научная статья по теме Классификация музейных форм: современное состояние и перспективы разработки новых классификационных схем Науковедение

Текст научной статьи на тему «Классификация музейных форм: современное состояние и перспективы разработки новых классификационных схем»

Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Сапанжа О. С., кандидат культурологии, доцент Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ФОРМ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ СХЕМ

Проблема классификации музеев для современного музееведения (во всяком случае, для отечественного) является весьма актуальной1, так как многообразие музеев, появившихся за последние десять лет, требует осмысления новых реальностей музейной практики.

Традиционными ориентирами для классификации многообразного музейного мира являются принципы административной принадлежности и принцип профильной классификации. Соответственно, музееведение выделяет государственные, общественные и частные музеи; по профилю - исторические, художественные, естественно-научные, отраслевые, комплексные и прочие музеи. При кажущейся полноте, эти схемы недостаточны, т.к. выделяют лишь один из аспектов музея как социо-культурного института, не всегда значимый для определения сути конкретного музея, специфики и ориентиров его деятельности. Очевидно, что в последние годы увеличилось, с одной стороны, число отраслевых и комплексных музеев, а, с другой, музеев одного класса предметов (музеи утюга, фонографов и граммофонов, часов и т.д.). Зачастую один музей объединяет два профиля2. В связи с этим, специалисты отмечают, что такое привычное основание классификации как профиль, все меньше отвечает задаче определения места музея в культурном пространстве3.

И все же пока на сегодняшний день именно административное и профильное деление является общепринятым. Кратко охарактеризуем их.

Классификация по профилю является наиболее распространенной. Профильные группы напрямую связаны с конкретной областью знаний (наукой, техникой или производством), которая является для музеев ведущей. Как отмечают музееведы, эта связь прослеживается в каждом направлении деятельности музея: «в составе фондов музея, в тематике его научной, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности»4.

Традиционно выделяют следующие профильные группы5. Группа исторических музеев представлена общеисторическими музеями, военно-историческими, этнографическими, ар-

1 Стоит подчеркнуть, что именно классификация музеев - это вопрос, с которого «началась научная рефлексия по поводу феномена музея», а различные наименования первичных музейных форм (кунсткамера, пинакотека, галерея и т.д.) можно определить «как зачатки классификации» (Музейное дело России.- М., 2003.- с.235-236).

2 По укрупненным профильным группам Минкультуры России комплексных музеев числится 1014, из них краеведческих - 857. Многим музеям присуща комплексность - это музеи-усадьбы, историко-архитектурные музеи и т.д. В то же время, немало музеев сосредотачивается на одной проблеме, теме или даже объекте или явлении. (Музейное дело России.- М., 2003.- с.178-179).

3 Музейное дело России.- М., 2003.- с.178.

4 Юренева Т.Ю. Музееведение. Учебник для высшей школы.- М.: академический проект, 2003.- с.333.

5 Деление музеев по профильной принадлежности дано на основании учебного пособия Л.М. Шляхтиной (Шляхтина Л.М. Основы музейного дела.- М.: Высшая школа, 2005). В других музейных пособиях по музееведению (например, пособия Т.Ю.Юреневой, А.Д.Тельчарова, коллективная монография «Музейное дело России» и т.д.) также приведены профильные группы музеев, но с некоторыми отличиями.

хеологическими, истории религии, историческими персональными, историческими монографическими (событийными), истории отдельных предприятий. К художественным музеям относятся музеи изобразительных искусств, декоративно-прикладного искусства, народного художественного творчества, дворцово-декоративного и паркового искусства, художественные персональные, художественные монографические музеи. Группу искусствоведческих музеев составляют музеи театрального искусства, музыкального искусства и музыкальных инструментов, фото- и киноискусства, искусствоведческие персональные, искусствоведческие монографические. В группе литературных музеев выделяют литературные музеи широкого профиля, истории книги и книгопечатания, литературные персональные, литературные монографические. Архитектурные музеи представлены архитектурными музеями широкого профиля, музеефицированными памятниками архитектуры и градостроительства, народного зодчества, архитектурные персональные. Естественно-научные музеи включают географические музеи, биологические, зоологические, ботанические, геологические, минералогические, палеонтологические, почвоведческие, антропологические, медицинские. К техническим музеям относят политехнические музеи, музеи по отраслям техники, технические персональные, технические монографические. Отраслевые музеи представлены сельскохозяйственными музеями, педагогическими, здравоохранения, спорта, отраслевыми персональными, отраслевыми монографическими. Наконец, комплексные музеи включают краеведческие музеи, архитектуры и истории, архитектуры и этнографии, историко-художественные, литературы и искусства, медицины и здравоохранения1.

Схожую классификацию предлагают авторы монографии «Музейное дело России», выделяя естественно-научные музеи, палеонтологические, почвоведения, сельскохозяйственные, научно-технические, музеи искусства, архитектурные музеи, художественные музеи, музыкальные музеи, театральные музеи, литературные музеи, педагогические музеи, исторические музеи. Вне профильных групп авторы выделяют краеведческие и мемориальные музеи, т.к. последние не связаны с определенной отраслью знаний. Действительно, существование таких музеев (и не только этих, есть еще музеи одного класса предметов, музеи-заповедники, сочетающие природный, исторический, монографический компоненты и т.д.), не позволяющих напрямую соотнести их с областью знаний или наукой, требует если не пересмотра, то хотя бы корректировки существующих классификационных схем.

Понимая недостаточность существующей профильной классификации, исследователи музейного мира все чаще пытаются предложить свой подход, отражающий специфику музейного пространства начала XXI века. Любая классификация музеев всегда современна, отвечает потребностям сегодняшнего дня. Б.А.Столяров обращает внимание на то, что «система музейной классификации находится в непосредственной зависимости от социокультурной ситуации и динамики развития музеев»2. То, что музей обладает большим потенциалом саморазвития, по мнению Б. А. Столярова делает любую общепринятую классификацию в достаточной мере условной: «деление музеев на естественнонаучные, исторические, краеведческие, художественные, искусствоведческие, литературные и другие профили представляет собой схему, устойчивость которой может размываться движением внутри каждого из названных профилей уже не один десяток лет»3.

Помимо классификации по профилю, выделяют ряд иных классификаций. В частности, классификация музея как учреждения культуры по признаку принадлежности тем или иным категориям собственников выделяет государственные музеи, ведомственные4, муниципаль-

1 Шляхтина Л.М. Основы музейного дела.- М.: Высшая школа, 2005.- с.25-28.

2 Столяров Б. А. Музей в пространстве художественной культуры и образования.- СПб., 2007.- с. 85.

3 Столяров Б.А. Музей в пространстве художественной культуры и образования.- СПб., 2007.- с. 84.

4 Музееведы отмечают сложность определения принадлежности этой группы музеев: непонятно, кто является собственником: «государство в лице «ведомства» либо непосредственно те организации, структурными подразделениями которых музеи состоят» (Музейное дело России.- М., 2003.- с.244).

ные, частные, общественные. Существует также классификация по масштабу деятельности музеев, в рамках которой выделяют музеи общегосударственного значения, республиканские, краевые, областные и местные музеи. Классификация по типу собираемых музеем памятников включает коллекционные и ансамблевые музеи (в первом случае речь идет о собирании движимых памятников, во втором - о документировании природной и культурно-исторической среды)1.

Не разработана окончательно, но определенно находится в стадии научного поиска типология музеев, отражающая специфику коммуникационного взаимодействия музея и посетителя, богатство и разноплановость подходов в контексте культурно-образовательной деятельности.

И, наконец, отметим классификацию музеев по роду (основному направлению) деятельности. Согласно этому принципу, выделяют научно-исследовательские, научно-просветительские и учебные музеи2. Речь, в данном случае, идет не об абсолютизации, а об определении доминирующего направления деятельности музея3. Однако практика развития музея показала, что научно-просветительские музеи (преобладающие в музейной сети) весьма неоднородны, а особенности их взаимодействия с посетителем различны.

Представляется, что основным недостатком существующих классификаций является невозможность учесть все формы появляющихся музеев, часто не вписывающихся в рамки профиля и т.д. Кроме того, классификация музеев не вполне позволяет достичь понимания сути музея как феномена, как культурной формы (а именно такое понимание музея является сегодня ведущим в музееведении). Еще меньше ясности классификация дает для характеристики специфики и разновидностей проявления «музейности» в культуре.

Отправным пунктом классификации, рассматривающей музей как «культурную форму», может явиться рассмотрение многообразия «музейных проявлений» вслед за структурой культуры. Связываем мы это с тем, что одной из существенных черт современного музейного мира является как раз стремление зафиксировать как можно больше сфер жизнедеятельности человека4. Современные музеи собирают и представляют (интерпретируют) все: от высокого искусства до предметов обихода (которые становятся предметом отдельного собрания, а не его частью)5.

Классификация музеев по профилю или административной принадлежности позволяет увидеть положение музейного мира сегодня, отвечает на вопрос: что, где и сколько (музеев открывается и функционирует). Структурирование музеев вслед (

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком