научная статья по теме КОГДА УМЕР МИХАИЛ КЛОПСКИЙ И КТО ПРЕДСКАЗАЛ ЦЕРКОВНУЮ КАРЬЕРУ НОВГОРОДСКОМУ АРХИЕПИСКОПУ ИОНЕ? Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «КОГДА УМЕР МИХАИЛ КЛОПСКИЙ И КТО ПРЕДСКАЗАЛ ЦЕРКОВНУЮ КАРЬЕРУ НОВГОРОДСКОМУ АРХИЕПИСКОПУ ИОНЕ?»

Славяноведение, № 4

© 2005 г. А. А. ТУРИЛОВ

КОГДА УМЕР МИХАИЛ КЛОПСКИЙ И КТО ПРЕДСКАЗАЛ ЦЕРКОВНУЮ КАРЬЕРУ НОВГОРОДСКОМУ АРХИЕПИСКОПУ

ИОНЕ?

В биографии преподобного Михаила Клопского - свидетеля и участника драматических событий в последние десятилетия независимости Новгорода -остается до сих пор, несмотря на опубликованную более четверти века назад этапную статью В.Л. Янина [1], немало загадок и противоречий1. Однако прежде чем вновь ставить вопрос о происхождении Михаила, следует надежно определить время его жизни, исходя прежде всего из даты кончины. В исследовательской литературе, по крайней мере, со времен В.О. Ключевского [2. С. 212; 3. С. 42, № 128; 4. С. 32; 5. С. 187-188; 1. С. 52] в качестве такой предельно поздней даты фигурирует 1458 г. Ее выбор основан на сведениях Повести об архиепископе Ионе (называемой также житием), сообщающей, в частности, о встрече будущего владыки в детстве с клопским блаженным, предсказавшим ему незаурядную карьеру на церковном поприще (ранние редакции жития Михаила такой подробности не содержат). Михаил несколько раз назван в повести по имени, далее сообщается, что он умер не только до избрания Ионы на кафедру, но и ранее кончины архиепископа Евфимия II2.

Хотя повесть содержит достаточно ясные, казалось бы, указания на то, что она создана вскоре после смерти Ионы, ряд обстоятельств мешает признать ее ранним источником, дошедшим в том виде, в каком она была создана в последней трети XV в., во всяком случае, применительно к интересующему нас эпизоду. В первую очередь это относится к рукописной традиции памятника, которая не прослеживается ранее Великих Миней Четьих (ВМЧ) (1539 г.): другие списки, привлекавшиеся к изданию, еще моложе [6. С. 624]. Между тем, среди текстов, входящих в этот огромный двенадцатитомный свод, отчетливо можно проследить две тенденции. Это либо весьма исправные списки более ранних (порою весьма древних) памятников, либо редакции, специально созданные (на основе предшествующих) для включения в ВМЧ. И среди пространных (не пролож-ных) житий русских святых XIV-XV вв. явно преобладает эта вторая тенденция

Турилов Анатолий Аркадьевич канд. ист. наук, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН.

1 Настоящая статья представляет часть большей работы, в полном объеме публикуемой в сборнике "Средневековая Русь" (Вып. 6).

См. текст, публикуемый ниже, а также [6. С. 356].

(здесь достаточно вспомнить хотя бы житне самого Михаила Клопского, написанное в 1537 г. В.М. Тучковым) [4. С. 141-167; 5. С. 197-198; 7. С. 446-447; 8. С. 77-80].

О том, что текст повести ВМЧ явно не первоначален, свидетельствует отдельный рассказ о предсказании Ионе архиепископства, встречающийся как самостоятельная статья в сборниках3 и включенный в Новгородскую IV летопись по списку П.П. Дубровского [9. Т. 4. С. 492-493], представленный несколькими редакциями, отражающими этапы развития и трансформации этого памятника на протяжении 1470-1520-х годов. Текст загадочным образом остался неизвестен всем исследователям жития Михаила Клопского, хотя он по меньшей мере дважды публиковался начиная с 1917 г. [9. Т. 4. С. 492-493; 10. С. 223]. Н.В. Синицыну, единственно знакомую с рассказом (за исключением синодального списка) и даже занимавшуюся его рукописной традицией и текстологией [11. С. 313-314. Примеч. 67], он интересовал исключительно как источник сведений о Михаиле Медоварцеве и его семье. Нимало не сомневаясь в идентичности безымянного "блаженного мужа" рассказа с Михаилом Клопским, она даже сделала попытку определить на основании текста приблизительную дату рождения книгописца [11. С. 313-314. Примеч. 67]. Ввиду небольшого объема рассказа привожу его здесь полностью в упрощенной орфографии по изданию материалов А. В. Горского и К. И. Невоструева параллельно с соответствующей частью Повести об Ионе.

Рассказ: «Поведа нам сам господин архиепископ Иона. "Егда бех, - рече, -еще младенец, оставшу ми сиротою от отца седми лет, а от матери треи леты. И положил Бог на сердце жене вдовици, именем Натальи, матери Якова Дмит-реевича, Медоварове, а Михайлове бабе. И взяша мя в дом свой к себе, и нача кормити и одевати, яко истинная мати родная, та же мя дасть на учение грамоте диаку. Бысть же во училищи том множество детей учащихся, мне же убожества и нищеты [ради] сущу тиху и смирену. Бех бо и болезнив, не приступах к прочим детем. О нем убо играющим, якоже обычай детем, аз же на них толико смотрях, како играют. Во един убо от дний детем играющим по вечерни, и абие идяше по улици блажен муж, дети ж устремившеся на него все, начаша метати каменье и сметие на очи его, а мне стоящу на едином месте недвижимо. Он же, оставсе детей и притече ко мне, и взял мя за власы да поднял выше собя. И нача звати именем, никакож зная мя, ни отца моего, ни матери моя, глаголя: "Ива-нець, учися, господине, грамоте4 с прилежание[м]. Быти тебе в Великом Нове-городе архиепископом". И по изволению Божию, по преставлении архиепископа Еуфимия, по проречению оного уродиваго Христа ради, возведен бысть Иона на архиепископство Великому Новугороду и Пскову. И бысть на архиепископстве 12 лет и 6 месяц. Бысть же при его святительстве мир со всеми землями, и тишина, и гобзование плодом. И ныне его молитвами помилуй нас. Аминь» [10. С. 223].

Повесть: «Сей блаженный Иона, еще детску сущу ему, произбран от Бога во благое, пронаречен быв в святительство Великому Новуграду. Отрочищу еще ему сущу, осиротевшу ему от родителю своею, вдовица некая, матерьски

3 БАН, Арханг. Д. 193 (перв. треть XVI в.). Л. 460 об. 461; РГБ. Ф. 113 (собр. Иосифо-Во-локоламского монастыря). < 659. Л. 357 об. 358 об.; ГИМ. Син. 630 (втор. четв. XVI в.). Л. 240 -240 об. (последний список издан [10. С. 223]).

4 Вероятно, следует читать: "Учись господне грамоте".

поболевши о нем, въспита и, прием того аки истовая родителница. Ею же вда-ну ему бывшу некоему диакону наказатися священным книгам. Еще же и нищете к сиротству присовокупившися ему, нездрава телом творяшеть его, и чяс-тое болезнем приложение худость ему придаяше. Кротостное обычая и тихое нрава помногу снабдевати обыче добрый сей, радованию же и игранию детеи николи же приближатися изволи. И аще когда от учителя отхожаше съ множеством съученическим ему и улица граду к дому приходити бываше, всем яко де-тем игранию радующимся, той подале стояти от них обычай имяше, егда и слу-чашеся когда яко детьску позоровати.

Единою же честному Михаилу, уродивому мирови, Богови же премудрому, в граде первое шествие творящу, детищу же сему стоящу на месте укромне, и мнозем съученикомъ его играющим. И блаженнаго Михаила узревше, уродст-вено грядуща по улицы, вси детие игры свои оставльше, аки на чюдо к Михаи-лови притекоша, смеющеся о нем и ругающеся ему, изметаемая из домов сме-тиа на главу безумне възметаху и камение по ногах метаху ему. Незнаему ему сушу тогда, ибо преже вселениа его на Клопьско и первое в граде явившуся и ходящу в первый день пришествиа его в Великыи Новъград, в епископство блаженнаго Иоанна, иже позлати верх святей Софии.

И блаженный Михаило, ни едино же радение о безумии детей творяше гря-дый, но устремися в угол улицы, идеже честное детище се стояще в тихости своей. Дневному свету уже оскудеваюшу и вечеру бываюшу, но обаче внутре-ниа пресветлы очеса Михаиловы бываху. Притек бо, взят отрочища сего за власы, и подъем вышши себя, въпиаше ему: "Иване, - тако бо от святаго кре-щениа имя детищу - учи книгы прилежно, имаши бо великому граду сему архиепископ быти". И, обием его, отиде...

И летом мнозем текущим и самому пророку почившу, и Иону старость пре-имаше, обаче слово Божиа человека не мимохожаше и время прореченое над-стояше. По успении бо честнаго Еуфимиа жребием и нароком всех людии и изволением всего собора Божие наречение архиепископьства прииде на Иону, и в епископию възведоша его.

И вси округ седящии страны во вся лета епископьства его тверду имеяху любовь к нему, и мир велик к Великому Новуграду имеяху такоже и ко всем пределам его. И глубоку тишину вся страна та прият и не беяше слышанна рати во вся дни его. Благоплодны же земля зело, паче первых лет и гобизнень по всей земли Ноугородцкой и Псковской и плодовито всеми овощми бысть зело.» [6. С. 354, 356].

Уже беглое сопоставление рассказа, помещенного в синодальной Минее служебной, сборниках и Новгородской IV летописи по списку Дубровского, с Повестью об Ионе, убеждает, что он обладает явными признаками первичности по отношению к ней. Даже если оставить в стороне риторику Повести, избыточную по отношению к предельно краткому рассказу, невозможно себе представить, чтобы имя юродивого прорицателя было исключено из него сознательно (или, тем более, что его мог забыть архиепископ Иона, являющийся непосредственным источником информации), при этом повествование было дополнено подробностями о семье, в которой воспитывался Иван-Иона. Напротив, обратная ситуация не только возможна, но и вполне закономерна. Книжника второй четверти XVI в. уже не интересовали утратившие актуальность имена воспитательницы будущего архиепископа, ее сына и внука. Более того, в окружении архиепископа Макария могли почесть за лучшее не упоминать имя Михаила Ме-доварцева, причастного к недавним политическим процессам над Максимом

Греком и Вассианом Патрикеевым, а заодно и его родственников. Иное дело -имя пророка, прославленного в Новгороде своими московскими симпатиями. Его появление в повести о новгородском архиепископе в условиях централизованного Московского государства в XVI в. более чем уместно, поскольку оно служит дополнительной гарантией лояльности ее героя великокняжеской власти еще в годы независимости вечевой республики. Судя по тому, что слова "блаженный старец Михаил Клопский, уродом ся творя" применительно к безымянному до тех пор прорицателю появляются только в летописце Михаила Медо-варцева (в составе сборника БАН, Арханг. Д. 193), надежно датируемом 15281531 гг. [11. С. 313], это отождествление (отсутствующее в других ранних версиях рассказа) принадлежит самому прославленному книгописцу. Выбор имени, очевидно, обусловлен тем, ч

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком