивилизации, превосходившей Китай технологически, предлагавшей свободную торговлю, открытие посольств и расходившиеся с китаецентристской картиной мира правила взаимодействия. Сопротивление этому спровоцировало недовольство "варваров", закончилось проигранными опиумными войнами с Британией и другими великими державами. Китай при наличии технических возможностей быть морской державой, но за века до этого отказавшись от этого, оказался не готов к угрозе с моря, считавшейся естественной преградой. Элита не смогла обеспечить национальные интересы. Самоизоляция Китая, игнорирование научно-технических достижений Запада, недооценка геополитических факторов привели к поражению Китая в морском противостоянии экспансии западных стран. Срединная империя из "центра вселенной" превратилась в колонию западноевропейских "варваров", которые поделили страну на зоны своего влияния. Начался упадок Цинской империи.

Возросла коррупция, произошел разрыв власти и народа, раскол политической элиты. Консервативная бюрократия выступала за политику "закрытых дверей"5, часть буржуазии и интеллигенции - за социальные и политические реформы по европейскому образцу. Начало реформ было положено изданием указа императора "Об установлении основной линии государственной политики" в 1898 г. Одной из перемен была отмена традиционной системы императорских экзаменов в 1905 г., повлекшая "разрыв иерархического соподчинения между центром и местными элитами; общество, до того ориентированное на конфуцианское образование, оказалось в разброде, без новой идейной системы, под шквалом перемен..."6. Межклановая борьба привела к кризису, в результате чего правившая Китаем с XVII в. династия Цин была свергнута в ходе Синьхайской революции 1911 г. Политический кризис, войны, в результате которых страна практически выпала из тренда мирового развития, продлились до 1949 г., когда Правительство Китая бежало на Тайвань, положив начало расколу политических элит на гоминьдановский и коммунистический блоки. Завершился столетний период хаоса созданием Китайской народной республики во главе с Мао Цзэдуном, представлявшим "первое поколение" современных китайских элит.

Политическая система основывалась на абсолютной власти Коммунистической Партии над государственным управлением и

4 Мелихов Г.В. Политика Минской империи в отношении чжурчженей. (1402-1413 гг.) // Китай и соседи в древности и средневековье / Отв.ред. С.Л. Тихвинский. М., 1970, с. 264.

5 См.: Дергачев В. Китайская империя. URL: http://www.dergachev.ru/Landscapes-of-life/Imperial-geopolitics/03.html#.VQrOqI6sWao

Грачева Т.В. Китай в объятиях дракона. М., 2013, с. 255.

вооруженными силами. С помощью СССР в 1964 г. Китай оказался в составе "ядерного клуба", что не могло не вызвать определенных страхов в США и странах Западной Европы7. Однако реализация мер, направленных на восстановление национальной экономики и самосознания, известных как "Большой скачок" в 1958-1960 гг., во время которого по разным оценкам погибло от 20 до 30 млн. человек, "практически полностью уничтожил ту ограниченную солидарность, которая существовала в рядах коммунистической элиты, и привел к борьбе между антиэлитистской фракцией Мао Цзэдуна и другими

о

фракциями в Коммунистической партии Китая"8. Теряя позиции лидерства, Мао Цзэдун развернул "Культурную революцию". В целях недопущения возврата старого режима и развития социалистического строя власть принимает решение "разгромить тех облеченных властью, которые идут по капиталистическому пути, раскритиковать реакционных буржуазных "авторитетов" в науке, раскритиковать идеологию буржуазии, преобразовать просвещение, литературу и искусство"9. Подавление оппозиции осуществлялось руками молодежи. Далее была развернута кампания по "захвату власти" с помощью армии, контролировавшей объекты коммуникации. Создавались новые антиконституционные органы местной власти - "ревкомы" и в конце лета 1967 г. фактически была установлена военно-бюрократическая диктатура. Принятый в 1970 г. Устав КПК оградил личную власть Мао Цзэдуна от каких-либо посягательств со стороны коллегиальных партийных органов, закрепив его положение как никем не избираемого и ни

перед кем не подотчетного главы государства и главнокомандующего

10

вооруженными силами10.

Большинство исследователей считают "культурную революцию" политической чисткой в ходе внутриэлитной борьбы за власть. Как отмечает Ди Бай (США): "Культурная революция затевалась для решения множества вопросов, связанных, например, с ростом бюрократии и формированием новой элиты и новой социальной иерархии. К сожалению, эти изначальные цели были впоследствии преданы и искажены. Сегодня, с переходом Китая к капитализму, элитарность и иерархичность общества растут ускоренны-ми темпами. Если теперь Культурную революци

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком