научная статья по теме КОМАНДАНТЕ ХАКОБО И ЕГО “НЕЛИНЕЙНОЕ БУДУЩЕЕ” Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «КОМАНДАНТЕ ХАКОБО И ЕГО “НЕЛИНЕЙНОЕ БУДУЩЕЕ”»

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2014, том 84, № 11, с. 1042-1047

РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД НОВОЙ КНИГОЙ

DOI: 10.7868/S0869587314110139

КОМАНДАНТЕ ХАКОБО И ЕГО "НЕЛИНЕЙНОЕ БУДУЩЕЕ"

Написанная ярким языком, содержащая множество занимательных примеров из истории, не лишённая некоторой авторской отстранённости и иронии, новая книга А. П. Назаретяна* представляет собой фундаментальный научный труд о прошлом и будущем. Временной масштаб, в котором рассматривается история, и её экстраполяция в будущее выходят за рамки существования человеческого рода и простираются от момента Большого взрыва до дальних пределов постчеловеческого разума. Поэтому жанр книги относится, скорее, к тематике Big History, или Мегаисто-рии, где сама жизнь и человеческий род — лишь этапы космической эволюции.

Образ будущего не является "опережающим отражением" ещё не ставшего бытия, скорее, он представляет собой конструктивную модель сознания, включающую проекцию коллективного бессознательного и индивидуального опыта прогнозиста, экстраполированных в грядущее. При этом сам прогноз влияет на выбор возможных путей развития и, став фигурой общественного или индивидуального сознания, материализуясь в поступках людей, оказывается прогнозом самореализующимся. В силу этого рассуждения о прошлом и будущем личностно значимы, проектив-ны и зависят от нравственных и политических установок автора. Как известно, У. Черчилль назвал Россию страной с непредсказуемым прошлым, ибо в зависимости от доминирующей идеологии, которая менялась за последнее столетие как минимум трижды, менялся и официальный взгляд на историю. Вместе с тем выбором интерпретации и своим прогнозом автор может повлиять на становление будущего. Так, Карл Маркс, строя идиллию бесклассового общества, озвучив идею классовой борьбы как пути к такому будущему, вряд ли предполагал, какого демона насилия он выпускает на свободу. В этом плане трактовка прошлого и понимание будущего в моём восприятии новой книги А.П. Назаретяна не могут быть описаны в отрыве от системы ценностей и личности автора — личности яркой, нетривиальной.

*Назаретян А.П. Нелинейное будущее. Мегаистория, синергетика, культурная антропология и психология в глобальном прогнозировании. Изд. 2-е. М.: Инфра-М., 2013. 510 с.

Акоп Погосович, как многие дети послевоенного поколения, родился в семье офицера-фронтовика в многонациональном городе Баку. Поступил в Институт иностранных языков им. Мориса Тореза, по окончании которого был приглашён в Институт общественных наук при международном отделе ЦК КПСС, готовившего кадры для мирового коммунистического движения. В отличие от Академии при ЦК КПСС, где обучались партийные функционеры и где царила атмосфера карьеризма и начётничества, в институте, ориентированном на работу с разнообразным и весьма колоритным контингентом иностранных революционеров — от неграмотных партизан, боровшихся с империализмом янки, до европейских интеллектуалов, разочарованных в обществе потребления, — царил живой дух. Многие из учащихся находились в своих странах на нелегальном положении. Благодаря Акопу я был знаком с некоторыми из них. Вспоминаю Карлоса Пинто Брага — доброго великана со следами пыток на теле, грабившего на нужды революции банки в Бразилии. Карлос окончил институт и, хотя ему предлагали продолжить обучение в аспирантуре, уехал воевать в Анголу. "Нельзя есть даром хлеб чужой страны, когда на родине дети голодают", — пояснил он мне своё решение. Под стать ему была и его боевая подруга Кармен, предложившая мне фиктивный брак и возможность борьбы за светлое будущее в далёкой Латинской Америке. Революционная романтика в духе Эрнесто Че Гевары не могла оставить равнодушным ни Акопа, ни даже меня, мечтавшего о карьере учёного и исповедующего философию ненасилия.

Профессиональное знание языков и внешность (то ли армянин, то ли перс, то ли латиноамериканец) позволили Назаретяну, не привлекая ненужного внимания, совершать командировки в страны Латинской Америки и Ближнего Востока, работать как с руководителями партий и государств, так и с партизанами и подпольщиками. Латиноамериканцы называли его "Эль ко-манданте Хакобо", а в арабской стране он неожиданно для себя оказался "доктором Якуб ан-На-сыри" (Яков из Назарета).

Будучи преподавателем, "доктор-командан-те" учил и учился сам, стремясь осмыслить всю сложность и многомерность социальных процессов. В книге описан феномен трансформации

("перевёртыша") стереотипов сознания. Речь идёт о том, что многие приехавшие в СССР учащиеся из стран "третьего мира" имели восторженные и упрощённые представления о стране победившего социализма. Раз здесь нет эксплуатации человека человеком (термин "коррупция" тогда был ещё не в моде), то нет и причин для криминального поведения, полагали они. Советский Союз они считали земным раем.

В одной из книг Акоп рассказывал о забавном случае. В провинциальном советском городе никарагуанского партизана, боевого коммандос пытались ограбить в ресторанном туалете двое местных юношей с ножами. Обезоружив нападающих и держа голову одного из них у себя под мышкой (второй успел сбежать), приземистый никарагуанец, почти ласково постукивая кулаком по его скуле, приговаривал по-испански: "Товарищ — не коллективист, а советскому юноше следует быть коллективистом". При столкновении с несправедливостью и лицемерием, которых в СССР было предостаточно, некоторые восторженные поклонники социализма меняли установки на противоположные и уезжали с негативными стереотипами по поводу нашей страны. Как преподаватель и даже руководитель "практик по изучению советской действительности", Назаретян стремился показать эту дейсвительность объёмно, мягко смазывая глянцевые образы, увеличивая когнитивную сложность и многомерность сознания своих подопечных и тем самым противодействуя стереотипности мышления.

Эта работа продолжается и в его книгах, и заглавие последней из них — "Нелинейное будущее" — говорит само за себя. Книга содержит массу парадоксов и является достойной реализацией неординарной личности автора. Надо быть отчаянным нонконформистом, чтобы в одной из своих статей [1] объявить истину категорией мифологического мышления. Более поздние публикации по постнеклассической рациональности [2], методологии конструктивизма [3, 4] и ряд "круглых столов" по эпистемологии и теории познания, инициированных журналом "Вопросы философии" [5], показали, что за эпатирующим названием статьи Назаретяна скрывается глубокое содержание. Ниспровергатель основ в науке и государственник в политике, Назаретян — пример истинного космополита, противника национальных перегородок и примитивного патриотизма. В работе [6] он предлагает программу объединения закавказских республик (недавних недругов и даже врагов) в единую конфедерацию, аргументируя такую перспективу экономическими и политическими соображениями. Действительно, не так уж давно Иван Грозный с одинаковой жестокостью разрушал Новгород и Казань, входящие ныне в одно государство, ещё раньше Московское княжество воевало с Рязанским. А сколько

бед принесли войны между народами, образующими ныне Евросоюз...

Многомерность мировосприятия, независимость мышления, отсутствие страха по отношению к трудным проблемам, тяга к парадоксам, нонконформизм в социальных установках — все эти качества Назаретяна определили стиль его фундаментального труда. Неслучайно он начинает изложение эволюционной концепции с описания встречи в октябре 1962 г. советского разведчика А.С. Феклисова и американского тележурналиста Дж. Скали, близкого к семье Кеннеди, — встречи, которая положила начало разрешению Карибского кризиса. Оба не наделённые политической властью переговорщика проявили собственную инициативу, и их готовность взять риск политической ответственности на себя способствовала разрешению глобального кризиса с необратимыми катастрофическими последствиями. Не безличные законы эволюции, с жёстким детерминизмом управляющие политическими событиями, а живые, думающие и способные брать на себя решения люди двигают историю. Назаре-тян вполне убедительно показывает возможность свободы выбора в ограниченном диапазоне того, что на данный момент позволяет уровень цивилизации.

Первая и большая часть книги посвящена прошлому, в частности, исследованию того, как в менталитете человечества вызревали идеи эволюции и прогресса. Существенный прорыв в методологии комплексного исследования автор связывает с моделями самоорганизации. В разных странах они получили различные названия: синергетика, теория диссипативных структур, теория хаоса, теория сложности. По мере того как обнаружились единые механизмы возрастания и сохранения сложности в системах различного уровня организации, удалось классифицировать основные угрозы устойчиво неравновесным процессам сложных саморегулирующихся систем и выявить механизмы обострения и преодоления кризисов. Разделяя взгляды Э. Леруа, П. Тейяр де Шардена, В.И. Вернадского о превращении биосферы в ноосферу, Назаретян описывает гуманитарные механизмы такого превращения.

Эволюция человеческого менталитета, согласно Назаретяну, шла в системной взаимосвязи с хозяйственно-производственной деятельностью. Мышление первобытного охотника-собирателя ограничено очень узким временным диапазоном. Автор напоминает забавный пример из жизни аборигенов Меланезии, описанный известным антропологом Б. Малиновским. Члены племени отрицали связь половой жизни и деторождения. Разнесённое во времени зачатие и рождение ребёнка не позволяло архаичному наблюдателю осознать причинно-следственную зависимость

этих событий. На разъяснения антрополога туземцы возражали, что, если бы причиной зачатия была половая связь, то рожали бы только красивые женщины.

Чувство времени, а затем и соответствующее понятие возникают при переходе от присваивающего хозяйства к земледелию и скотоводству. Нужна революция в сознании первобытного человека, чтобы понять пользу закапывания съедобного зерна в почву для будущего урожая. На-заретян связывает первоначальное возникновение этой формы хозяйствования с ритуалом жертвоприношения зёрен тотемным богам, а уж потом отк

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком