научная статья по теме КОДЕКС ДОСТОЕВСКОГО: ЖУРНАЛИЗМ КАК ТВОРЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПИСАТЕЛЯ Философия

Текст научной статьи на тему «КОДЕКС ДОСТОЕВСКОГО: ЖУРНАЛИЗМ КАК ТВОРЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПИСАТЕЛЯ»

Кодекс Достоевского: Журнализм как творческая идея писателя

В. Н. ЗАХАРОВ

О том, что Достоевский - романист, знают многие, но мало кто из читателей знает, что Достоевский был незаурядным журналистом и успешным редактором.

Объем его художественного наследия давно исчислен: он написал одиннадцать романов, шесть повестей, полтора десятка рассказов. Кто-то, вероятно, их посчитает иначе, но следует довериться автору: "Бедные люди" - роман, а не повесть, "Дядюшкин сон" - повесть, "Село Степанчиково и его обитатели" - роман; "Вечный муж", хотя и одного объема с романом "Игрок", - рассказ. Так жанр этих произведений определил сам Достоевский.

Можно посчитать и их объем: почти двенадцать (11, 8 миллионов знаков в современной орфографии), или 295 авт. л. (в оригинальной "дореволюционной" орфографии объем текста на 4% больше).

Огромен масштаб его редакторской работы: с конца 1860 по март 1865 г., исключая несколько летних номеров 1862 г. и первые номера "Эпохи" за 1864 г., он лично и вместе с братом редактировал ежемесячно по 25-30 авт. л., с конца декабря 1873 по апрель 1874 г. выпустил 67 подписанных им номеров еженедельника "Гражданин". Нужно представить себе объем физического труда редактора: сколько следовало прочитать, отредактировать, перечитать, отчасти переписать чужих текстов, самому написать в общей сложности за шесть лет свыше 1500 авт. л. От этого труда почти не осталось рукописей, тем более гранок, только печатный текст. То, что уцелело, сохранилось случайно. Например, наборная рукопись "Из текущей жизни" для № 24 "Гражданина" за 11 июня 1873 г.: "1. Пожар в селе Измайлове 2. Стена на стену 3. Скандальчики". Она показывает, как Достоевский писал, составлял текст, готовил номер. Это автограф на 7 сшитых листах большого формата 35,3x23,3 см, рукопись с пропусками для вставок с газетными вырезками, исписанная плотным почерком Достоевского, на 4 л. вклеена газетная вырезка [РГБ. Ф. 93. I. 3. 10]1. Многое из того, что напечатано, Достоевский не просто читал, исправлял и перечитывал, а читал он каждое слово, каждую запятую, и не один раз, но писал и переписывал: ежемесячно в 1861-1865, 1876-1877 гг., еженедельно в 1873-1874 гг.

Не менее впечатляет журналистика Достоевского: по отношению к литературному творчеству она составляет 42% (125 по отношению к 295 авт. л.).

В журналистском наследии писателя представлены разные жанры, практически все: статьи, очерки, полемика, объявления, заметки, "картинки", сцены, внутренние и иностранные обозрения, литературная критика, рецензии, предисловия, отчеты, некроло-

© Захаров В.Н., 2014 г.

ги, примечания, но главным журналистским и литературным жанром стал фельетон. Свое пристрастие к фельетону автор оправдывал тем, что "фельетон в наш век - это... это почти главное дело. Вольтер всю жизнь писал только одни фельетоны..." [Достоевский 1972-1990 XIX, 68].Таким он стал в поэтике Достоевского. В синтезе литературы и журналистики на фельетонной основе возник оригинальный жанр "Дневника Писателя". В его помесячном издании Достоевский был редактором, журналистом и романистом в одном лице.

Мы мало знаем эту сторону жизни и творчества Достоевского.

Почему Достоевский стал журналистом, причина банальна: журналистика дает деньги. Вообще-то, деньги были у читателя, но между писателем и читателем были посредники: издатели, редакторы, книготорговцы. Они контролировали книжный рынок. Чтобы быть успешным, не нужно быть писателем. Издавать за свой счет и продавать было бесполезно: с чужаками дела не имели, авторов старались не пускать на рынок. В юности Достоевскому потребовалось несколько лет, чтобы избавиться от иллюзии, что он смог бы добыть деньги переводами и книжными спекуляциями.

Во многих странах литература развивалась в газетах и в журналах, чаще в газетах. В России XIX в. автор приходил к читателю не с книжных прилавков, а со страниц газет и журналов, преимущественно журналов. Причины различны, но в выборе писателей немаловажным обстоятельством были их тиражи и то, что новость в газете жила один день, в журнале - месяц. Не случайно журналистами были или пытались ими стать многие великие русские писатели: Карамзин, Крылов, Пушкин, Достоевский, Герцен, Некрасов, Щедрин, Толстой, Чехов и др.

Творческая судьба Достоевского во многом была предопределена предпочтениями читателей и потребностями журналистики.

Осознание журнализма как призвания возникло во время литературного дебюта Достоевского.

Войдя в круг Белинского и Некрасова, в редакцию "Отечественных записок", он оказался в стихии журнализма. В признании читателей Достоевский видел путь к успеху. Он подражал герою романа Бальзака "Утраченные иллюзии" Люсьену Рюбампре, но помня о его судьбе, смотрел на журналистику без иллюзий, хотя и воспроизводил модели его поведения: «На днях я был без гроша. Некрасов между тем затеял "Зубоскала" - прелестный юмористический альманах, к которому объявление написал я. Объявление наделало шуму; ибо это первое явление такой легкости и такого юмору в подобного рода вещах. Мне это напомнило 1-й фельетон Lucien de Rubempré. Объявление мое напечатано уже в "Отеч<ественных> записках" в Разных известиях. За него взял я 20 руб. серебр<ом>» [Достоевский 1972-1990, XXVIII(1), 115-116].

Дебютант пытался вдохновенно войти в мир отечественной литературы и журналистики. Его соблазняли успех, слава, лавры властителя дум и репутация оборотистого промышленника: «Итак, на днях, не имея денег, зашел я к Некрасову. Сидя у него, у меня пришла идея романа в 9 письмах. Придя домой, я написал этот роман в одну ночь, величина его V печатного листа. Утром отнес к Некрасову и получил за него 125 руб. ассиг<нациями>, то есть мой лист в "Зубоскале" ценится в 250 руб. асс<игнациями>. Вечером у Тургенева читался мой роман во всем нашем круге, то есть между 20 челов<ек> по крайней мере, и произвел фурор. Напечатан он будет в 1-м номере "Зубоскала"» [Достоевский 1972-1990 XXVIII(1), 116].

Достоевский не замечает, как постепенно попадает в долговую кабалу: "На днях Кра-евский, услышав, что я без денег, упросил меня покорнейше взять у него 500 руб. взаймы. Я думаю, что я ему продам лист за 200 руб. асс<игнациями>" [Там же].

Некрасов назначил ему в "Зубоскале" тот же гонорар, что и за роман "Бедные люди", -250 руб. за лист, и Достоевский вдохновлялся такими гонорарами, участвуя в коллективном "пуффе" "Как опасно предаваться честолюбивым снам", сочиняя "Роман в девяти письмах", "Ползункова" и т.д. К слову сказать, лишившись поддержки Некрасова, Достоевский быстро скатился на заурядную ставку 150 руб. за лист, и только тридцать лет спустя тот же Некрасов вернул Достоевскому прежнюю гонорарную ставку, оценив печатный

лист "Подростка" в те же 250 руб. за лист. Только после этого Катков повысил гонорарную ставку за роман "Братья Карамазовы" до 300 руб.

Журнализм был осознанным выбором гения.

В тезаурусе Достоевского есть все производные от заимствованного французского слова journalisme: журналистика, журналист, журнальный и т.п.

Даже слово журнализм есть см.: [Достоевский 1972-1990 XXVIII(2), 119].

В русском языке XIX в. журналистами часто называли не литераторов, а чиновников, которые вели журналы заседаний, документацию, делопроизводство; их было много, и все они служили в канцеляриях. Достоевский употреблял слово журналист в исключительно литературном смысле, имея в виду авторов, пишущих в газеты и журналы, сотрудников периодических изданий.

Свою концепцию журнализма Достоевский раскрыл в объявлениях об издании и подписке на журналы "Время" и "Эпоха" (1861-1865), в журнальной полемике 18601870-х гг., в записных книжках и переписке.

Журнализм как творческая установка Достоевского особенно ярко проявился в трансформациях его поэтики 1860-1870-х гг., что выразилось в усилении газетного тематизма, в актуализации фигуры читателя, в расширении полемики и публицистики, в фельетонизме стиля, в сенсационной и скандальной подаче событий, в мелодраматических эффектах повествования, в усилении риторики. Ему удалось гармонизовать риторику и поэтику, журнализм и художественность.

Достоевский не идеализировал журналистов и журналистику, его полемика с коллегами по перу исполнена сарказмом и иронией, обличениями и разоблачениями. Достаточно вспомнить его "Ряд статей о русской литературе", полемику с Добролюбовым, Щедриным, Катковым, Аксаковым, Краевским и др. в фельетонах 1860-х гг., рассказ "Скверный анекдот", повесть "Крокодил", его "Гражданин" и "Дневник писателя".

На страницах "Дневника писателя" за 1877 г. Достоевский как-то задал вопрос, кто ответит народу на запросы времени. Претенденты (духовенство и учителя) несостоятельны. В черновых материалах мелькнули и журналисты: "Журналисты. Правда, все они трусливы, но лишь перед либерализмом. Всякий поклонится идолу, который не может ни видеть, ни слышать, ни говорить. Всякий назовет правду ложью, а ложь правдой - из-за либерализма. Это глупое и тупое преклонение из страха перед всем, что либерально, надолго остановило развитие русских сил. Вместо свободных мы рабы. А рабы не скоро еще приобретут человеческое достоинство. Но перед ружьем или штыком никто из них не струсит. Всё это люди, имеющие вид джентльменов, как выразился один лондонский типографщик об одном русском, явившемся к нему литераторе" [Достоевский 1972-1990 XXV, 255].

Лично для Достоевского журналистика была миссией.

Писатель создал оригинальную концепцию журнализма. Критикуя журнальные интересы современников, он формулировал новое слово, идеи времени, формировал почвенничество, рискнул пойти на проповедь.

Вот его ключевые принципы.

С 1850 по 1875 г. Достоевский находился под секретным надзором. Его переписка подлежала перлюстрации. Было бы заманчиво найти копии таких писем, но, судя по всему, их нет: во-первых, перлюстрированные письма после доклада начальству не хранили, во-вторых, их не переписывали целиком, а делали выписки, которые, если и сохранились, уцелели случайно - а точнее не случайно, и именно потому, что были доложены Императору. Достоевский знал условия секретного надзора и некоторые письма

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком