научная статья по теме КОММЕНТАРИЙ К ОДЕ “ВОЛЬНОСТЬ” Философия

Текст научной статьи на тему «КОММЕНТАРИЙ К ОДЕ “ВОЛЬНОСТЬ”»

Комментарий к оде "Вольность"

В.Е. ВАЛЬДЕНБЕРГ

Пушкин - певец свободы. Он метко определил здесь свое призвание, которому оставался, затем, верен всю жизнь. Через всю его поэтическую, и, вообще, литературную деятельность проходит прославление свободы, как самого драгоценного блага человека, как условия, которое сообщает смысл его жизни, и как цели, к которой он должен стремиться. Но понимал Пушкин свободу не всегда одинаково. Уже в произведениях юношеского периода свобода занимает очень важное место, но этому понятию не всегда придается явный смысл. Читателю не всегда удается определить, о какой свободе идет речь, и, может быть, иногда, это трудно было бы сделать и самому поэту (см. И. Линниченко. Жизненная драма Пушкина. 1899. Стр. 6). Чаще всего Пушкин имеет в виду свободу от обязанностей, от какого бы то ни было обязательного дела, в этом понимании свобода то же, что праздность или досуг. А так как не только дело может уничтожать чувство независимости, непринужденности, но и всякие увлечения, то под свободой разумеется еще иногда свобода от увлечений и страстей. Пушкину кажется достойным зависти всякий, "чей век, свободою прекрасный" "страстью не был омрачен" (Элегия, 1816: Я думал, что любовь). Прощаясь со своими лицейскими товарищами, он убеждает их не разлучаться "с свободою и Фебом" (Разлука, 1817), он уверен, что "нам", т.е. питомцам Феба и "забавы", больше всего нужно ценить "уединение и свободу" (Послание В.Л. Пушкину, 1817). Пушкин воспевает в эту пору рыцарей "Любви, свободы и вина" (Юрьеву, 1819), сыновей "свободы, Вакха" (В. Эн-гельгардту, 1819), а его самого от суеты столицы влечет к себе "деревенская свобода", т.е. возможность, предоставляемая деревней, без памяти отдаться своим мыслям и чувствам. В сельской жизни он ценил именно эту "праздность вольную, подругу размышленья" (Деревня, 1819), о которой он говорит еще в другом месте "Сокроюсь с тайною свободой, С цевницей, негой и природой" (Орлову, 1819). Вообще, свобода эта, которая является его кумиром (Веселый пир, 1819), чисто эгоистическая, свобода для себя, и любя ее больше всего, Пушкин являет себя индивидуалистом чистой воды с сильным оттенком эпикурейства. Наряду с этим мы находим в его произведениях того же раннего периода и другое понимание свободы - свободу общественную. Существенное различие между ними то, что первая зависит от фактически сложившихся обстоятельств, между тем как вторая определяется государственным и правовым строем. Каков бы ни был этот строй, как бы ни принимал он в расчет интересы личности, обстоятельства всегда могут для человека сложиться так, что он будет лишен досуга и возможности развивать свои силы и удовлетворять те потребности, которые он считает наиболее важными. Наоборот, общест-

© Чумакова Т.В. (публикация, примечания), 2015 г.

венная свобода мыслится в постоянной зависимости от установленного правового порядка; она им обеспечивается сполна. Здесь область права, а не факты, и здесь человек находится в тесной связи с обществом. Об этой свободе Пушкин говорит в оде "Вольность", о ней же идет речь и в других произведениях. В послании к Чаадаеву 1818 поэт отказался от "юных забав" и эгоистического чувства, но он слышит "Отчизны призыванье" и ждет "с томленьем упованья минуты вольности святой" и хочет отчизне посвятить "души прекрасные порывы", т.е. потрудиться для установления этой свободы. Здесь свобода понимается не как частное дело лица, интересное только для него одного, но как дело общественное, в котором все одинаково заинтересованы, и которое зависит от государственного устройства и законов. То же самое в "Деревне" 1819 г. Если брать только те строки этой пьесы, где упоминается свобода, то нужно будет признать некоторую неясность в ее понимании. Поэт, освобожденный от суетных оков города, учится "свободною душою закон боготворить". Здесь свобода ставится в тесную связь с законом. Но наблюдая картины рабства, при которых "и труд, и собственность, и время земледельца" ему не принадлежат, но поражен тем, что все это себе присвоило барство дикое "без закона". Но неясность искупается тем, что Пушкин прямо говорит о рабстве, не как о результате злоупотребления, а как об учреждении, и ждет для отечества зари "просвещенной свободы". Об этих "вольнолюбивых надеждах" говорится в послании к Чаадаеву 1821 г. Драма "Вадим" (1822) посвященная было, по-видимому "славянской свободе", "старинной вольности" новгородцев, причем под вольностью разумевалось (так! - Т.Ч.) не столько какое-нибудь государственное устройство, сколько свобода от иноземного ига, от подчинения "чуждому", т.е. варяжскому князю. В отрывке "Недвижный страж" (1823) изображается судьба европейских народов, обреченных "тихой неволе" т.е. лишенных политической свободы. В "Андре Шенье" юный певец, осужденный на казнь, "поет свободу". Он вспоминает то время, когда "закон, на вольность опершись, провозгласил равенство". Но вообще произведений, где говорится о свободе в общественном значении, у Пушкина гораздо меньше, чем таких, в которых он имеет в виду свободу личную, и при том фактическую, а не юридическую. И в упомянутом сейчас произведении, наряду с общественной свободой, речь идет также о свободе личной. Так, в "Андре Шенье" поэт вспоминает "свободу и друзей, и сладостную ложь". А около середины 20-х годов наступает у Пушкина разочарование в общественной свободе и возвращение к свободе личности (ср. Слонимский. Пушкин и декабристское движение. Брокг. II стр. 521-526 ([Слонимский 1908]. - Т.Ч.). Пушкин никогда не изменяет программе своих юношеских лет, в которой "уничтожение рабства" занимало видное место, но у него ослабевает интерес к общественной свободе, она начинает ему казаться слишком малозначительной по сравнению с внутренней свободой. Поэтому он все свое внимание уделяет именно этой свободе, и вопрос о ней мало-помалу превращается в вопрос о смысле жизни. Хотя в этот период Пушкин говорит о той же личной и фактической свободе, которую он воспевал и раньше, но он дает ей иное содержание. Встречается и теперь упоминание о свободе в старом смысле. Например, в стихотворении "Алексееву" 1821 г. Пушкин называет себя "свободы друг миролюбивый" и противопоставляет этой свободе "плен опасной красоты", но гораздо чаще он говорит о ней, как о деле прошедшем. Он говорит о тех годах, когда он вторил дружбе "в час веселий и свободы" (Ты прав, мой милый друг, 1821), вспоминает о прошедшем времени "свободы, лени и безделья" (Из письма к Я.Н. Толстому, 1822), когда "свобода, слава и любовь" волновали его кровь (Демон, 1823). Там свобода, которая его прельщает теперь, отличается от прежней, во-первых, более сознательным отношением к общественной свободе, и во-вторых, более серьезным содержанием. Пушкин высказывается отрицательно о той внешней свободе, которую может дать государство, она его не удовлетворяет... Особенно же определенно это настроение выразилось в стихотворении 1836 года "Из Пиндемонти". <...> Пушкин заявляет, что он недорого ценит "громкие права" вроде права "оспаривать налоги" или свободы слова; он равнодушен к форме правления: "зависеть от властей (вар. от царя), зависеть от народа - Не все ли нам равно?". "Иная, лучшая потребна мне свобода", говорит он, и разумеет чувство независимости, образующееся у человека при серьезном интересе к природе, к искусству, к науке, которым он не изменяет ради почестей и внеш-

них выгод. Это то, что Пушкин еще в 1819 году очень удачно определил словами: "просвещенная свобода" (Деревня). Теперь он и ценит свободу, не как возможность ничего не делать, а напротив - как возможность работать над своим самосовершенствованием. Это та свобода, о которой он говорил в посвящении к "Кавказскому пленнику" (1820-21): "сердце укрепив свободой и терпеньем, Я ждал беспечно лучших дней". Еще определеннее об этом в послании к Чаадаеву 1821 г.: "Ищу вознаградить в объятиях свободы Мятежной младостью утраченные годы И в просвещении стать с веком наравне". Со свободой теперь неразлучны для Пушкина "и тихий труд, и жажда размышлений" (там же). И когда на вопрос книгопродавца: "Что же изберете вы?". Поэт отвечал: "Свободу". (Разговор книгопродавца с поэтом. 1824), мы хорошо понимаем, что это свобода не для безделья, а для серьезного дела, для большой работы. Ее не может дать никакое государственное устройство, это не правовая, а фактическая свобода. <. .>

Две задачи поставил перед собой поэт: воспеть вольность и поразить на троне порок. Вторая задача осталась почти невыполненной, к ней относится только строфа третья, да еще, пожалуй, стих восемьдесят восьмой, между тем как к первой - вся ода.

Эта односторонность в развитии темы случайна, помимо воли автора, или же она входила в его план. Но она во всяком случае легко объясняется из его идей, проводимых в оде. Если народ в такой же мере может явиться нарушителем свободы, как и цари (стихи 4344 и 53-54), то приходится поражать порок не только на троне, но и на низах. Это затеняет вторую задачу, она как бы отступает на задний план. <.. .>

Предрассуждение - то же, что в современном языке предрассудок: мнение, принятое на веру, без проверки его разумом. Встречается у Пушкина не один раз <...> Говоря, что "везде неправедная власть" воссела в "мгле предрассуждений", Пушкин выражал, очевидно, ту мысль, что власть пользуется людскими предрассудками для укрепления своего могущества. Относится ли это ко всякой власти или к одной только неправедной, незакономерной, - остается не совсем ясным. Если так понимать это выражение, то под предрассудками придется разуметь стремление к почестям, внешним отличиям, вроде орденов и т.п., раздавая которые, власть приобретает себе сторонников, или которые она раздает взамен более существенных благ, полученных от подданных. Но возможно и другое понимание, а именно что самое существование власти есть предрассудок; если же от него освободиться, то окажется, что власть не нужна, что можно жить и без нее. Отголосок этой мысли можно видеть в "Андре Шенье" (1825), ст. 40-42:

От пелены предрассуждений

Разоблачался ветхий трон;

Оковы падали.

Здесь предр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком