научная статья по теме КОММОДИФИКАЦИЯ РИТУАЛА ПОГРЕБЕНИЯ, ИЛИ ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «КОММОДИФИКАЦИЯ РИТУАЛА ПОГРЕБЕНИЯ, ИЛИ ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ»

Fraenkel 2011 - Fraenkel B. Street Shrines and the Writing of Disaster: 9/11, N.Y., 2011 // Grassroots Memorials: The Politics of Memorializing Traumatic Death / Ed. by P.J. Margry, C. Sánchez-Carretero. N.Y.; Oxford: Berghahn Books, 2011. P. 229-243.

Gardner 2011 - Gardner J.B. September 11: Museums, Spontaneous Memorials and History// Grassroots Memorials: The Politics of Memorializing Traumatic Death / Ed. by P.J. Margry, C. Sánchez-Carretero. N.Y.; Oxford: Berghahn Books, 2011. P. 285-303.

Grassroots Memorials 2011 - Grassroots Memorials. The Politics of Memorializing Traumatic Death / Ed. by Peter Jan Margry and Cristina Sánchez-Carretero. N.Y.; Oxford: Berghahn, 2011.

Mitford 1963 - Mitford J. The American Way of Death. N.Y.: Simon and Schuster, 1963.

Nicolas 2007 - Nicolas L. Les bouquets funéraires des bords de routes // [Электронный ресурс]: http://www.imageson.org/document860.html (дата обращения 27.12.2012).

Sánchez-Carretero 2011 - Sánchez-Carretero C. The Madrid Train Bombings: Enacting the Emotional Body at the March 11 // Grassroots Memorials: The Politics of Memorializing Traumatic Death / Ed. by P.J. Margry, C. Sánchez-Carretero. N.Y.; Oxford: Berghahn Books, 2011. P. 224-261.

Schramm 2011 - Schramm K. Introduction: Landscapes of Violence: Memory and Sacred Space. // History and Memory. 2011. Vol. 23. № 1. P. 5-22.

Simpson 2006 - Simpson D. 9/11: The Culture of Commemoration. Chicago: University of Chicago Press, 2006.

Spontaneous Shrines 2006 - Spontaneous Shrines and the Public Memorialization of Death. / Ed. by Jack Santino. Palgrave Macmillan, 2006.

Zeitlin 2006 - Zeitlin S. Oh Did You See the Ashes Come Thickly Falling Down? Poems Posted in the Wake of September 11 // Spontaneous Shrines and the Public Memorialization of Death / Ed. by J. Santino. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2006. P. 99-118.

Zuber 2011 - Zuber D. Sanctimony, Memorials, and Sanctification: the Sacred and Profane in Remembering Ground Zero // [Электронный ресурс]: URL: https://www.academia.edu/1761765/ Sanctimony_Memorials_and_Sanctification_the_Sacred_and_Profane_in_Re-membering_ Ground_Zero (дата обращения 11.12.2013).

ЭО, 2014 г., № 2 © Е.Н. Моисеева

КОММОДИФИКАЦИЯ РИТУАЛА ПОГРЕБЕНИЯ, ИЛИ ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ

Ключевые слова: рынок ритуальных услуг, секуляризация, коммоди-фикация ритуала похорон, достойные похороны

В данной статье рассматривается, как происходила передача рынку такой сферы частной жизни как организация похорон для умершего члена сообщества, какие конфликты при этом возникали и как, в конце концов, ритуал организации достойных похорон стал рыночным благом. На материалах Европы, США и России будут рассмотрены два институциональных типа организации похоронной сферы - муниципальный и коммерческий, на примере которых можно проследить, как проходила коммодифика-ция ритуала погребения.

Введение. В своей последней книге Арли Хохшильд (Hochschild 2012) рассказывает о том, как медленно, но настойчиво рынок проникает в сферу личных и семейных

Екатерина Николаевна Моисеева - к. с. н., младший научный сотрудник Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге; e-mail: emoiseeva@eu.spb.ru

отношений. Мы передоверяем профессионалам занятия, которые раньше считались исключительно приватными, тем самым отдавая на "аутсорсинг" часть своего "Я". Однако такие коммерческие виды деятельности как организация дней рождений для детей, забота о пожилых членах семьи, проведение мастер-класса по поиску партнера в Интернете, захоронение умершего родственника в океане, аренда друга и даже психологическая помощь домашним животным не возникли бы, если бы не было на них спроса. В современном мире у людей не хватает времени на то, чтобы осваивать и выполнять свои семейные обязанности, поэтому они предпочитают нанимать профессионалов, которые сделают все наилучшим образом за них. Рынок становится решением многих проблем.

В данной статье рассматривается, как происходила передача рынку такой сферы частной жизни как организация похорон для умершего члена сообщества, какие конфликты при этом возникали и как, в конце концов, ритуал организации достойных похорон стал рыночным благом.

Рынок ритуальных услуг возникает вследствие коммодификации ритуала погребения и передачи ответственности по организации похорон от церкви к похоронным компаниям. Генеалогия монополии на проведение ритуала погребения в общем виде может быть представлена как переход от церковного регулирования к государственному и рыночному. Однако сценарий "церковь - государство - рынок" является лишь общим направлением развития. Переход к рыночному регулированию в каждой стране имел свои особенности, обусловленные различным соотношением сил трех институтов - церкви, государства и частного бизнеса, а также процессом модернизации, через который проходили разные страны в конце XIX - начале XX в. Далее будут подробно рассмотрены два институциональных типа организации похоронной сферы - муниципальный и коммерческий, на примере которых можно проследить, как проходила коммодификация ритуала погребения.

Случай Западной Европы: создание светского ритуала погребения. Первый институциональный тип организации похоронной сферы - муниципальный; он в первую очередь свойственен Франции, а также другим странам, испытавшим на себе в XIX в. влияние Кодекса Наполеона (Walter 2005).

До XVIII в. организация похорон входила в обязанности членов сообщества, а обслуживанием ритуала погребения занималась исключительно церковь. В XVIII в. в результате процессов урбанизации и индустриализации, сопровождавшихся ростом численности населения и движением людей из сельской местности в города, в похоронной сфере стали возникать гражданские конфликты, связанные с нерациональным использованием земли и нехваткой места на кладбищах. Требовалась выработка более рациональных способов организации похоронной деятельности. Церковь уже не могла справляться со своими обязанностями и полностью контролировать проведение похорон, назрела необходимость вмешательства государства и создания законодательства, регулирующего похоронную отрасль.

В некоторых европейских странах конфликты были связаны еще и с тем, что церковь отказывала в проведении традиционных (католических) похорон определенным категориям граждан - самоубийцам, дуэлянтам, актерам, людям некатолического вероисповедания (включая младенцев, умерших до крещения) и отлученным от церкви католикам. Также в традиционных похоронах было отказано всем, кто погиб при постыдных и возмутительных обстоятельствах, позорящих личность умершего, например, тем, кто умер, находясь в состоянии алкогольного опьянения, или кто на момент наступления смерти состоял в незарегистрированном браке. Все, кому было отказано в традиционном ритуале, лишались и места на католическом кладбище, их хоронили на отдельных неосвященных территориях (Kselman 1988).

Во Франции в конце XVIII в. монополия церкви и абсолютная монархия привели к революции, которая закончилась созданием секулярного государства и унифи-

цированной системы гражданского права. Решение похоронных конфликтов началось с принятием в 1804 г. Кодекса Наполеона, который стал одним из первых светских документов, регламентирующих похоронную деятельность. Он оказал большое влияние не только на Францию, но и на другие континентальные страны, в особенности Италию и Германию. Кодекс предполагал сильную вовлеченность муниципалитета в управление похоронной сферой и постепенное устранение влияния церкви. Например, было официально разрешено создание кладбищ для людей разных религиозных конфессий, а также выделение на католических кладбищах специальных секторов для тех категорий граждан, которые, по мнению церкви, были недостойны традиционного католического захоронения.

Смена одного регулирования похоронной сферы на другое сопровождалась изменениями в ритуале погребения. Во Франции одним из поворотных моментов в истории санкционирования светских ритуалов похорон как альтернативы церковным ритуалам были похороны Виктора Гюго в 1885 г. (Kselman 1988), а в России - похороны Льва Толстого в 1910 г. (Никелл 2000). В обоих случаях решалась задача определения ритуалов, которые находились бы вне церковной системы, традиционно обслуживающей похороны, но которые вместе с тем были бы не менее достойными. К началу XX в. светские похороны становятся все более и более распространенной практикой.

В 1904 г. во Франции был принят закон, который предписал каждому муниципалитету создать собственное управление по организации похорон или передать обслуживание похорон одному предпринимателю. Это способствовало тому, что похоронное дело стало самостоятельным видом деятельности, появилась специальность похоронщика. Первыми похоронщиками стали хирурги и анатомы, которые боролись за официальное закрепление за ними эксклюзивного права на бальзамирование (Habenstein, Lamers 1996). Бальзамирование стоило денег, поэтому вначале это было практикой только для аристократии. Низшие социальные слои, которые всегда пытались имитировать аристократические похороны, тоже захотели пользоваться услугами бальзамировщика. Когда появился спрос на бальзамирование, похоронщики стали расширять свой бизнес и нанимать новых работников (извозчиков, плакальщиков и т.д.). Это сделало похороны еще более дорогими, и бедные слои населения были вынуждены копить деньги на похороны всю жизнь1.

Так в конце XIX - начале ХХ в. в странах Западной Европы постепенно проходила смена церковного регулирования похоронной сферы на государственное и рыночное. Но рынок в современном понимании как система регулярного, добровольного, взаимовыгодного, состязательного обмена благами (Радаев 2006), так и не появился. Отчасти это объясняется тем, что реформирование похоронной отрасли в Европе проводилось сверху, и между местными органами власти и похоронными компаниями возникли тесные взаимоотношения. Предписание передать организацию похорон одному предприятию впоследствии привело к созданию локальных монополий с высокими ценами и ограниченным ассортиме

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком