научная статья по теме КЛАССОВАЯ ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА И НОВАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ Социология

Текст научной статьи на тему «КЛАССОВАЯ ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА И НОВАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ»

ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИКА, № 10, 2014

© 2014 г. Евгений Гарин

инвестиционный аналитик, директор ООО «Строй Индустрия» (e-mail: power_sleep@sibmail.com)

КЛАССОВАЯ ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА И НОВАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ

Предмет исследования: исторический процесс развития общества в контексте учения исторического материализма. Проблемы неприменимости исторического материализма в качестве инструмента прогнозирования развития общества. Новая модель периодизации общественно-экономических формаций, а также определение условий перехода общества к иерархически более высоким формам производства. Определение условий и причин классовой дивергенции и организации общества. Использование новой модели периодизации общественно-экономических формаций в качестве инструмента прогнозирования развития общества.

Ключевые слова: исторический материализм, формации, мотивационная теория, теория иерархичности потребностей.

Периодизация общественно-экономических формаций в учении исторического материализма К. Маркса

Исторический материализм определяет развитие общества через последовательный процесс перехода от одних общественно-экономических формаций к другим, более развитым общественно-экономическим формациям. В работе «К критике политической экономии» Карл Маркс1 выделил «прогрессивные эпохи экономической общественной формации», которые определялись по общественным способам производства, в числе которых были названы: азиатская формация (архаичный строй); античность (рабовладельческий строй); феодализм; капитализм.

Хотя завершенной теории общественно-экономических формаций Маркс не сформулировал, обобщение его высказываний позволило выделить три формации при формировании всемирной истории по критерию доминирования производственных отношений:

1. Первичная формация. Архаичное доклассовое общество.

2. Вторичная, или «экономическая» общественная формация, основанная на частной собственности и товарном обмене. Вторичная формация

1 Маркс К., Энгельс Ф. К критике политической экономии. // Собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. Государственное издательство политической литературы, Москва, 1959, изд. 2, т. 13. с. 5-183.

включает в себя рабовладельческий строй (античная формация); феодальный строй; капиталистический строй.

Капитализм, в свою очередь, делится на четыре подэтапа: капитализм свободной конкуренции; монополистический капитализм; государственно-монополистический капитализм; государственный капитализм.

3. Третичная формация. Коммунизм. Товарооборот в третичной формации строится на принципах социального равенства и дарения.

Позднее последователями учения исторического материализма Маркса последняя третичная формация так же, в свою очередь, стала делиться на последовательные этапы: социализм; коммунизм; анархия.

Вопрос о порядке следования различных этапов третичной формации либо конечности развития общества в виде коммунистической формации до сих пор остается открытым и лежит в области прогнозирования эволюции развития общественных отношений. Сам Маркс о различных направлениях развития марксизма высказывался вполне определенно: «Ясно одно, что сам я не марксист»1.

При этом основной вклад учения исторического материализма К. Маркса в обществознание заключается в постановке и последовательном доказательстве гипотезы системного развития общества. Согласно Марксу, ход истории человеческого общества обусловлен не только субъективной волей случайных людей (вождей, лидеров, революционеров), а в первую очередь он подчиняется объективным законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, исторический материализм ставит перед собой задачу определить объективные законы развития общества и на основании этих законов спрогнозировать дальнейшее развитие общества, т. е. спрогнозировать условия и время перехода общества к эволюционно более высоким общественно-экономическим формациям.

Основными постулатами перехода от одной экономической формации к другой в учении исторического материализма служат следующие утверждения:

1) Предельная основа общества - материальное производство. Оно является источником всех процессов в обществе и определяет общественное сознание.

2) Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная совершенствованием способа производства.

3) Общество развивается эволюционно (постепенно) и революционно (скачкообразно).

Постепенное, количественное, эволюционное развитие и рост производительных сил происходят благодаря росту уровня знания и понимания

1 Маркс К., Энгельс Ф. // Указ. соч. т. 35, с. 324.

обществом природы и ее законов. На определенном этапе развитие производительных сил неизбежно вызывает необходимость скачкообразного, революционного изменения производственных отношений для дальнейшего и гармоничного развития общества.

Для объяснения смены эволюционной формы развития революционной формой К. Марксу потребовалось ввести и определить два фундаментальных понятия теории исторического материализма.

Базис (греч. ßaot^ - основа) - совокупность способа производства материальных благ и структур классов, которая составляет экономическую основу общества. Способ производства - сочетание производительных сил (трудящейся массы людей и средств производства, которыми те пользуются) и производственных отношений (общественных отношений, отношений к собственности, неизбежно возникающих в связи с производством).

По своей роли в производстве почти во всех общественно-экономических формациях К. Маркс выделяет два «основных» противоположных (антагонистических) класса: трудящиеся-производители (эксплуатируемый класс) и собственники средств производства (эксплуатирующий класс).

Надстройка (нем. Überbau; англ. Superstructure) - совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений в обществе, служащих в классовом обществе господствующему экономическому классу (эксплуатирующему) для контроля над производящим классом (эксплуатируемым).

Надстройка - сознание общества. Надстройка вторична, зависима от базиса, но обладает относительной самостоятельностью и может в своем развитии как соответствовать базису, так и опережать его или отставать от него, таким образом стимулируя или тормозя развитие общества.

Отношения между базисом и надстройкой, как и отношения между двумя антагонистическими классами, определялись К. Марксом через понятие прибавочной стоимости - основное понятие теории прибавочной стоимости К. Маркса, являющейся попыткой развития трудовой теории стоимости А. Смита.

Прибавочная стоимость - разница между стоимостью продуктов производства и стоимостью использованных для их создания ресурсов, в которую входит и стоимость рабочей силы, т. е. полученное работником в той или иной форме вознаграждение.

Для разных общественно-экономических формаций прибавочная стоимость различна и не равна нулю. Работник своим трудом добавляет в сырье, превращая его в продукт, большую стоимость, чем получает обратно в виде вознаграждения. Эту разницу присваивает собственник средств производства, который таким образом эксплуатирует трудящегося. Именно это присвоение, по Марксу, и является источником дохода собственника, т. е. в случае капитализма - источником капитала. Совокупно присвоенная клас-

сом-эксплуататором прибавочная стоимость тратится на собственные нужды и формирование институтов надстройки.

В результате постепенного развития производительных сил интересы антагонистических классов начинают все больше и больше расходиться, а производственные отношения (т. е. и надстройка, всегда так или иначе закрепляющая существующие производственные отношения) все больше и больше перестают соответствовать сложившемуся уровню развития производительных сил. Производственные отношения надстройки изменяют функцию развития производительных сил на функцию торможения развития. Это торможение, в конечном счете, и является причиной смены формаций насильственным революционным путем.

Критика марксизма

Критика марксизма - это процесс поиска и обоснования всех тех неточностей, несостоятельностей и откровенных ошибок, которые несет мировоззренческая система марксизма. Как правило, за базу такого рода критики берется аксиома о ложном отождествлении идей марксизма и коммунизма. В разное время (конец XIX - середина XX вв.) разными мыслителями делались предположения об искусственности марксистских постулатов.

В вопросе обширной критики марксистской теории следует четко разграничивать критику различных его ответвлений1:

1. «Исторический материализм» (классический марксизм): К. Маркс, Ф. Энгельс.

2. «Неомарксизм» (одна из версий творческого марксизма): Г.В. Плеханов, К. Каутский, Ю.О. Мартов, Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин, Р. Люксембург, А. Грамши, Д. Лукач, К. Корш, Р. Гароди, И. Альтюссер, Э. Фишер, Ф. Марек, Г. Петрович.

3. «Классовая теория происхождения государства» (марксизм-ленинизм): В.И. Ленин.

4. «Псевдомарксизм» (коммунизм, коллективизм, анархо-синдикализм и пр.).

Поэтому в обширной полемике выявляется три подхода к критике марксизма: ортодоксальный, ревизионистский, нигилистический.

Приверженцы ортодоксального направления стремятся реконструировать аутентичный классический марксизм, сфальсифицированный и дискредитированный, по их мнению, недобросовестными последователями К. Маркса.

Сторонники ревизионистского направления полагают, что марксизм, как всякая общественная теория, ограничен в силу естественной «текуче-

1 Бём-Баверк, Ойген фон. Критика теории Маркса. - Челябинск.: Социум, 2002.

сти» общественного бытия. Поэтому необходим критический пересмотр всего марксизма, всех его доктрин и концепций, с тем чтобы выяснить, какие из положений этого учения, истинные в XIX в., устарели в ХХ-ХХ1 вв. и не применимы к новым реалиям, какие из них остаются истинными и поныне сохраняют эвристическую ценность и практическую значимость.

Согласно нигилистическому направлению доктринальные основы марксизма изначально ненаучны, иллюзорны, утопичны. Прежде всего, они повинны в тупиковом пути

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком