научная статья по теме КЛИРОВЫЕ ВЕДОМОСТИ ЦЕРКВЕЙ Г. ИРКУТСКА КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ГОРОДА (XIX - НАЧАЛО XX В.) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КЛИРОВЫЕ ВЕДОМОСТИ ЦЕРКВЕЙ Г. ИРКУТСКА КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ГОРОДА (XIX - НАЧАЛО XX В.)»

А. С. Маджаров, Е.Ю. Мамченко

Клировые ведомости церквей г. Иркутска как источник по истории города (XIX - начало XX в.)

Клировая ведомость, или список лиц духовного ведомства как документ церковного делопроизводства, содержащий сведения о различных сторонах жизни церкви, причта и церковного прихода, имеет существенное значение для изучения истории России. Однако он еще мало привлекается к научным исследованиям1, хотя и в достаточном объеме представлен в федеральных и региональных архивах в фондах Синода и подведомственных ему учреждений, духовных консисторий, епархиальных управлений, духовных правлений, монастырей, приходских и полковых церквей.

В Государственном архиве Иркутской области (далее - ГАИО) клировые ведомости сосредоточены в фондах Иркутской духовной консистории, благочинного иркутских городских церквей, отдельных храмов. Попытаемся проследить возникновение и эволюцию этих документов, а также определить их значение как источника по истории города.

В первой трети XIX в. в Иркутске действовали приходские церкви, а также Богоявленский кафедральный собор и бесприходная кладбищенская церковь. В 1850-1870 гг. появились домовые церкви при различных учреждениях и учебных заведениях, а в 1877 г. - Св. Благоверного князя Александра Невского при Иркутском батальоне. Рост числа храмов в городе сопровождался развитием соответствующей документации, в том числе клировых ведомостей (от слова «клир» - священно- и церковнослужители данной церкви). Введенные указом Синода в январе 1769 г. «именные списки всем лицам духовного звания православного исповедания»2 первоначально составлялись для характеристики социального происхождения, уровня образования, профессиональной деятельности приходского духовенства, в начале XIX в. они стали предваряться краткой запиской о церкви и приходе.

Форма клировых ведомостей была установлена в марте 1829 г. указом Синода, предписывавшим духовным консисториям напечатать и разослать по всем церквам образец ведомостей «о состоянии оных церквей и при них о числе причта, приходских дворов и в них жителей, которые следует подавать от каждой церкви епархиальному начальству»3. К указу прилагался печатный образец ведомости, в соответствующих пунктах которой следовало сообщить о времени и обстоятельствах возведения церкви, состоянии ее построек, материальном положении церкви и причта, сохранности документов церковного архива.

В ГАИО сохранились неизвестные исследователям черновики клировых ведомостей, относящиеся ко времени введения их единой формы. Особый интерес представляет ведомость первой церкви г. Иркутска - «Градо-Иркутской Спаса Нерукотворного образа церкви и при ней находящихся священно- и церковнослужителях и прихожанах за 1829 г.», полностью соответствующая установленному образцу4. Заметим, что в черновиках отсутствуют подписи членов причта, есть помарки и исправления фактической и цифровой информации. В документе сказано, что церковь ранее, до постройки Богоявленского собора, именовалась Спасским собором. (Затем Богоявленский собор стал главным храмом города, а Спасская церковь перешла в разряд приходских.) Далее содержится характеристика профессиональных качеств каждого священно- и церковнослужителя, а также помещен рапорт (без подписи) на имя благочинного Василия Шастина о предоставлении ему белового варианта ведомости.

Ведомость Спасской церкви за 1829 г. позволяет судить о категориях прихожан по сословиям, количестве дворов и числе жителей в приходе.

В начале XVIII в. по соседству со Спасской церковью возвели Богородско-Владимирскую, Прокопьевскую, Тихвинскую. Приход дробился, люди приписывались к разным церквам в зависимости от места жительства. Вероятно, поэтому в 1829 г.

Отечественные архивы. 2009. № 4

количество дворов в приходе Спасской церкви было невелико - 82, а численность прихожан, мужчин и женщин, составляла соответственно 248 и 327 человек. Жители Жилкинского селения, состоявшие в приходе Спасской церкви с 1829 г., ранее, скорее всего, были приписаны к находившемуся здесь Вознесенскому мужскому монастырю. Подразделялись они на государственных и экономических (до секуляризации принадлежавших церковному ведомству) крестьян, посельщиков (сосланных по приговору суда на поселение в Сибирь) и пропитанных (бывших каторжан, находившихся на собственном обеспечении либо получавших небольшое пособие от казны по нетрудоспособности); архиерейских служителей; посельщиков скопческой секты. Количество домов в Жилкино - 59, численность мужского населения - 217, женского -201 человек. Во всем же приходе Спасской церкви в 1829 г., вместе с жителями Жилкинского имения, значился 141 дом; мужчин - 465, женщин - 528, всего 993 человека5

Клировые ведомости оформлялись старшими членами причта (священниками или дьяконами) регулярно в конце года и передавались благочинному, который назначался епархиальным архиереем из лиц духовного звания для контроля над приходским духовенством к каждым десяти церквам (на практике к 7-12)6. Благочинный проверял точность сведений, дополнял характеристику причта и удостоверял документ своей подписью. Собранные по благочинию ведомости скреплялись в одну тетрадь и представлялись в Духовную консисторию. При этом в церквах также оставался экземпляр ведомости, поскольку велись они чаще всего в двух экземплярах. Объем ведомости составлял 20-40 страниц.

В середине XIX в. были введены типографские бланки клировых ведомостей со знаком Московской синодальной типографии и названиями граф, выведенными церковнославянским шрифтом. Формуляр соответствовал образцу 1829 г. Однако случаи бытования ведомостей, разлинованных от руки, повторялись и позже7.

Ведомость включала три основных раздела. Подчас за ними следовал «Послужной список старосты» данной церкви.

Первый из разделов представлял фактически пояснительную записку, названия не имел и включал 18 строго определенных, пронумерованных пунктов. Вначале сообщалось о времени и обстоятельствах создания церкви, о том, чьим «тщанием» и «иждивением» она построена, приводились наименования главного и придельного храмов. Эта информация имеет важное значение, ибо позволяет уточнить даты и обстоятельства возведения церквей. Например, на территории Иерусалимского кладбища в Иркутске в разное время появились две однопрестольные церкви: во имя Входа в Иерусалим Иисуса Христа и Иерусалимской иконы Божией Матери. Клировые ведомости отмечают, что первая из них, теплая, построена в 1795 г. на средства иркутского купца Михаила Сибирякова. Холодная церковь возведена рядом в 1835 г. тщанием иркутских граждан (жителей города). В 1847 г. в холодной церкви были устроены печи для отопления и вставлены зимние рамы в окна8. В конце декабря 1861 г. в Иркутске случилось землетрясение. В стенах старой церкви образовались щели, находиться там стало опасно. Поэтому в начале 1862 г. вся утварь была перенесена в новую церковь, а в старой богослужение более не проводилось9.

Клировая ведомость Иерусалимской церкви за 1864 г. отмечает, что на ремонт старой, Входо-Иерусалимской, церкви было собрано пожертвований на сумму 699 руб. серебром. Деньги поместили в Иркутский государственный банк с целью получения прибыли10. В дальнейшем вопрос о ремонте не рассматривался: в 1867 г. по предложению городской думы церковь разобрали, а на ее месте решили воздвигнуть часовню в память о находившемся здесь храме. Причт Иерусалимской церкви вышел с ответным предложением о строительстве нового теплого храма. Развернулся сбор средств, архитектор Кудельский разработал проект будущей церкви (документы были утеряны в процессе движения по инстанциям). Повторно освящена после постройки церковь была лишь 28 января 1890 г.11

Далее говорилось о количестве, наименовании и расположении церковных престолов - деревянных, металлических или каменных столов для освящения даров во время богослужения. В рассматриваемый период их количество в иркутских церквах составляло от одного (Борисоглебская церковь) до пяти (Спасская, Крестовоздвиженская). В Спасской церкви первоначально было шесть престолов, впоследствии один «от сырости весьма много повредился». Но чаще происходило наоборот - количество престолов увеличивалось. К примеру, в Тулунской Покровской церкви Иркутской епархии в 1830 г.

был один престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1859 г. уже два - во имя

12

Покрова и Успения Пресвятой Богородицы .

Церковь именовали по названию как главного храма, так и придельного. Например, Тихвинская церковь (главный храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери) в официальных бумагах значится Воскресенской (придел во имя Воскресения Господня), Архангельская церковь (главный храм во имя Архистратига Михаила) более известна как Харлампьевская (придел во имя великомученика Харлампия). Важно подчеркнуть и такую историческую деталь: один из придельных престолов церкви носил имя святого, в честь которого назвали человека, чьим «иждивением» построена церковь. Так, в Преображенской церкви был придельный престол во имя первомученика и архидьякона Стефана. Соответствующая клировая ведомость отмечает, что церковь построена тщанием иркутского купца Стефана Игнатьева13.

В пункте 4 сообщалось о наличии церковной утвари.

Затем документ (пункт 5) фиксировал штат причта церкви (иногда изменения в его составе датированы). Согласно сводной «Ведомости о состоянии церквей и причтов» по иркутским городским церквам в 1839 г. по штату полагались один протоиерей (при Богоявленском соборе), 25 священников, 15 дьяконов, 72 причетника. Фактически же в городе служили 8 протоиереев, 20 священников, 13 дьяконов, 56 причетников14. Обычно сан протоиерея (настоятеля) носил старший священник главного городского храма (собора). Кроме того, этот чин присваивали и за многолетнюю службу, и заслуги перед Церковью15. Так, в конце 1830-х - начале 1840-х гг. в сане протоиерея состояли священники Архангельской, Благовещенской, Воскресенской, Преображенской, Прокопьевской, Троицкой церквей г. Иркутска и церкви Знаменского женского монастыря. Причетников в это время было меньше положенного по штату.

В пунктах 6-10 характе

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком