научная статья по теме КНР ДЕСЯТИЛЕТИЯ ПОИСКОВ И СВЕРШЕНИЙ. 1 ОКТЯБРЯ - 60-Я ГОДОВЩИНА ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КНР ДЕСЯТИЛЕТИЯ ПОИСКОВ И СВЕРШЕНИЙ. 1 ОКТЯБРЯ - 60-Я ГОДОВЩИНА ОБРАЗОВАНИЯ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

КНР. ДЕСЯТИЛЕТИЯ ПОИСКОВ

И СВЕРШЕНИЙ

Я.М. БЕРГЕР 1 ОКТЯБРЯ - 60-Я ГОДОВЩИНА ОБРАЗОВАНИЯ

Доктор ист°рических наук КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Шесть десятилетий - малый отрезок многотысячелетней истории Китая. Но вряд ли будет преувеличением сказать, что по своему значению для страны, да и для всего человечества, он может быть поставлен, по меньшей мере, вровень с самыми судьбоносными этапами становления и развития великой китайской цивилизации. Путь, который прошла страна за последние 60 лет, не был ни простым, ни легким. Китай упорно искал модель развития, которая позволила бы ему решить проблемы вековой отсталости, угнетения и вновь подняться до высот, которых он достигал в эпохи расцвета.

Поиск не всегда был успешным. Не раз он приводил в тупик, из которого приходилось выбираться ценой огромных потерь, особенно за 3 первых десятилетия. Однако затем пробы стали более осторожными, а ошибки не столь драматичными. И, главное, пришел опыт принятия решений, хотя и не на сто процентов безукоризненных, но, без сомнения, таких, которые приносили больше положительных плодов, нежели отрицательных, подавляющему большинству нации в целом и отдельному человеку.

«ОСВОБОЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ» И РЫНОЧНЫЕ РЕФОРМЫ

Возможно, одним из основных залогов успешного развития страны за 2-ю половину шестидесятилетия стал отказ от безоговорочного следования априорным идеологическим догматам. Важнейшим оселком, на котором проверялись и оттачивались замыслы преобразований, стала практика.

Дэн Сяопин пресек ожесточенные споры партийных теоретиков относительно исключительно капиталистической принадлежности рынка. Было признано, что рыночная экономика может быть как капиталистической, так и социалистической. Поэтому судить об эффективности и полезности тех или иных реформ надлежит не по тому, насколько они соответствуют неким абстрактным идеалам. Главное - насколько они приближают решение конкретных задач в рамках общей рациональной стратегии. Отсюда мерилом очередности тех или иных рыночных преобразований становится их экономическая эффективность, тогда как

идеологическая востребованность ставится на 2-е место.

Первые шаги по высвобождению от диктата идеологии были сделаны во 2-й половине 70-х гг. XX в.

После кончины Мао Цзэдуна в 1976 г. высшая партийная, военная и государственная власть на несколько лет оказалась в руках его официального преемника Хуа Гофэна, который призвал «решительно поддерживать все решения Председателя Мао и последовательно следовать указаниям Председателя Мао». 2 года спустя, на 3-м пленуме ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) 11-го созыва, от которого идет отсчет курса на реформы и открытость, эта двойная максима канула в Лету. Ее сменил провозглашенный Дэн Сяопином тезис «практика - единственный критерий истины».

В то время была развернута первая широкая кампания за «освобождение сознания». Она, по существу, создала необходимые психологические предпосылки для начала экономических реформ. Без серьезной зачистки наследия «культурной революции» и некоторых более ранних политико-идеологических установок никакие рыночные реформы в экономике были бы невозможны. В ходе этой кампании удалось избавиться от нескольких наиболее пагубных для общественного раз-

вития догм, хотя, разумеется, далеко не все идеологические шоры и путы можно было устранить относительно быстро и безболезненно.

Пересмотру подверглись в первую очередь такие основополагающие концепты маоизма, как ставка на классовую борьбу и «продолжение революции при диктатуре пролетариата». Важные коррективы в теорию и практику маоизма внесли в конце 70-х -начале 80-х гг. преобразования сельской экономики, начавшиеся во многом по инициативе снизу. При этом следует заметить, что вся эта очистительная работа проводилась без какого бы то ни было развенчания культа самого Мао Цзэдуна.

Как Мао Цзэдун, так и Дэн Сяопин со своими единомышленниками понимали, что практически единственным резервом, который может использовать Китай для того, чтобы сделать стартовый рывок в будущее, служат миллионы трудолюбивых и нетребовательных рабочих рук. Однако соображения относительно их наилучшего применения со временем существенно поменялись. Для Мао Цзэдуна магистральный путь состоял в максимально широком обобществлении труда и быта «народных масс» деревни и города, в отрешении их от мелочных индивидуалистических забот и кон-

центрации усилий на непосредственном созидании всеобщего блага. Этот путь привел к сокрушительным провалам, к голоду и разрухе - сначала вследствие «большого скачка» конца 50-х -начала 60-х гг., а затем еще раз во второй половине 60-х - первой половине 70-х гг. из-за «культурной революции», на десятилетие дезорганизовавшей общественную жизнь в стране.

Восприняв уроки поражений, Дэн Сяопин и его последователи для достижения общенациональных целей решили опереться преимущественно на личный и частный интерес. «Освобождение сознания» позволило отказаться от тотального огосударствления хозяйственной жизни общества и взять курс на создание значительно более жизнеспособной и динамичной экономики, в которой сосуществуют и развиваются различные формы собственности: государственная и частная, коллективная и индивидуальная.

Одновременно был положен конец экономической, а затем и политической автаркии. Китай шаг за шагом отошел от маоистской концепции «опоры на собственные силы». Привлечение иностранного капитала и иностранных технологий позволило Китаю стать «мировой фабрикой», выйти на 3-е место в мире по объему внешней торговли и на 1-е -по размерам золотовалютных резервов, а затем все больше сочетать импорт капитала с его экспортом.

Процесс «освобождения сознания» носит в Китае постоянный и непрерывный характер, но его трудно назвать всеобъемлющим. Больше всего он затрагивает экономические отношения, в меньшей мере - идеологию и политику. Ряд догматов, касающихся истории правящей партии, ее устоев, места в политической системе страны, по преимуществу та-буированы. Незыблемым остается и провозглашение социалистической ориентации рыночных преобразований и общественного устройства в целом.

ПОД ПОКРОВИТЕЛЬСТВОМ СИЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Содержание китайских реформ исходит из коренных потребностей развития страны, а методы и формы их осуществле-

Курс Мао Цзэдуна привел к сокрушительным провалам.

ния во многом несут на себе отпечаток ее исторических, культур-но-цивилизационных, геополитических особенностей. Больше всего это касается взаимодействия государства и рынка.

Идея модернизации страны под покровительством сильной национальной власти зародилась в Китае еще во второй половине

XIX в. С тех пор она принимала разные обличья. Заслуга реформаторов новой волны, пришедших к руководству в конце 70-х гг.

XX в., состоит в том, что для достижения этой цели они сумели использовать рынок и участие в глобализации. Модернизация экономики и общества, таким образом, осуществляется путем взаимодействия государства и рынка, власти и бизнеса. Под воздействием такой кооперации модернизируется и собственно авторитарная власть, обретая правовую основу и некоторые начатки демократии.

Постепенное включение механизмов внутреннего и внешнего рынка для повышения конкурентоспособности предприятий и национальной экономики в целом предполагает поступательное сокращение функций государства в микро- и макроэкономике, а затем и в социально-политической сфере. Этот процесс продвигается не только благодаря субъективным желаниям власти, ее готовности к самоограничению, но также и объективно, вследствие изменений в социальной структу-

ре под воздействием рыночных преобразований. Вызревание в обществе социальных групп со своими специфическими интересами содействует формированию институтов, обладающих способностью саморегулирования, а в конечном счете может привести и к возникновению гражданского общества.

При этом государство на всем протяжении реформистского курса остается достаточно сильным, чтобы очерчивать пределы компетенции рынка, выправлять его просчеты, обеспечивать общественный порядок, социальную стабильность и безопасность. Сила власти покоится не на мощи репрессивного аппарата, а на ее легитимности. Иными словами, зависит от того, в какой мере граждане страны, основная масса народа не отчуждены от власти, насколько ее устремления отвечают их интересам и чаяниям, насколько действенна обратная связь между властью и обществом.

Первенство экономических реформ по сравнению с реформами политическими позволило достичь максимально возможной либерализации экономики при сохранении авторитарного характера власти. Такой порядок приоритетов принципиально противостоял маоистскому главенству политики над экономикой. Политика из цели превращалась в средство, а первостепенной целью становилось развитие экономики.

Китайские реформы осуществляются в комплексе, дополняя друг друга, создавая друг для друга необходимые условия и предпосылки.

Характерным примером в этом отношении может служить реформирование государственного сектора экономики. Отказавшись от шоковой терапии, от одномоментной приватизации государственной собственности, Китай избрал долгий, но более щадящий путь постепенного избавления государственных предприятий от пороков, определявших их низкую эффективность, в первую очередь - от избытка рабочей силы и от груза социальных обязательств.

Государственный сектор покинули многие миллионы работников. Но они не были выброшены на улицу. Многие прошли пе-

реобучение, повысили квалификацию или получили новую профессию. Другие сумели найти работу на предприятиях частного сектора, который стал быстро расти параллельно с реорганизацией государственных предприятий. С этой целью государство постепенно ослабляло административные, идеологические, социально-психологические и экономические препятствия на пути частного капитала, создавало законодательную базу для защиты частной собственности. В результате именно частный сектор стал тем резервуаром, который смог поглотить огромную армию избыточных работников из сектора государственной экономики. Когда же масштабы самого государств

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком