научная статья по теме “КЛЕТОЧНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ” И ТЕНДЕНЦИИ В СЕЛЬСКИХ СООБЩЕСТВАХ БЛИЖНЕГО СЕВЕРА РОССИИ Социология

Текст научной статьи на тему «“КЛЕТОЧНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ” И ТЕНДЕНЦИИ В СЕЛЬСКИХ СООБЩЕСТВАХ БЛИЖНЕГО СЕВЕРА РОССИИ»

Тощенко Ж.Т. Кентавр-проблема (опыт философского и социологического анализа). М.. 2012. Тощенко Ж.Т. Теократия: миф или реальность? М., 2008.

Трушков В.В. Современный рабочий класс России в зеркале статистики // Социол. исслед. 2002. № 2.

Филатов С.Б., Бурдо М. (отв. ред.) Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. I—IV. М., 2004-2006. Хархордин О.В. Куда идет теория практик: поворот к материальности // Социол. исслед. 2012. № 11.

IV ВСЕРОССИЙСКИЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС. "Социология в системе научного управления обществом". Материалы Конгресса. Москва, 2-4 февраля 2012 года. М.: ИСПИ РАН, 2012.

Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М., 2001. Шульц В.Л. Социология знания. История и методология. М., 2006.

Щербина В.В. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. М., 2004.

Ядов В.А. Каким мне видится будущее социологии // Социол. исслед. 2012, № 4.

© 2013 г.

Н.Е. ПОКРОВСКИЙ, Т.Г. НЕФЕДОВА

"КЛЕТОЧНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ" И ТЕНДЕНЦИИ В СЕЛЬСКИХ СООБЩЕСТВАХ БЛИЖНЕГО СЕВЕРА РОССИИ

ПОКРОВСКИЙ Никита Евгеньевич - доктор социологических наук (НИУ ВШЭ). Нефедова Татьяна Григорьевна - доктор географических наук (Институт географии РАН).

Аннотация: Приведены первые результаты междисциплинарного исследовательского проекта перспектив развития современного российского Ближнего Севера (на примере поселений в Костромской области). Авторская концептуализация этих результатов обобщена понятием "клеточная глобализация". Сформулированы основные исследовательские задачи. Намечены модели хозяйственной деятельности, позволяющие уйти от жесткого усугубления социальных проблем и демографического вымирания сельской глубинки.

Ключевые слова: Ближний Север России • клеточная глобализация • Угорский проект • сообщества, сельско-городские • устойчивое развитие • развитие сельских территорий, модели

Теоретическая проблематизация - "клеточная глобализация". Состояние российского общества, несмотря на изломы и коллизии, более или менее сбалансировано и, более того, поддерживается структурами мировой глобализации, казалось бы далекими от нас. Говоря проще, мир развивается по схожим схемам, но с вариациями. В этом смысле Россия лишь инвариант состояния мирового сообщества.

В России в силу ослабленности социальной структуры российского общества активно реализует себя большинство глобалистических тенденций в "гибридной" форме. Российское общество подвержено влиянию этих тенденций, выступает как "испытательный полигон" для апробации тенденций, которые в будущем полностью проявятся в глобальном формате.

При поддержке гранта РФФИ 12-06-00406а и гранта Научного фонда НИУ ВШЭ 11-01-0160.

13

"Идеальный тип" глобализации разрабатывают современные социологи-теоретики (Арчер, Элброу, Гидденс, Тирикьян, Робертсон и др.). Дж. Ритцер формулирует модель глобализированного общества в виде набора признаков: эффективность, прежде всего экономическая, просчитываемость в рамках простых или сложных количественных моделей, предсказуемость, "ожидаемость", управление посредством технологий без участия человека. Идет создание новой рациональной системы, антипода системы, связанной с традиционной культурой.

Мир XXI в. рисовался многим социологам таинственным и неизведанным, дарующим перспективы, которых был лишен век прошлый. На деле новое столетие и эпоха "посткапитализма" предстает обыденной и даже вульгарной, но внутренне целостной. В этой исторической целостности заключена ее неизбежность. Постмодернистский хаос фрагментарных осколков смыслов и логических схем обретает несколько примитивную упорядоченность, навязывающую себя современным сообществам под именем глобализации. Попытки избежать ее бессмысленны, как в свое время было бессмысленно избежать капитализма. Каковы свойства компонентов глобализации с точки зрения содержащихся в них социальных матриц?

Всеохватность и комплексность изменений. Прежде всего, теория глобализации требует делать главный акцент не на рассмотрении отдельных "траекторий" социальных изменений в конкретных сферах, а на взаимодействии этих изменений, их переплетении и взаимозависимости. Это подразумевает рост интереса социологов к пространственно-географическим параметрам социальных изменений, их глобальному охвату. Процесс изменений проникает в микроструктуры общества (семья, малые сообщества, повседневность) и разгерметизирует закрытые образования. Быть замкнутым на себя, скрытым от внешнего мира сегодня означает закрыть себе будущее. Любые формы социальной динамики связаны с открытостью систем, образующих сетевые структуры общения, поддержки, социального контроля. Характер социальных изменений влечет за собой изменение восприятия социального времени. Траектория социального времени раскладывается на серию отрезков, каждому из которых соответствует свой жизненный "проект", часто краткосрочный. После окончания очередного проекта возникает новый, чаще радикально меняющий траекторию развития. Краткосрочная актуальность социальных практик пронизывает уровни социальной структуры. Даже традиционные институты, как семья, превращаются в экспериментальный проект вовлеченных сторон. Все носит временный характер, требуя от субъектов специфической динамики "вписывания" в краткосрочность.

Противопоставление глобального и локального. Другой аспект глобализации -тесные связи макро- и микроуровней происходящих изменений. Важной особенностью глобализации становится то, что она проникает в глубины социальных структур, превращая их в носителей новых смыслов. Это касается "локальных" ценностей, - традиций, обычаев, привычек, местных сообществ и др. Новые глобальные реалии радикально меняют даже консервативные, устойчивые структуры социального сознания и поведения. Процесс "отказа" от "старого" идет быстро, решительно, зримо. Всякое "новое" обладает, по мнению сторонников этой теории, заведомым преимуществом, поскольку оно "глобально". Из этого следует, что это "глобальное" обретает статус высшей нормативной ценности. Социальным институтам локального уровня отныне нет необходимости проходить всю вертикальную иерархию, дабы выйти на общемировой уровень. Семья, малые группы, местные организации, локальные движения и институты глобализируются прямым и непосредственным образом именно на своем уровне, демонстрируя новые формы участия в глобальных феноменах. На первый взгляд, парадоксально в этой ситуации то, что локальные структуры могут сохраниться только в случае, если станут образовывать сетевые связи, имеющие тенденцию к глобализации на своем уровне. Значение вертикальных иерархий резко снижается. Информация, финансирование, помощь приходят с горизонтальных уровней сетей, не "сверху". Все уровни при этом дистанцируются друг от друга и живут самодостаточной жизнью. Разочарование электората в макрополитике— иллюстрация этого тезиса.

Аналогичные процессы роста равнодушия между горизонтальными уровнями повсеместны, отражая развивающуюся тенденцию.

Множественность гибридов в области культуры. Теория глобализации радикально меняет представления о культуре, которая прежде рассматривалась по преимуществу как нечто либо наследуемое, либо спускаемое "сверху" и "распространяемое". В новых условиях культура становится результирующей бурного процесса "конфликтности" (ро!Шс12еС соп1ев1а1юп). Это приводит к возникновению разнообразных глобальных и локальных "социокультурных гибридов" с коротким периодом полураспада, нестабильностью, несоответствием традиционному контексту.

Примордиальные (базовые) факторы и гражданское общество. Своеобразный поворот получает тема "гражданского общества". Процесс интернализации ценностей и ценностных ориентаций приводит к тому, что регулятивно-нормативная функция общества существенно видоизменяется. Прежде подавлявшиеся гражданским обществом и не социализировавшиеся "примордиальные" феномены, близкие по характеру к фрейдовскому М и мидовскому I и проявляющие себя в контексте этнического начала, расы, пола, занимают более важное положение в глобализационных процессах и институтах. Мозаика социальных "типов" и моделей, отсутствие принципов рационализации, свобода обращения с примордиальными феноменами — создают глобалист-ско-постмодернистскую картину социального мира.

Новая концепция рациональности. Новые глобальные процессы заставляют менять концепцию рациональности "современного общества", приводя ее в соответствие с "постсовременным обществом", порождаемым глобализацией. Поскольку глобализация - нормативно-теоретическая парадигма, она и вырабатывает модели новой рациональности. При этом рациональность в глобальном смысле понимается прежде всего как свобода самовыражения многообразия.

Угорский проект - перспективы развития Ближнего Севера. Угорский проект развивался постепенно, "снизу вверх", естественным образом. В 1996 г. Н.Е. Покровский, в то время профессор МГУ, приобрел дом в сельской местности на разумном удалении от Москвы. Выбор пал на Костромскую область, деревни в Мантуровском районе на правом берегу Унжи, притока Волги. Решающими для выбора стали природная эстетика, ландшафты, трудно передаваемая словами "духовная" атмосфера деревень, полей, таежных лесов, реки. Главное впечатление от первых лет, сохранившееся поныне, это чувство свободы самореализации.

После нескольких летних сезонов в деревне стали возникать замыслы подвергнуть окружающий уклад жизни научному анализу. Прежде для Н.Е.Покровского все разделялось на части - в Москве профессиональная работа, наука, преподавание, а в деревне - отдых, приватная сфера личных интересов. Но скоро эти сферы стали соединяться 1. Деревенский уклад представлялся оригинальным, малоизученным, в общем и неизвестным. Более того, замысел исследования даже в интенции не подразумевал "крестьяноведческой" направленности, изучения крестьянских сообществ. Интересовали признаки, "индикаторы" проявления общеглобализационных процессов на микроуровнях крестьянской повседневной жизни: теоретические аспекты глобали-зационной матрицы в той мере, в какой они реализуют себя в низовых и периферийных социальных общност

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком