научная статья по теме КОЛЯДОВАНИЕ ВО ВРЕМЯ ЖАТВЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ЮГО-ЗАПАДНОГО ИСТОРИКОЭТНОГРАФИЧЕСКОГО РЕГИОНА УКРАИНЫ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КОЛЯДОВАНИЕ ВО ВРЕМЯ ЖАТВЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ЮГО-ЗАПАДНОГО ИСТОРИКОЭТНОГРАФИЧЕСКОГО РЕГИОНА УКРАИНЫ)»

ЭО, 2014 г., № 2 © В.М. Конопка

КОЛЯДОВАНИЕ ВО ВРЕМЯ ЖАТВЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ЮГО-ЗАПАДНОГО ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО РЕГИОНА УКРАИНЫ)

Ключевые слова: украинцы, жатва, зажинки, колядование, первый сноп

Статья посвящена одному из важнейших элементов традиционной украинской культуры - календарной обрядности. Опираясь на полевые этнографические материалы, автор описывает и анализирует обычай исполнения колядок во время жатвы, который еще не достаточно исследован в научной литературе.

Жатва для земледельцев была очень важна, поскольку от нее зависела судьба крестьянского хозяйства. Начало и конец жатвы считались для крестьян торжеством.

В этнографической литературе Х1Х-ХХ вв. при описании жатвенной обрядности уделяли основное внимание обжиночному комплексу обычаев и обрядов. Зажинки упоминали бегло, обосновывая это отсутствием соответствующего фактографического материала. На территории Юго-Западного историко-этнографического региона Украины1 бытовал зажинный обычай, согласно которому, сжав первый сноп, исполняли рождественские колядки2. Отметим и другой менее распространенный вариант, когда пели колядки на последнем снопе (Архiв ЛНУ 2009б: 21, 60).

К сожалению, этот обычай пока еще мало исследован, библиография его незначительна, и фиксация этого явления охватывает преимущественно территорию Подолья. Из исследователей конца Х1Х - начала ХХ в. о нем вспоминают только М. Максимович (Максимович 2002: 129) и А. Крымский (Кримський 1991: 8; Кримський 2012: 354, 356). В конце ХХ в. это явление традиционной культуры стало объектом исследования нескольких этнологов и фольклористов (Виноградська 1999а: 99-104; Виноградська 1999б: 6-10; Виноградська 2006: 62-69; Творун 2006; 2007: 37-39; 2009; Ходак 1983: 98-99).

Основные источники данного исследования - полевые материалы, собранные автором во время этнографических экспедиций 2007-2012 гг. более чем в восьмидесяти населенных пунктах3. Сейчас эти материалы хранятся в архивах Львовского национального университета им. Ивана Франко (Ф. 119. Оп. 17. Д. 183-Е, 250-Е, 305-Е) и Института Народоведения Национальной АН Украины (Ф. 1. Оп. 2. Од. сб. 619).

"Колядование - это исполнение колядок в Рождественский вечер (25 декабря / 6 января)", - такое определение дано в словаре украинского языка (Гринченко 1908: 274). Более широкое толкование - это праздничные обходы с исполнением величальных песен-колядок или речитативных формул поздравлений и пожеланий, которые завершаются получением даров. В основе этих обходов была магическая идея "праздничного дня", согласно которой выраженные в период праздников пожелания должны были стать реальностью. По мнению некоторых исследователей, обряд колядования характерен лишь для зимнего календарного цикла праздников (Килимник 1994; Курочкт 1994: 366). Л. Виноградова отмечает, что колядование - это ритуал обхода домов, при-

Владимир Михайлович Конопка - аспирант Института народоведения НАН Украины (г. Львов); email: grafalf@gmail.com

уроченный преимущественно к святкам; других вариантов колядования у восточных славян она не упоминает (Виноградова 19996: 570-575). Полевые этнографические материалы и скупые упоминания в источниках и литературе позволяют утверждать, что пели колядки и в первый день жатвы, а в определенных случаях могли колядовать и в другое время года (по случаю стихийных бедствий - эпидемий, засух).

Смысл термина "колядование" в словосочетании "колядование во время жатвы", которое мы используем в своей статье, сводится к обычаю исполнения в день начала или по окончании жатвы группой или отдельными жнецами рождественских церковных или народных колядок.

Интересны для исследования обычая "колядования в жатву" запреты относительно пения рождественских песен в определенное время. Преимущественно это церковные запреты, которые очень часто получали народное толкование. Для большинства регионов Украины характерно начинать пение колядок в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). Изредка, в частности на Бойковщине, респонденты отмечали, что можно было колядовать уже тогда, когда в поле появятся первые полукопны. Правда, самого обычая колядования в поле здесь уже не помнят (Ходак 1983: 99). То, что обычай не сохранился в памяти информантов, еще не значит, что в прошлом он не был распространен на этих землях. Его существование подтверждает поговорка "Як е копа в пол^ колядують" (записанная неоднократно), она говорит о том, что можно петь колядки после того, как сожнут полукопну или копну (Архiв ЛНУ 2008: 21).

Экспедиционные исследования на территории Западного Подолья4 (Тернополь-ская обл.) подтверждают общую распространенность обычая пения колядок в жатву на этих землях, поскольку большинство информантов, которые были исполнителями обряда, о нем помнят: "То, кажуть, що колядували. Як перший снш, то зав'язала снш, i сщала на нього: чи жшка чи чоловш, хто там сщав. Зачинали колядувати, помолилися i колядували" (Архiв ЛНУ 2009б: 9); «Господар перехрестився i говорив: "Господи Боже, допомагай". Починав жати. Вижали перший снш, господар сщав, i колядували». (Архiв ЛНУ 2009б: 12); «Як вийшли в поле, нажали перший снш, сщали на землю, той снш ставили в середиш. Обсши його, заколядували "Бог Предвiчний", там другу коляду...» (Там же: 20); «Так колись ще було, старi люди кажуть... перед тим все одно ствали коляду "Вселенная веселися"» (Там же: 64).

Обычай пения колядок во время жатвы был распространен и на территории Восточного Подолья: "Як тшьки нажнуть i зв'яжуть першого снопа, хутчш сщають на нього i починають колядувати" (Творун 2009: 57); "Перший снш нажинае найстарший у им'! (дщусь, бабуся), сщае на нього i колядуе колядку з традицшного рiздвяного репертуару, тсля чого благословляе присутшх та просить допомоги у зборi врожаю та щасливому його завершенш" (Виноградська 2006: 64). Г. Виноградская констатирует общую распространенность этого обычая в южных районах Хмельницкой области5.

На Волыни также удалось зафиксировать упоминания о пении колядок на первом снопе: «Стали, господар от мш тато, прийшов перехрестився, косу в руки i "Боже допоможи". Першого накосив снопа, зв'язав, а це так було раньше, то нажав снопа ив i заколядував. ...колядували i [потом проговаривали] "Дай, Боже, за рш дождати цих жнив, а цей хлiбець спожити в доброму здоров'!"» (Архiв ЛНУ 2009а: 19). Иной респондент рассказывает услышанное от своих родителей: "Шось таке було. В наши часи, то я не помню, а рашше ше розказували, шо колядували i цьо..., як зажинали, то колядували" (Там же: 41).

В западноподольском с. Илавче пели колядки на последней культуре, которую жали, чаще всего это была гречиха: "Як вже перший снш гречки зав'язали, то колядували, а так не колядували" (Архiв ЛНУ 2009б: 25). Здесь же распространено также представление о том, что, если полежать на первом снопе, то не будет болеть спина в жатву.

Чаще всего исполняли такие рождественские колядки: "Бог Предвiчний", "Нова радкть стала", "Дивная новина", "Вселенная веселись", "Добрий вечiр тоб^ пане господарю". Интересно, что в каждом селе преимущество отдавали одной из перечисленных колядок. Например, в с. Билоскирка на Тернопольщине колядовали "Вселенная веселися", в с. Сороцкое на Теребовлянщине - "Бог Предвiчний", а на Хмельничине отдавали предпочтение колядкам "Нова радкть стала", "Добрий вечiр тоб^ пане господарю". Как отмечали информанты, пели лишь церковные колядки. Объяснение колядования самими респондентами чаще всего сводилось к формуле "Щоб Бог родив" (Архiв ЛНУ 2009б: 25); "Як жнива починаються - вже можна колядувати, а до жнив не можна. Колядують на жнива, бо вже йде до Рiздва"; "Нажавши перший снш, можна колядувати, бо вже йде до Рiздва"; "Щоб слабкть не верталася на худобу i людей" (Виноградська 2006: 65).

Пение колядок во время жатвы пока еще исследовано учеными недостаточно6. О них сохранилось очень мало свидетельств, записи - единичны. По мнению исследовательницы С. Творун, разница между рождественскими и жатвенными колядками заключается в том, что на Рождество чаще употребляется рефрен "дай, Боже", а в колядках жатвы - "славен еси на небесГ' (Творун 2009: 58).

Во время полевых этнографических экспедиций автору не удалось обнаружить колядки, которые бы пели специально в жатву. На исследуемой территории исполняли церковные колядки, те же, что и на рождественские праздники. Однако С. Творун приводит записи нескольких жатвенных колядок, которые ей удалось обнаружить на Восточном Подолье7. Их содержание созвучно с записями рождественских колядок предыдущих периодов, но исследовательнице удалось зафиксировать, что их исполняли именно во время жатвы.

Колядки - это обрядовые тексты приветственного, величального, доброжелательного характера, адресованные членам семьи. Но пение колядок во время жатвы нельзя рассматривать отдельно от контекста. В этом случае очень важны магические действия (сжинание первого снопа, сидение на нем), а не просто исполнение песенных текстов и присказок, которые являются сопутствующими элементами, хотя также важными, а потому не могут быть упущены из обряда.

Первой обычай пения колядок во время жатвы проанализировала О. Ходак. По ее мнению, в прошлом колядование имело магический характер. Учитывая то, что у славян Новый год не всегда был хронологически определенным (март, сентябрь, январь), ею была выдвинута гипотеза об исполнении колядок в любое время года; автор пришел к таким выводам, базируясь на полевом материале (Ходак 1983: 98). Однако, по нашему мнению, для каждого из периодов характерны свои песни с аграрными мотивами: весной - веснянки, осенью - жатвенные песни, зимой - колядки, щедровки. Но семантику колядования в жатву этот тезис не объясняет.

Для иллюстрации своих выводов О. Ходак приводит полевые экспедиционные записи: "Оповщають люди, у Блюдниках, за Галичем (в настоящее время - Галицкий р-н Ивано-Франковской обл.), колись, як жали перший снш, то вс женщ тримають на рущ хлiб, сщають на той снш, роблять коло i колядують. У нас такого немае, лише на новорiчнi свята могли колядувати, але серед лгга - ш" (Там же). Кроме того дается и описа

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком