научная статья по теме КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ПОХОРОННОГО ОБРЯДА И НОВЫЕ РОЛИ ЛОКАЛЬНЫХ РИТУАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ПОХОРОННОГО ОБРЯДА И НОВЫЕ РОЛИ ЛОКАЛЬНЫХ РИТУАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

ЭО, 2014 г., № 2 © А.Д. Соколова

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ПОХОРОННОГО ОБРЯДА И НОВЫЕ РОЛИ ЛОКАЛЬНЫХ РИТУАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Ключевые слова: похоронный обряд, ритуальные услуги, ритуальные специалисты

В статье рассматриваются трансформации, произошедшие в последние десятилетия в сельском похоронном обряде в связи с появлением новых групп акторов, которым необходимо выстроить отношения не только с родственниками покойных, но и с традиционными ритуальными специалистами. Для средней полосы России традиционным ритуальным специалистом в ситуации отсутствия священников и ритуальных служб на протяжении ХХ в. были так называемые бабушки-читалки, которые осуществляли подготовку тела к погребению. Бурный рост организаций, предоставляющих ритуальные услуги, поставил вопрос о необходимости разделения сфер влияния между этим новым посредником в организации похорон и традиционными акторами: народными ритуальными специалистами (читалками) и православными священнослужителями. На первый взгляд, сферы их деятельности не должны пересекаться и вступать в какой-либо конфликт. В действительности это не совсем так.

Похоронный обряд не является повседневно необходимым знанием, поэтому для его сохранения и воспроизводства в культуре важную роль играют локальные ритуальные специалисты, своего рода религиозные профессионалы в деревенском обществе. Особенно возрастает их значение в ситуации, когда исчезает связь с другими проводниками ритуального знания, такими, например, как приходские священники, на протяжении долгого времени игравшие важную роль в духовной жизни сельской общины. В данной статье на материалах сельских районов Владимирской области мы проследим те изменения, которые происходили с локальными ритуальными специалистами и похоронным обрядом в последние десятилетия в связи с возрождением церковной жизни и появлением коммерческих похоронных агентств.

Во Владимирской области, так же, как и в других регионах России (Тульцева1992: 355), в ситуации диффузии официальной церковной иерархии, функции ритуальных специалистов в основном брали на себя несколько строго определенных категорий граждан: (1) люди из состава причта, (2) набожные и наиболее образованные пожилые люди1, (3) представители религиозных меньшинств, традиционно менее зависимые от институционализированной религиозной организации, как например, старообрядцы-беспоповцы (ПМА-4). Одними из наиболее универсальных специалистов такого типа во Владимирской области являются так называемые читалки. Заметим, что при повсеместном распространении специалистов такого рода само слово читалка встречается далеко не везде и скорее является локальным термином.

Диапазон функций, которые закреплены за читалкой, достаточно широк и выходит за пределы похоронной обрядности. Чаще всего это чтение Псалтыри по покойнику, народная медицина и лечение заговорами2. Кроме того, в зависимости от распространенности на данной территории этого обычая, читалки могут принимать участие в обряде проводов души покойного на сороковой день. Помимо этого, возможно участие чита-

Анна Дмитриевна Соколова - к.и.н., научный сотрудник отдела русского народа Института этнологии и антропологии РАН; e-mail: annadsokolova@gmail.com

лок в единичных обрядах, таких, например, как освящение нового кладбища (ПМА-6, ПМ Сергеева). Кроме того, в советское время, при практически полном отсутствии церквей и священников, читалки крестили детей. Набор функций, закрепленных за читалкой зависит от потребностей и особенностей конкретного сельского сообщества.

Необходимо отметить, что широта функций читалок в некоторых местах, по-видимому, напрямую связана с распространением старообрядцев беспоповских согласий, в которых важную роль играет уставщица общины. Так, например, в Селивановском районе, где распространено старообрядчество, при проведении социологического опроса в 2005 г. выяснилось, что большинство взрослого населения было крещено в советское время "бабушками-читалками" (АЛИСРП). Об этом же свидетельствуют и священники данного региона.

К этому же району (дер. Переложниково) относится свидетельство о том, что при организации нового кладбища в середине 2000-х годов освящали его именно старообрядческие читалки. Это кладбище не является чисто старообрядческим - на нем хоронят всех окрестных жителей, вне зависимости от конфессиональной принадлежности:

Ну как я освящала? Ждали-ждали, когда поп приедет. У меня муж болеет. Донимал-донимал: "неужели же я не заслужил земли своей, чтобы мне идти?" Он там второй был. А теперь все ложат <...> Когда освящали, уж я не помню какие молитвы читали. У меня была святая вода, я сама ее у себя на окне в крещение освящала <.> Я помолилась. Они брызгали [святой водой. - А.С.]. Три раза мы обошли его и стали хоронить. Хорошо очень даже. Я довольна, что муж мой пошел на свою землю... (ПМ-Сергеева 2008).

При полном отсутствии церквей в районе в советское время, к услугам старообрядческих бабушек-читалок прибегали не только старообрядцы, но и православные3, считая их достаточно авторитетными и профессиональными для того, чтобы совершать все необходимые религиозные обряды, за исключением венчания4.

В то же время, в районах, где старообрядчество распространено меньше, функции читалок гораздо уже и могут сводиться к чтению Псалтыри и лечению молитвенными заговорами.

Остановимся подробнее на тех обрядах, которые исполняют читалки. Наиболее распространенным из них является чтение Псалтыри по покойнику. Теоретически, Псалтырь может читать любой человек, но на практике в каждой деревне есть свои читалки, и родственники приглашают их. Сами читалки утверждают, что лучше для покойника, чтобы читали его родственники (ПМ-Сергеева). Обычно Псалтырь читают три читалки, но их может быть и меньше, в зависимости от того, сколько читалок есть в данный момент в этой деревне.

За чтение Псалтыри читалкам принято давать милостыньку - что-то из вещей покойного, либо специально купленные новые вещи (чаще - платки), либо что-то из еды, которую приносят люди, пришедшие проститься с покойным. В последнее время им иногда просто дают деньги.

B некоторых случаях читалки появляются в доме покойного еще до чтения Псалтыри, поскольку они же и обмывают тело и одевают его. Однако, это случается сравнительно редко. Раньше во многих деревнях был специальный человек, которого приглашали обмывать покойников5. Сейчас, по выражению одной из информанток, "уж наверно кто может, тот и обмывает" (ПМА-3). Обыкновенно это либо родственники или знакомые, либо работники морга, если покойного отправляют в морг.

Еще одной похоронной практикой, в которой участвуют читалки, является обряд проводов души покойного на сороковой день после смерти.

Отметим, что некоторые читалки принимают гораздо более деятельное участие в организации и проведении похорон. Например, одна из читалок Суздальского района не только читала Псалтырь, но и заказывала заочное отпевание в церкви, привозила землю и совершала обряд предания земле (ПМА-5).

Принимая деятельное участие в похоронном обряде, читалки одновременно стремятся облегчить загробные страдания души умершего, и сами достигают духовного очищения, считая, что обмывание покойников и чтение Псалтыри способствует спасению их собственной души (Прокопьева 1999: 189-190, Кремлева 1981: 22, Кремлева 1993: 13, Листова 1993: 53).

Другой важной функцией читалок является врачебная функция. В основном, - это заговорные практики. Отметим, впрочем, что сами читалки считают заговорные тексты молитвами, поскольку в них присутствуют имена святых и Богородицы. При этом, по нашему наблюдению, в восприятии самих читалок заговорные практики являются второстепенными по отношению к практикам, входящим в похоронно-поминальный обряд. Чрезвычайно важным является то общественное мнение, которое формируется в связи с заговорными практиками читалки. Так, если превалирует мнение, что данная женщина способна вылечить человека, то к ней будут обращаться и как к специалисту по другим обрядам - похоронному, крестильному и т.д. Если же в общественном мнении возникает идея о том, что знахарка может наводить порчу, сглаз, или как-то еще приносить вред своими заговорными практиками, отношение к ней меняется, и к ней перестают обращаться и в связи с обрядами жизненного цикла, и другими обрядами. Хорошим примером здесь может служить читалка из Суздальского района, которая была крайне востребована как специалист по похоронному обряду. В ее функции входило не только обмывание покойного и чтение Псалтыри, но также и организация заочного отпевания, доставка земли из храма. Однако с тех пор, как несколько месяцев назад у одной из сельских жительниц возникло мнение о том, что читалка "испортила" ее ребенка, к ней перестали обращаться и как к знахарке, и как к обмывальщице, и как к специалисту по чтению Псалтыри.

Как следует из наименования, читалками чаще всего становятся женщины, но нам известны единичные случаи, когда те же самые функции выполняли мужчины и даже пожилые семейные пары (Суздальский район, ПМА-5).

Наиболее распространенным условием для читалки является возрастное и/или социальное состояние, при котором она не обременена многочисленными семейными и рабочими заботами, а также не имеет сексуальных контактов и дурных привычек (пьянство, курение). Чаще всего, таким образом, это "старые девы"6, вдовы, просто пожилые женщины. Остается открытым вопрос о том, является ли тот факт, что большинство ритуальных специалистов такого типа - женщины, следствием некоей ген-дерной специфики данного рода деятельности, или того, что мужчины реже удовлетворяют подобным критериям.

Другим важным условием для того, чтобы стать читалкой, является умение читать на церковнославянском языке. Подавляющее большинство читалок не имели этого навыка до того, как начали читать Псалтырь по умершим, и специально овладели этим искусством. Чаще всего это научение происходит в начале практики чтения Псалтыри, когда новая читалка еще не действует самостоятельно, а находится как бы в обучении у более опытных женщин.

Существуют разные варианты того, как женщины становятся читал

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком