научная статья по теме КНЯЖЕСКИЕ ЦЕРКОВНЫЕ УСТАВЫ В ПРАВЕ ГОРОДСКИХ РЕСПУБЛИК СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «КНЯЖЕСКИЕ ЦЕРКОВНЫЕ УСТАВЫ В ПРАВЕ ГОРОДСКИХ РЕСПУБЛИК СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ»

КНЯЖЕСКИЕ ЦЕРКОВНЫЕ УСТАВЫ В ПРАВЕ ГОРОДСКИХ РЕСПУБЛИК СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

СУТЯГИНА Ирина Юрьевна,

соискатель кафедры теории и истории государства и права Самарского юридического института ФСИН России, Самара (Россия). E-mail: desmandado@yandex.ru

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований по проекту № 15-03-00123/15 «Источники русского городского права в XIII-XVIII вв.»

Краткая аннотация: статья посвящена княжеским церковным уставам. Рассматривается их региональная специфика и место в системе права средневековых городов Северо-Западной Руси. Определяются актуальные перспективные проблемы их исследования.

The article is dedicated to the princes' ecclesiastical statutes. Their regional features and place in law system of North-Western Russia medieval towns are considered. Actual perspective research problems are identified.

Ключевые слова: церковное право; княжеские церковные уставы; Номоканон; кормчие книги.

Ecclesiastical law; princes' ecclesiastical statutes; Nomocanon; kormchie books.

Неотъемлемой частью права как европейского, так и русского средневековья является церковное право. Очевидной спецификой даже на общерусском фоне обладает церковное право городских республик Северо-Западной Руси. Хотя церковному праву и его источникам исследователями было уделено значительное внимание, необходимость их изучения сохраняется. В частности, на наш взгляд, вызывает исследовательский интерес та роль, которую играли источники церковного права и их отдельные разновидности в общей системе права городских республик Северо-Западной Руси. С одной стороны, утверждение христианства в этом регионе было более поздним, чем в других русских землях, дольше сохранялись языческие пережитки. С другой стороны, как справедливо замечает А. Никитский, в Новгороде связь между гражданской жизнью и церковью была более сильной, чем в других русских землях . Церковь в лице архиепископа в значительной мере выполняла те политические и гражданские функции, которые в других частях Руси осуществлял князь. В связи с этим особый интерес вызывает роль в системе права городских республик СевероЗападной Руси таких источников, как княжеские церковные уставы.

Княжеские уставы привлекали внимание

1 Никитский А. Очерки внутренней истории церкви в Великом Новгороде // Журнал народного просвещения. Ч. 202. СПб., 1879. С. 1-2.

и советских, и дореволюционных исследователей. Они стали объектом специального исследования Я.Н. Щапова . Однако в современной российской историко-юридической науке им перестало уделяться должное внимание даже в исследованиях, посвященных церковному праву русского средневековья. Назрела необходимость вернуться к исследованию княжеских уставов и уставных грамот как источников церковного права . В том числе представляет интерес специфика их составления, редактирования и применения в Северо-Западной Руси.

Будучи по природе актами светской власти, уставы определяют основания деятельности церковного суда, сферу его компетенции по предметам и лицам, средства на его содержание. Княжеские уставы (Устав Владимира и Уставная грамота Святослава Ольговича) были включены в Новгородскую редакцию Кормчей, что стало одной из ее ярких отличительных особенностей. Некоторые из уставов имели общерусское распространение, другие являлись местными источниками права.

К числу первых относятся Устав Владимира Святославича о десятинах и церковных людях и Устав Ярослава Мудрого о церковных судах. Устав Владимира имел наиболее широ-

2 Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси Х!-Х!У вв. М., 1972.

3 Система источников русского права Х-ХУШ вв / Под общ. ред. Ю.В. Оспенникова. Самара, 2014. С. 210-237.

кое распространение и применение на Руси и сохранился в более чем 200 списках. Своим происхождением с Новгородом связана одна из наиболее распространенных редакций Устава -Синодальная. Устав Владимира в данной редакции вошел не только в Новгородскую Кормчую 1282 г., но и в Стоглав тремя веками позже.

Учитывая не только новгородское, но и общерусское значение списков Синодальной редакции возникает вопрос о степени отражения специфики церковного права в Новгородской республике. Как отметил Я.Н. Щапов, составитель Синодальной редакции не внес никаких новых положений о торговых пошлинах, церковных людях, мерилах. Здесь еще никак не отразилось церковное землевладение. Но существенные изменения коснулись компетенции церковного суда . Уже первые статьи содержат неоднократные настойчивые требования к светской власти не вторгаться в эту компетенцию, а также делить княжеский суд и пошлины с владыкой . Вероятно, расширялись в рассматриваемый период функции владычного наместника. В Псковской и Новгородской Судных грамотах владычный наместник выступает в качестве вершителя суда вместе с посадником и тысяцким . Расширение церковной юрисдикции на светский суд подтверждается и сфрагистическим материалом4.

Вместе с усилением влияния церковной власти в новгородской обработке Устава Владимира нашла отражение борьба церкви с языческими пережитками. Соответственно, в компетенцию церковного суда включаются такие преступления против церкви, как «потвори, чаро-деяния, волхования», случаи, когда «кто молит-

5

ся под овином, или в рощеньи, или у воды» .

В сферу церковного права традиционно включались и брачно-семейные отношения. Их регулирование является основной темой Устава Ярослава. Устав также устанавливает судебный иммунитет церкви в отношении зависимого от нее населения и духовенства. В целом в Уставе Ярослава отразился новый (по сравнению с временем принятия Устава Владимира) этап ста-

1 Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси Х!-Х!У вв. М., 1972. С. 40.

2 Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 1. С. 148-149.

3 Там же. С. 304, 331-332.

4 Янин В.Л. Новгородские посадники. М., 1962. С. 164.

5 Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. 1. С. 149.

новления церковного права, связанный с развитием и конкретизацией судебных функций церкви.

Первые исследователи Устава Ярослава, начиная с Н.М. Карамзина, рассматривали его как результат позднейшей фальсификации6. В то же время разнообразие редакций и изводов, большое количество списков (более 90)7 хотя и не позволяет, бесспорно, решить вопрос о времени происхождения архетипа, но говорит о широком практическом применении Устава в средневековую эпоху.

Представляет интерес проблема связи Устава Ярослава с православной канонической традицией. Этот вопрос породил дискуссии в ис-торико-правовой литературе. К.А. Неволин обратил внимание на то, что санкции Устава Ярослава за нарушение норм, регулирующих семейные отношения, противоречат положениям византийского права: «Номоканону, правилам св. отец совершенно неизвестны денежные взыскания с нарушителей церковных постановлений»8. Однако нет никаких бесспорных оснований полагать, что Устав Ярослава должен был непротиворечиво соответствовать византийской правовой традиции. Номоканон лишь упоминается в начале текста Устава, и Я.Н. Щапов вообще трактует фразу «сло-жихом греческыи номоканон» как «отверг греческий номоканон»9. Иную позицию отстаивает Л.В. Милов. Признавая очевидные отличия Устава Ярослава от текстов Номоканона, он настаивает на тесной связи русского памятника с византийской правовой традицией, прежде всего, с Законом Судным людем. Как заметил Милов, в тексте Устава наряду с денежными штрафами (которые взымались светской властью) имелись и четкие

указания на типичные церковные санкции («опи-

10

темию приимуть», «опитемия по закону» и т.п.) .

Внимание историков права привлекла и проблема связи Устава Ярослава с Русской Правдой. Первые исследователи отмечали отсутствие содержательных сходств между этими памятниками, хотя оба они, вероятно, создава-

6 Памятники российского права. В 35-ти т. Т. 1. Памятники права Древней Руси: Учебно-науч. пособие / Под. общ. ред. Р.Л. Хача-турова. М., 2013. С. 454-455.

7 Древнерусские княжеские уставы Х!-ХУ вв. М., 1976. С. 85.

8 Неволин К.А. О пространстве церковного суда в России до Петра Великого // Полное собрание сочинений. СПб., 1859. Т. 6. С. 300-301.

9 Щапов Я.Н. Указ. соч. С. 237.

10 Милов Л.В. Исследования по истории памятников средневекового права. М., 2009. С. 262-265.

лись в одно время. Но если для Н.М. Карамзина это служило доказательством фальсификации Устава, то другие исследователи (Ф. Мо-рошкин, К.А. Неволин) заметили, что два документа взаимодополняют друг друга . Детально рассмотрев эту проблему (в том числе на материале списков, включенных в Новгородскую Кормчую), Я.Н. Щапов приходит к выводу, что оба источника формировали единый правовой комплекс, регулирующий различные, но взаимодополняющие отношения2.

Можно проследить связи Устава Ярослава и с другими источниками, в том числе и новгородского происхождения. Так, договор Новгорода с Готским берегом и немецкими городами 11891199 гг. включил статьи об изнасиловании и оскорблении женщины, схожие с соответствующими статьями Устава Ярослава . Различия денежного счета и социальных градаций могут быть объяснены необходимостью приспособить нормы к международному применению. В то же время обнаруживается совместимость вирных ставок.

В ходе практического применения в разных частях Руси княжеские уставы многократно редактировались с целью приспособления к местным условиям. О новгородской Синодальной редакции Устава Владимира мы уже упоминали. Устав Ярослава также сохранился в списках северо-западного происхождения: в приложениях к Новгородской I летописи, к Соловецкой новгородской Кормчей, к летописи Авраамки4.

В ходе политико-правового и социально-экономического развития разных русских земель, очевидно, местных обработок общерусских уставов иногда оказывалось недостаточно. В этих случаях принимались уставы и уставные грамоты от имени местных князей, но на материале общерусских уставов (прежде всего, устава Владимира). Если возникала потребность регулирования качественно новых отношений, то могли приниматься местные уставные грамоты, не вытекающие непосредственно из общерусских уставов

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком