научная статья по теме КОЧЕВОЙ МИР ЕВРАЗИИ: ФЕНОМЕН СКИФСКОГО МИРА В ЭПОХУ ЖЕЛЕЗА Физика

Текст научной статьи на тему «КОЧЕВОЙ МИР ЕВРАЗИИ: ФЕНОМЕН СКИФСКОГО МИРА В ЭПОХУ ЖЕЛЕЗА»

Кочевой мир Евразии:

феномен скифского мира в эпоху Железа

Е.Н.Черных

Впервой половине 1-го тысячелетия до н.э. в Евразии произошла технологическая революция, связанная с началом освоения железа. На смену эпохе раннего металла, о заключительном этапе которой рассказывалось в предыдущей статье*, пришла эпоха раннего железа. И тогда одними из самых ярких обитателей степного пояса стали скифы, обладавшие неисчислимым арсеналом великолепного железного оружия [1—6]. Об этом странном и столь непохожем на эллинов степном народе еще в V в. до н.э. миру поведал древнегреческий «отец истории» Геродот в «Мельпомене» — четвертой книге своего великого труда. Сведения о характере, облике и истории культуры скифов греческий историк получил во время путешествия по берегам Понта Эвксинского. Именно там, на южной причерноморской окраине скифских владений, воинственные номады пребывали в контактах с обитателями прибрежных и отдаленных от метрополии греческих колоний. Современные ученые нередко пытаются воссоздать детальный маршрут Геродота по этим краям [7], и вполне возможно, что некоторые карты близки

* Кочевой мир Евразии: номады Запада в конце бронзового века // Природа. 2015. №2. С.43—55.

© Черных Е.Н., 2015

Евгений Николаевич Черных, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук, заведующий лабораторией естественнонаучных методов Института археологии РАН. Область научных интересов — история технологий и структура древних культур и общностей Евразии.

к истинным. Однако при попытках очертить ареал скифского мира исключительно на базе Геродотовых повествований (так называемая Геродотова Скифия) ошибочность подобного рода реконструкций становится весьма очевидной.

Скифский мир: что это?

Не только для историков, но и для археологов зарождение и стремительное формирование в 1-м тысячелетии до н.э. на евразийской арене скифского мира стало событием «номер один». Исходным ареалом этого феномена послужила западная половина Великого Степного пояса с ее пастушескими кочевыми и полукочевыми культурами. Но очень скоро номады степного Запада резко расширяют границы своих влияний — а может быть, даже владений, о чем свидетельствуют их выразительные курганные некрополи в бассейне среднего Дуная, в Паннонии. Более того, их отдельные проникновения мы видим и далее к западу — уже на Одере. На противоположном фланге весьма впечатляющие курганные комплексы находят в поразительном (примерно в 2.5 тыс. км) удалении от Джунгарских ворот — знаковой границы между Западом и Востоком — на полупустынном плато Ордос, оконтуренном гигантским меандром Хуанхэ [8]. Скифские памятники обнаруживают и далее

к востоку, на севере провинции Хэбэй, по существу, на границе с Маньчжурией. Ареал скифского металла едва ли не вплотную подходит к тихоокеанскому заливу Бохай.

Расстояние между западным и восточным флангами скифского мира поражает: не менее 8.5 тыс. км. Учитывая, что по прямой линии никто никогда не передвигался, реальные дистанции надо увеличивать по крайней мере в полтора раза. Общая площадь, занимаемая скифами, составила не менее 8—8.5 млн км2. Для сравнения: Геродотова Скифия покрывала до 0.5 млн км2 причерноморских степей. А это не более 6%, т.е. ничтожная часть от пространств всего скифского мира.

Каковы же важнейшие черты культуры скифов? Чем врезаются они в нашу память и как формируются представления о давно исчезнувшем удивительном мире? Ответ не будет сложным; речь идет лишь о нескольких чертах, зато очень ярких и легко запоминающихся.

Первое — это, разумеется, гигантские курганы вождей. Второе — скрытые под насыпями погребения с захоронениями коней, которые почти непременно сопровождали покойника в потустороннее путешествие. Третье — комплекс конской узды и лошадиной сбруи. Четвертое — металлические изделия: железное, медно-бронзовое или биметаллическое оружие, а также крупные бронзовые котлы. И наконец, пятое: неисчислимая масса неповторимых по форме и содержанию высокохудожественных золотых и серебряных изделий. Эти истинные сокровища скифского мира по праву занимали лучшие витрины центральных музеев мира; им же были посвящены многие оформленные самым совершенным образом богатые альбомы...

Наследники «майкопа» — две тысячи лет спустя

Если перечисленный перечень базовых деталей скифского мира близок к истинному, то по своей сути блок этих культур — едва ли не полное повторение (или же более позднее воссоздание) того, что мы наблюдали в «майкопе»*: те же гигантские надмогильные курганные насыпи, те же погребения вождей с высокохудожественным золотом и серебром, богатые наборы металлического оружия с бронзовыми котлами. Вот только разделял эти культуры весьма протяженный временной провал в два тысячелетия. Но таким ли уж огромным он был? Может быть, все или по крайней мере многое в нашем мире должно повторяться и повторяется в реальности?

При всем поразительном сходстве скифского и майкопского миров различия, конечно, имеются. Выглядят они также впечатляюще: все показатели давно ушедшей культуры раннего бронзового века скифы усиливают сразу как будто на два порядка. Так, площадь «майкопа» в северокавказских предгорьях весьма невелика — всего около 75 тыс. км2. Скифский мир увеличивает ее более чем стократно — до 8 млн км2! Теперь о драгоценностях: всего в майкопских могилах нашли около 7.5 тыс. золотых украшений и до 1100 серебряных предметов. Но примерно такую же массу золота и серебра археологи могли обнаружить всего лишь в одном-единственном (!) захоронении скифского князя. Учтем при этом, что едва ли не все скифские могилы были разграблены

* Кочевой мир Евразии: номады Запада на заре эпохи металлов // Природа. 2015. №1. С.28—41.

еще в древности, отчего крайне трудно определить, сколько же изделий из драгоценных металлов сопровождало вождя при похоронных церемониях в действительности. Стало быть, и в этом плане различия вряд ли могут быть меньше стократных. Добавлю также, что в «майкопе» могилы усопших вождей не сопровождались трупами забитых коней...

Удивляет еще одно обстоятельство: во времена отдаленного «майкопа» могилы соплеменников не грабили, поэтому они предстали перед археологами нетронутыми. Возможно ли объяснить это более высокой нравственностью ранних майкопских пастухов на фоне номадов скифских культур? Если да, то эта добродетель «украшала» лишь их сородичей, ведь мы знаем, что южных соседей-инородцев майкопские всадники вряд ли «освобождали» от лишних богатств только лишь ласковыми уговорами.

Курганы скифского мира

Истинное, знаковое величие скифских надмогильных насыпей поражало уже с момента возведения, по-видимому, всех, кто видел их не только вблизи, но даже издали. Не перестают, впрочем, удивлять эти громады и сегодня — ведь еще остались за створом Джунгарских ворот — на далеком Востоке — нетронутые археологами надгробья. Насыпь самого, как полагают, крупного скифского кургана Огуз в Северном Причерноморье возвышалась над степью более чем на 21 м и занимала круг диаметром до 380 м. Курган Чертомлык из этой же группы надмогильных холмов имел насыпь высотой в 20 м при диаметре 350 м. Немногим меньшей насыпью отличался курган Солоха, высота которого приближалась к 18 м. Все эти искусственно созданные возвышенности располагались в бассейне нижнего Днепра. И заметьте: почти каждый из таких выдающихся курганов местные обитатели награждали особым именем: Пять Братьев, Литая (или Червонная) Могила, Гайма-нова Могила, Толстая Могила и т.п. Скифы, соорудившие более

2 тыс. лет назад в безбрежной степи эти надмогильные холмы, имели свои расчеты: кочевавшие по равнинам или оседавшие здесь группы людей должны были ощущать невыразимое величие персон, чей прах покоился под курганами.

Действительно, могучие курганы почти всегда привлекали к себе внимание людей самых разнообразных. Когда слабели и исчезали из этих краев родичи и соплеменники усопших — реальных или мнимых — героев, незамедлительно появлялись грабители-профессионалы, способные уве-

Еще не изученные археологами огромные скифские курганы с каменными и земляными надмогильными насыпями (Синьцзян).

Курган Огуз, один из крупнейших в скифском мире, и раскопки на нем в 1979—1981 гг. (слева) и в 1891—1894 гг.

ренно судить о возможных богатствах покрытой насыпью могилы и точках, где те сокровища проще отыскать.

Громады курганов поражают: какой же объем земли, камней и иных материалов нужно было доставить на место захоронения скифских вождей! И откуда все это привозили? В 1971 г. украинский археолог Б.Н.Мозолевский [4] проводил раскопки Толстой Могилы — далеко не самого крупного из княжеских надгробий. Ее высота 8.5 м, а диаметр лишь 70 м. Объем насыпи был равен примерно 12 тыс. м3, а грунт для нее, как полагает автор раскопок, доставляли на возах на расстояние в 5 км. В сооружении насыпи, а также в погребальной

Курган Иссык в Семиречье на юго-востоке Казахстана. Справа: реконструкция похороненного под курганом вождя в золотом одеянии и с оружием.

тризне участвовали 2.5 — 3 тыс. человек. Мозолев-ский считает, что вся операция заняла примерно 8 дней. Но во время археологических раскопок для транспортировки всей этой массы земли потребовались могучие грузовики и более месяца работы. Так верны ли расчеты для скифской древности Толстой Могилы? Вряд ли. Согласно Геродоту, погребальные процедуры скифских царей совсем не столь скоропалительны, они никогда не укладывались в рамки одного года. Сооружение всего надмогильного комплекса требовало от сородичей и соплеменников колоссальной энергии. Для сравнения: насыпь кургана Огуз, по данным разных авторов, имела объем от 117 до 140 тыс. м3, т.е. десятикратно больший по сравнению с Толстой Могилой.

Порой раскопки скифских курганов продолжаются не один год, проводятся совершенно разными исследователями, при этом далеко не всегда удается восстановить истинную картину всего погребального комплекса. Как уже говорилось, курган Огуз был своеобразным рекордсменом по размерам надмогильного холма. Но он стал бы дважды рекордсменом, если бы мы вели отсчет по продолжительности раскопок: к комп

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком